ЛЕКЦИЯ 26
НАТУРАЛИЗМ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. ЭМИЛЬ ЗОЛЯ
1. Течение натурализм, ее характерные черты.
2. Е.Золя - теоретик натурализма в художественной литературе.
3. Тематическое раВНОобразие романов Е.Золя: «Нана», «Чрево Парижа», «Западня».
1. Течение натурализм, ее характерные черты
Во второй половине XIX в. реализм во Франции перерос в натурализм - это литературный стиль, который распространился в Европе и Америке в течение 1870 - 1900 лет. В переводе с латинского означает «природа». Основой теории натурализма стал позитивизм Огюста Конта. Многих манила к позитивизма вера в науку - уважение к действительных фактов. Наука и искусство - едины.
Как и реалисты, натуралисты стремились до полного, достоверного, точного изображения общества, природы и человека, в частности на основе объективности.
Отличие от реализма:
• натурализм слишком прямолинейно выражал свои черты на практике;
• с точки зрения натуралистов вообще не было различий между литературным творчеством и научным познанием;
• натуралисты считали, что писатель должен создать всестороннюю и объективную картину общества так, будто этим занимался историк или социолог. А следовательно произведение искусства натуралистов должен быть «человеческим документом», то есть исчерпывающим описанием того или иного общественного явления.
• Судьба героев, их психология выводились из трех принципов:
1. наследственности - судьба героя, его поступки полностью зависели от того, что заложено в генах;
2. среды - человек сам по себе ничего не решала; натуралисты считали человека рабом среды, в котором она сформировалась;
3. исторической эпохи - на человека влиял время, в котором она жила.
Появление натурализма сопровождалась шквалом критики, поскольку натуралисты все больше углублялись в непоетичну действительность. В то же время он повлиял на развитие мировой литературы:
• своеобраВНОе продолжение реалистических традиций, начало влияния на писателей - реалистов XX в.;
• натурализм - это основа для будущих писателей - модернистов.
Натуралисты заставили еще раз пересмотреть «проблему табу» в литературе.
Они еще больше расширили круг тем, которые позволяли описывать в книгах, называли себя первооткрывателями нового вида искусства, связанного лишь с фактом. Если все предыдущее искусство, по их мнению, служило красоте, то новое служило истине. Поэтому натуралисты выступали против любых вольностей художника, против отбора жизненного материала, против существования запретных тем для искусства. Добродетель и порок одинаково важны были для художника. Поэтому писатель должен отображать природу такой, какой она была, без каких-либо украшений.
Представители натурализма интересовались различными психическими и социальными отклонениями, имели общие черты с декадентами, разрабатывали импрессионистический стиль.
Зачинателем натуралистической школы считали Е. Золя - продолжателя дела, которое начал Бальзак. Золя считал Бальзака своим духовным отцом.
Е. Золя был не только художником, но и теоретиком натуралистической школы. Как теоретик натурализма он выступил в 70-х годах на страницах «Вестника Европы». Его труды «Романисты - натуралисты» и «Экспериментальный роман» - главный материал для создания теории.
Положения теории натурализма Э. Золя:
- Писатель - не фотограф. Романист не ограничивался накоплением фактов и точным их отражением, он видел, понимал, творил, пытался изменять природу, но при этом не выходил за ее пределы; он постепенно пришел к абсолютному познанию.
- Натурализм - материализм. Наука установила, что духовная жизнь - элемент механизма, материя; поэтому приемы исследования духовной жизни и материальной природы должны быть тождественными, а экспериментальный метод должен стать общим как для химии, так и для романа. Своими наблюдениями и опытами романист продолжал работу физиолога. Роман из «области чистых фантазий» изменился романом, основанным на наблюдении и опыте.
- Натурализм и мораль. «Мы, моралисты - экспериментаторы, показываем с помощью опыта, каким образом страсть проявилась в обществе. Когда мы будем знать механизм данной этой страсти, можно будет сделать ее как только возможно безвредной». В этом вклад нравственного назначения произведений натуралиста.
- Натурализм и идеал. Если идеалист - это тот, кто занят поиском идеала, то экспериментатор - тот самый идеалист. Но он не видел ни благородства, ни красоты, ни достоинств, ни нравственности во лжи, в неведении, в заблуждении и т.д.
- Натурализм. Личность писателя и литературная форма. Личность писателя - на втором плане. Он должен забыть о личных чувствах и идеи. Забота о форме и составе также отступили на второй план. По мнению Золя, форме предоставляли преувеличенного значения, а язык - логика, естественная научная построение.
Итак, натурализм - не что иное, как использование экспериментального метода, наблюдения и опыта в литературе.
Недостатки натуралистической теории:
• полное отождествление художественного творчества с наукой;
• отрицание фантазии художника;
• игнорирование личности художника.
Возможно, это и стало причиной быстрого упадка натурализма и нарастанием быстрых успехов символистов.
