ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 5 класс

РАЗДЕЛ И СКАЗКИ НАРОДОВ МИРА

 

ЯКОБ и ВИЛЬГЕЛЬМ ГРИММ

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА

 

В сказке можно сказать о сложно простыми словами, о том, что важно для всех.

Оскар Уайльд

Как известно, сказки в дописемний период передавали из уст в уста, от поколения к поколению. Хотя фольклорные произведения становились совершенными в результате коллективного творчества народа, но у каждого произведения был автор - тот, кто первым придумал и рассказал своими словами о том или ином событии. Потом рассказы, как люди добавляли что-то свое (поэтому их можно назвать соавторами), и сказка получала долгую жизнь во времени и пространстве. Однако имена людей, которые были творцами народной сказки (как и других народных произведений), уже никто не знает и не помнит, поэтому эти произведения называют анонимными. В течение нескольких веков различные виды устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки) пересказывали друг другу. Когда в разных странах распространилась письменность, тот, кто знал грамоту, мог их записать, но только собственноручно, потому что еще для этого не существовало никаких специальных приборов.

В XV в. произошло событие, важное для культурной жизни всего мира: был изобретен печатный станок и с появилась возможность не переписывать, а печатать книги. Слушатель постепенно превращался на читателя. Появлялось больше людей, которые хотели зафиксировать собственные художественные произведения, рожденные их фантазией и вдохновением.

Произведение, принадлежит не многим, а одному человеку, называют авторским, а саму эту человека называют автором (создателем) художественного произведения в истории литературы известны случаи, когда в некоторых произведений было даже два автора, они являются пение авторами. Однако это бывает редко, ведь создание литературного произведения является делом индивидуальным, творческим. Авторские произведения возникли очень давно, тогда, когда еще не было возможности печатать книги. В каждую эпоху и в каждой стране автор имел свое представление о прекрасном, а также свои представления о назначении художника и его творчества в мире.

 

Памятник И. Гутенбергу, который в XV в. изобрел способ книгодрукування. м. Майни (Германия)

Памятник книгодрукарю И. Федорову. м. Львов

 

Народные сказки дали толчок для фантазии многим художникам, которые создавали собственные художественные произведения с фольклорными образцами. Так родилась литературная сказка. Ее творцы (писатели) опирались на опыт устного народного творчества: обращались к распространенным у разных народов сказочных событий и образов, использовали традиционную сказочную строение (зачин, основную часть, концовку), а также устоявшиеся обороты, повторы, оценки, пословицы и поговорки.

Вместе с тем литературная сказка много получила от своего создателя - автора. Используя готовую схему событий (например, про мачеху и падчерицу, о герое и его преодолении, о борьбе добра и зла и др.), автор усложнял их, добавлял в привычных поворотов что-то свое. Кроме того, он больше обращал внимание на характеристику персонажей, с помощью специальных художественных средств делал их более выразительными, сложными и объемными за их психологическими качествами. В литературной сказке персонажи отличаются друг от друга не только внешними описаниями, своим внутренним миром, а и на языке, что характеризует их как вполне конкретных людей с индивидуальными чертами. Автор может придумать новых персонажей по образцу сказочных, дать им имена, ввести их в особый созданный им художественный мир, прямо высказать свою оценку событий и героев.

Поскольку каждый автор является представителем своего народа или нации, то через творца в литературную сказку входили черты национальной самобытности той или иной культуры. Через автора в сказке сочеталось национальное и общечеловеческое, то есть те ценности, которые важны для всех людей мира. Если в народных сказках не было пространных описаний природы, то в авторской сказке эти описания уже появились, они играют в каждом случае разную роль (усиливают характеристику персонажей, готовят к восприятию определенных событий, создают эмоциональный фон повествования и т.д.). Кроме описаний, в литературной сказке значительно усилена другие изобразительные особенности произведения: место событий и сами события, внешность персонажей, предметы обихода описаны подробнее, конкретнее и ярче, чем в народных сказках. Следовательно, в отличие от народной литературная сказка воплощает не коллективное, а индивидуальное, авторское мировосприятие и понимание жизни, могут совпадать с фольклорными ценностями, но каждый автор стремится выразить и собственные мысли, представления о мире, идеалы.

Народная сказка существует только в одной форме - в прозе: рассказ от третьего лица о событиях, которые как будто сами по себе разворачиваются, без участия автора. А литературная сказка имеет разные формы изложения. Автор может вести разговор о событиях не только как наблюдатель событий внешне, но и как непосредственный участник. Автор произведения может даже придумать образ вымышленного рассказчика, «спрятаться» за ним или «поручить» ему выразить собственные мысли и оценки. Нередко в литературных сказках используется форма повествования от имени «я», что не было присуще народным сказочным произведениям. Литературные сказки могут быть написаны не только прозой, но и стихами, существовать в драматической форме, предназначенной для воплощения в театре, кино и т.д.

