СТЕНДАЛЬ (Анри Мари Бейль) (1783-1842)
ВНУТРЕННЯЯ ДРАМА ЖУЛЬЕНА СОРЕЛЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ КОНФЛИКТА С ОБЩЕСТВОМ.
ПСИХОЛОГИЗМ В РОМАНЕ
Конфликт Жюльена Сореля с обществом как сюжетный стержень романа
Сюжетным стержнем романа «Красное и черное» не есть история головокружительной карьеры плебея в условиях Реставрации и изображение его любовных похождений с двумя аристократками, а подробное описание его конфликта с тогдашним французским обществом, его моралью, законами и обычаями. В произведении детализированное изображение малейших движений души героя (а в этом Стендаль непревзойденный) вдруг прерывается стремительными лаконичными упоминаниями о событиях.
Этот конфликт начинается в семье и не ограничивается упомянутой роли «белой вороны», которую играет Жульен. В тюрьме, перед казнью юношу, когда уже не было времени на длительные разговоры и имитацию семейной любви, его отец выказывает свое отношение к сыну: «Суровые упреки старого посыпались на него сейчас же, как только они остались вдвоем, без свидетелей. Жюльен не мог сдержать слез. “Постыдное малодушие! - говорил он сам себе с яростью. - Он везде теперь роздзвонить о том, что я трус”». Отец имел бы морально поддержать сына, а не донимать его. Однако отношения в семье Сорелів нормальными назвать нельзя, разве что изменится само понятие нормы, и даже родственники будут жить по принципу «homo hominy lupus est» («человек человеку - волк»). Он упрекает Жульєнові за потраченные на него деньги, а сын не может быть самим собой и вынужден притворяться даже при отце: «Как добьются успеха Вальню и все эти жалкие лицемеры, что царят в Вер'єрі! ...Теперь у них есть свидетель, которому все поверят и который начнет разглашать по всему Вер'єру, еще и с разными преувеличениями, что я испугался смерти! Получится так, будто в этом испытании, понятном всем, я показал себя трусом».
Жульен был чуть ли не в отчаянии. Он не знал, как выпроводить отца, а играть роль, чтобы обмануть этого проницательного старика, было сверх его силы. И вдруг к Жюльену пришло озарение: единственное, что на самом деле любил его отец и что может завладеть его вниманием, - это деньги: «У меня есть сбережения! Как мне распорядиться ими? - Впечатление, которое произвели его слова, развеяло его чувства униженности». Расчет оказался правильным - отец наконец услышал то, что его интересовало на самом деле: «Старый плотник дрожал от жадности, боясь упустить деньги...
- Ну, так вот: Господь Бог вразумил меня относительно завещания. Я оставлю по тысяче франков моим братьям, а остальное - вам.
- Вот и хорошо, - сказал старик, - остальное принадлежит мне по праву... Сколько мне пришлось потратить на твое питание и обучение - об этом ты не подумал...
“Вот она - родительская любовь!” - повторял сам себе Жульен
с болью в сердце, оставшись наконец сам».
Пожалуй, это не только семейный конфликт, не только индивидуальные особенности старого Сореля, это еще и конфликт общественный и даже мировоззренческий - жадность во всех слоях общества, интерес только дорого, что «дает прибыль», - вот причины того, что отец накануне казни сына выставляет ему счет за питание и обучение.
Поскольку главным в романе является конфликт между «уровнем жизненных притязаний» Жульена Сореля и невозможностью их реализовать из-за его низкое происхождение, его монолог во время суда звучит как приговор социальной несправедливости и кастовій замкнутости французского общества: «Я не имею чести принадлежать к вашей касте, господа, в моем лице перед вами крестьянин, который восстал против низости своего состояния... Но, хотя бы я и меньше провинился, я вижу здесь людей, которые, не задумываясь над тем, что молодость моя заслуживает сострадания, пожелают наказать в моем лице раз и навсегда сломать тех юношей незнатного происхождения, подавленных нищетой, коим посчастливилось получить хорошее образование, вследствие чего они осмелились проникнуть в среду, которое на языке чванливых богачей называется высшим миром». В этих словах сосредоточена концепция писателя, ведь они объясняют причину выбора Стендалем такого героя, как Жюльен Сорель.