Заслуга натурализма:
- натурализм - выражение в истории научных и социальных тенденций;
- художник - создатель практической социологии, решал взаимодействие личности и среды, законы, которые управляли обществом;
- художник - пророк, который в своих предсказаниях опирался на знание природы и человека.
Принципы натурализма Е. Золя:
• отказ художника от оценочных категорий при изображении фактов, полная отрешенность автора, объективизм;
• обращение литераторов к «запретных» тем. Художники - предшественники не писали о патологию, теперь ей было открыто широкую дорогу в роман, пьесу, поэму;
• историю общества рассматривали прежде всего как физиологический процесс и так ее представляли в искусстве.
2. Эмиль Золя - теоретик натурализма в художественной литературе
ЭМИЛЬ ЗОЛЯ (1840-1902) родился 2 апреля 1840 в Париже, в торговом квартале. Отец Золя - итальянец, талантливый инженер, строитель. Мать - француженка. Когда парню было 7 лет, семья переехала в провансальське городок Экс через материальные невзгоды, где прошли детские годы будущего писателя. В местной гимназии Золя получил начальное образование. Когда в 1857 году умерла бабушка, материальное положение семьи стало еще хуже.
В 1858 году Золя уехал в Париж, где он был принят в лицей св. Людовика, при поддержке адвоката Лабо, товарища отца. Так юноша попал в положение бедного студента, который стремился счастья и славы. Он стал замкнутым и угрюмым, ни с кем не дружил. Зато очень много читал. Но попытка завершить образование, сдав экзамены на звание бакалавра, провалилась (провал на филологии). Начались трудности будничной жизни, без постоянной работы. 1862 г. - с большим трудом устроился на постоянную работу упаковщиком на складе книгоиздательства. Золя продолжал писать стихи, поэмы, хотя они были вялы и безличны» (Мопассан).
В эти годы Золя начал писать для газет хронику и литературно-критические статьи. Журналистика способствовала развитию внимания к действительности. Вскоре он покинул издательство и полностью отдался литературной практике.
В 1864 году Эмиль Золя опубликовал сборник рассказов «Сказки Нінон», но ранние романы остались незамеченными. Постепенно увлечение творчеством романтиков (что существенно для ранних произведений) сменилось интересом к творчеству реалистов, в частности Бальзака, Флобера, до натуралистических теорий историка литературы Ипполита Тэна.
Творческое наследие Золя многогранная (несколько сборников рассказов, сборник литературно-критических и публицистических статей, несколько драматических произведений, но первостепенное место занимали романы). В «Терезе Ракен» (1867) и «Мадлен Фера» (1868) писатель создал примеры натуралистического романа.
У художника возник замысел эпопеи, похожей на «Человеческую комедию» Бальзака. Он решил создать «социальную историю одной семьи в период Второй империи», стремясь воплотить в ней положение натурализма. Почти 25 лет он работал над эпопеей «Ругон-Маккари», в которой отображена история французского общества с 1851 по 1871 гг.
Эпопея «Ругон-Маккари» (1871-1843) - дело всей жизни Золя - состояла из 20 романов. Замысел возник в 1868 году. Толчком стало увлечение писателя модной теорией наследственности. Золя задумал рассмотреть 4 поколения одной семьи.
Автор поставил две задачи:
1. «изучить на примере одной семьи вопросы кровной среды»;
2. «изобразить всю Вторую империю, начиная с государственного переворота до наших дней».
Пытаясь выполнить первое задание, он составил генеалогическое дерево семьи Ругон - Макаров, предоставив каждому члену семьи подробную медицинскую характеристику из так называемых наследственных черт.
Романы перенасыщены большим количеством персонажей (общее количество действующих лиц - 1200), которые никогда не имели родственных связей с Ругон-Маккарами, что сделано для более полного охвата действительности.
В расчет взят период, когда II империя развалилась. Ее историю завершили трагическая война и Парижская Коммуна. Постепенно усилилась социальная линия в «Ругон-Маккарах» за счет биологической.
«Ругон-Макары» - сложное и многогранное произведение. В нем візначили ведущие темы, основные линии, хотя они не охватили всего содержания эпопеи:
• изображение жизни буржуазии («Карьера Ругонов», «Добыча», «Чрево Парижа», «Накипь», «Деньги» и др.);
• жизнь народа («Западня», «Жерминаль», «Земля»);
• антиклерикальная тема («Завоевание Плассана», «Проступок аббата Бурый»);
• тема детства, творчества (роман «Творчество»);
• тема наследственности («Человек - зверь», «Доктор Паскаль»),
Одним из лучших романов цикла «Ругон-Маккари», написанных на основе экспериментального метода, стал роман «Жерминаль». В этом произведении Золя проанализировал важнейшую социально-историческое противоречие национальной жизни Франции конца XIX в., что ее сам писатель обозначил как борьбу «труда и капитала». «Жерминаль» - грандиозная фреска, которая состояла из найдетальніших, импрессионистичности по манере описаний шахтерского быта и труда, чередовались с широкими символическими картинами.