Когда же возникла литературная сказка как жанр и какие писатели стали известными сказочниками? Формирование литературной сказки началось во Франции в XVII ст. В 1679 г. французский писатель Шарль Перро издал сборник литературных сказок (написанных стихами и прозой) «Сказки матушки моей Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями», предназначенную не только для детей, но и для взрослых. Писатель повлиял на многих других сказочников, в частности Жан де Лафонтен написал «Сказки и рассказы в стихах». На основании древних сказок о животных И. В. Гете написал литературную сказку «Райнеке-лис» (1793).

Особый интерес к народному творчеству и к созданию литературных сказок возникает в Европе в XVIII-XIX ст. Это было время, когда европейские народы боролись за независимость, отстояли родную культуру и язык, поэтому сбор и обработка фольклора, а также подражания фольклорных произведений было чрезвычайно важным делом для развития наций и национальностей. Кое-кто считает, что «Сказки для детей и семьи» (1812-1815) братьев Я. и В. Гримм являются литературными сказками, но они только собирали и печатали народные тексты. Много русских народных сказок обработал и издал поэт Василий Жуковский («Сказка про Ивана-царевича, Елену Прекрасную и серого волка» и др.), он также пересказал стихами и прозой некоторые сказки братьев Я. и В. Гримм и Ш. Перро, что с тех пор стали известными в России.

Астрид Линдгрен, шведская писательница, лауреат международной Литературной премии имени Андерсена (1958)

Сельма Лагерлеф, шведская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе (1909)

В XIX в. литературные сказки создавали писатели, такие, как Ганс Христиан Андерсен, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Вильгельм Гауф, Александр Пушкин, Петр Сршов, Всеволод Гаршин, Василий Одоевский, Сергей Аксаков, Карло Коллоди, бекар Уайльд и др.

Великими сказочниками XX в. считают Джозефа Редьярда Киплинга, Алана Александра Милна, Джанни Родари, Сельму Лагерлеф, Астрид Анна Эмилия Линдгрен.

Бытует мнение, что литературные сказки предназначены только для детского чтения, но на самом деле это не всегда так. Многие писатели создавали свои сказки как для детей, так и для взрослых, пытаясь объяснить важные для людей истины в доступной форме.

Если народная сказка имеет только три основных вида - сказка о животных, волшебная и социально-бытовая сказки, то в литературной сказке раВНОвидностей гораздо больше, что обусловлено разницей в подходах авторов к задачам сказочных произведений.

В начале XXI в. жанр сказки активно развивается, выливает на другие виды литературы и искусства (например, кино, мультипликация, драматургия и др.), обогащает их.

Автор - создатель художественного произведения (литературного, музыкального, живописи и т.д.).

Авторский - гой, что принадлежит автору (произведение, позиция, мнение, образ, идеал и т.п.).

Литературная сказка - авторское произведение, который подражает события, образы, строение, средства выразительности народной сказки, но вместе с тем воплощает авторские мысли, представления о мире, идеалы.

Прокомментируйте содержание таблицы, доведите ее положения примерами из тех сказок, которые вы знаете.

Сказка фольклорная

Литературная сказка

Коллективный автор

Индивидуальный автор (писатель)

Простая система событий

Усложненная система событий

Сказка фольклорная

Литературная сказка

Отсутствие пространных описаний

Пространные описания природы, места событий, внешности персонажей

События разворачиваются как будто сами по себе, без вмешательства автора

Автор направляет события, присутствие автора проявляется постоянно (в оценках, обращениях к читателю, выводах и т.д.)

Персонажи изображены в общих чертах

Персонажи усложнены, они изображены в индивидуальных чертах, автор обращает внимание на их внутренний мир, чувства, изменения характера

Прозаическая форма

Может существовать в прозе, в стихах, в драматической (тюрьме (предназначенной для театра, кино и т.д)

Писательница XIX века, Марко Вовчок основала жанр литературной сказки в Украине. Она создала такие детские сказки, как «Девять братьев и десятая сестрица Галя», «Медведь» и др. Панас Мирный написал «Сказку о Правде и Кривде», Степан Руданский - «Царь-Соловей», «Волк, Собака и Кот» и др. Большое значение для становления литературной сказки в Украине имела деятельность Ивана Франко. В XX в. среди выдающихся украинских авторов - Оксана Иваненко, Наталья Забила, Михаил Стельмах, Всеволод Нестайко. Развитие жанра литературной сказки в Украине и мире не прекращается и сейчас.

Творческое задание

Создайте обложку к своей любимой литературной сказки. Устно презентуйте свою обложку в классе.