Значительное влияние на писателя оказали события франко-прусской войны и Парижской Коммуны (роман «Разгром», поэма «Осада мельницы»). Золя не принял Парижскую Коммуну, хотя кровавый террор версальців вызвал резкое осуждение писателя.
в 1898 году художник написал письмо президенту республики Ф. Фору «Я обвиняю» - свидетельство мужества Золя, правды и справедливости, и ненависти к врагам, милитаристов и клерикалов. Прозаика преследовали. Чтобы предотвратить заключению, он был вынужден на год покинуть Францию.
Творческая и общественная деятельность Золя внезапно оборвалась: он умер в ночь на 29 октября 1902 года в своей парижской квартире от отравления угарным газом при до сих пор невыясненных обстоятельствах. В своей надгробной речи А.Франс Золя назвал «этапом в сознании человечества». В 1908 г. тело писателя было перенесено в Пантеон.
3. Тематическое раВНОобразие романов Е. Золя: «Нана», «Чрево Парижа», «Западня»
Творчество Золя оказала огромное влияние на развитие натурализма и реализма во всем мире. Эмиль Золя начал в литературе философскую концептуальность и публицистичность, он разработал прием монтажа в романе вместо традиционного для классического реалистического романа драматического развития действия. Писатель создал новый тип романа, в центре которого нередко оказался «экономический организм» - рынок в «Чреве Парижа».
Уже в первых романах натуралиста проступала одна из характерных черт его стиля - сочетание детализированного описания с образом-символом, в котором был сконцентрирован главный смысл картины. Такими, скажем, были описания зимнего сада в квартире Саккара («Добыча») и картина центрального рынка в «Чреве Парижа».
В романе «Чрево Парижа» показан путь к власти проходимца и авантюриста вроде Эжена Ругона, изображено то питательную среду, что стало опорой для нового режима - мелкая торговая буржуазия, которая схватила свою долю добычи от милостей империи, все эти «гладкие», самодовольные мещане (семья Кеню).
Но за ярким фасадом Второй империи Золя увидел несчастье и отверженность низших слоев общества, стремительное падение нравственности и ужасающее лицемерие власть имущих. Эти тревожные процессы в общественной жизни Франции он анализировал в романах конца 70-х - нач. 80-х годов («Западня», «Нана»), Роман «Западня» был первым в творчестве Золя большим полотном из народной жизни. Книга сделала писателя скандально известным. Литературные снобы протестовали, много читателей отказались от подписки, и все же за рекордно короткий срок роман выдержал 30 переизданий. Острая реакция определенной части читающей публики объяснялась тем, что в произведении впервые с такой правдивостью показана жизнь французских низов.
В романе речь шла о драме семьи Купо, о ее физическую и моральную деградацию. «От банальности интриги меня может спасти только величие и правдивость изображенных мною картин народной жизни. Поскольку я беру глупую, пошлую и грязную обстановку, я должен предоставить рисунку большей рельефности», - писал Е.Золя о «Ловушку». Таким образом, писатель поставил перед собой сложную задачу: продемонстрировать пригодность для настоящего искусства любого материала, расширить согласно принципов натуралистической эстетики сферу художественного.
Прачка Жервеза и кровельщик Купо, трудолюбивые и простые люди, пытались обустроить свое маленькое счастье, свою скромную семейную жизнь. Но с Купо случился несчастный случай на работе, и это лишило его возможности работать. Он остался без работы и постепенно спился, все чаще наведываясь в кабак под названием «Ловушка».
Своим романом Золя утверждал, что нищий обречен на гибель, что условия жизни и труда неизбежно приводили его к деградации и вымирания. В то же время романист не забывал даты и биологическую мотивацию того, что происходило в романе: крах Купо и Жервези объяснялся не только социальными, но и наследственными факторами (Купо страдал от наследственного алкоголизма).
Эмиль Золя лично подчеркивал «философский связь», который существовал между «Ловушкой» и следующим его романом «Нана». Сделав главной героиней романа куртизанку Нана, усилив физиологический, сексуальный элемент в романе, автор хотел показать «расписание, что идет снизу, ловушку, которой господствующие слои дают возможность свободно распространяться». Образ Наны должен был символизировать всю Вторую империю, ее пышную внешность и разнузданном сущность.
Неоспоримым было влияние Золя на формирование итальянского веризма и творчество Г. Гауптмана, Т. Манна, Дж. Голсуорси, Т. Драйзера, А. Барбюса, Л. Арагона и др.
Вопросы для самоконтроля
• Раскройте, в чем отличие натурализма от реализма.
• Е. Золя - теоретик натурализма. Раскройте положения его теории.
• Кто во французской литературе стал «литературным отцом» Эмиля Золя?
• Что стало толчком к созданию писателем эпопеи «Руго-Маккари»?
• Роман Эмиля Золя стал крупнейшим проявлением теории натурализма?