ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МЕГАСОБРАНИЕ ЛУЧШИХ УЧЕНИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ. 2016 5-11 КЛАССЫ

11 класс

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВВ.

 

Ф. КАФКА, ДЖ. ДЖОЙС, М. БУЛГАКОВ

 

ПЛАНЫ

Своеобразие раскрытия темы любви в психологическом эссе Дж. Джойса «Джакомо Джойс»

I. Вступление. История создания миниатюры «Джакомо Джойс», автобиографическая основа произведения. (Психологическое эссе «Джакомо Джойс» вышло в свет уже после смерти автора. Писатель не собирался обнародовать это произведение. По сути он был художественно-щоденниковим записью истории любви, которое пережил сам Джойс. Объектом его чувств была ученица писателя Амалия Поппер.)

II. Тема любви в психологическом эссе Дж. Джойса «Джакомо Джойс», ее своеобразие.

1. Особенности композиции эссе и его тематика. (Текст произведения напоминает мозаичное панно: состоит из отдельных фрагментов любовных взаимоотношений героев. Эти фрагменты не связаны между собой и рассказывают о вспышках чувств, которые произошли в раВНОе время. В них воссоздается образ любимой в разных ракурсах. И хотя рассказ имеет вид отдельных отрывков, складывается представление о его непревзойденную целостность.)

2. Образ возлюбленной в психологическом эссе. (В сознании героя произведения его любимая очень разная: изящная красавица, кокотка с фальшивой улыбкой, трогательная, беспомощная «птичья», которая выздоравливает после болезни. Образ любимой девушки подается автором через описание отдельных деталей: «Бледное лицо в ореоле пахкого меха. Руки ее застенчивые и нервные. Она посылает взгляд в лорнет. Так: Вздох. Смех. Взмах ресниц». Любовь, как волна, поглощает обоих влюбленных. Картина человеческих взаимоотношений передается через улыбку, касание, поцелуй: «... счастливые слова на устах, счастливый смех», «пучки холодные, тихие и подвижные... Ощупь. Прикосновение». Автор выразительно описывает взгляды, жесты, которые создают картину взаимоотношений: «...оливковое продолговатое лицо, спокойные ласковые глаза», «...вижу ее округлые темные глаза, полные страдания». Герои почти не разговаривают между собой, за них это делают глаза, руки, сердца: «Она поднимает руки, пытаясь застегнуть на затылке черную кисейную платье. Но хоть как натужується, это ей не удается... Я подношу руки, чтобы помочь, и ее руки опускаются...». Автор в эссе сумел так соединить детали и штрихи, что они слились в единую картину.)

3. Особенности изображения автором внутреннего мира героев. (Джеймс Джойс не воспроизводит внутренний мир любимого. Для него ее внутренняя сущность остается неуловимой. Это объясняется особенностью модернистской литературы: ее представители считали духовный мир другой личности непостижимым, а барьеры в отношениях между близкими людьми - непреодолимыми. Зато внутренний мир героя раскрывается достаточно глубоко: он раВНОобразный и богатый чувствами и их оттенками. Это любовь для героя - его «крестный путь» с праздником возрождения юных чувств и горечью осознания того, что молодость прошла.)

4. Особенности времени в миниатюре. (Автор раскрывает развитие любви от начала и до конца. Эта история включает в себя очень объемный жизненный материал. Исследователи считают, что его хватило бы на большой по объему реалистичный роман. Но писатель спресовує месяцы и годы в мгновения. Каждое мгновение включается в широкий культурный подтекст. Таким образом объединяется преходящее и вечное, как выражался Джеймс Джойс, то, что произошло «здесь и теперь» с тем, что «всегда и всюду».)

5. Раскрытие чувств и раВНОобразие оттенков рассказчика через связь произведения с мировым литературным контекстом. (Чувства рассказчика, раВНОобразие их оттенков, их динамичность, напряженность глубоко раскрываются через широкую связь с мировым литературным контекстом. Автор многократно обращается к тексту Библии, произведений В. Шекспира и Г. Ибсена. Например, внутренняя жизнь Джакомо воспринимается через цитирование Библии: «Стелют мне под ноги ковры для Сына Человеческого»; «Не плачь по мне, о Дева иерусалимская»; «Господь сказал: В своей беде искать меня тщательно. Ходите, Господа вернемся». Можно узнать в описаниях чувств героя к возлюбленной отзывы сонетов и пьес великого Шекспира: «Тело ее не пахнет: цветок без запаха»; «Эти бледные пальцы касались страниц, гадких и прекрасных». Мать героини напоминает королеву Гертруду, а дочь - Офелию.)

III. Выводы. (Психологическое эссе «Джакомо Джойс» подает историю любви в модернистском ключе. Герой не может понять внутренний мир своей героини и преодолеть последние барьеры между ними, подает рассказ о чувствах в фрагментарном виде и с помощью элементов техники «потока сознания». Часто писатель прибегает к аллюзиям и реминисценциям, что также свойственно модернистском произведения. Эссе - действительно оказалось новаторским и стало одним из первых модернистских произведений.)

 

Обзор литературы первой половины XX вв.

I. Исторические события, повлиявшие на развитие литературы первой половины XX вв. (Общественно-историческое развитие мира в первой половине XX века был бурным и противоречивым. Исследователи называют это время эпохой мировых войн, революций, тоталитарных режимов. Одним из самых тяжелых последствий Первой мировой войны стал духовный кризис и экономическая депрессия. Октябрьская революция в Российской империи расколола мир на две идеологические системы: капиталистическую и социалистическую. Тоталитарные режимы вызвали к жизни такое явление, как идеологизированная литература. В начале XX века произошла смена мировоззренческих и эстетических систем, которая отразилась на искусстве вообще и литературе в частности.)

II. Сложность и неоднозначность художественного процесса первой половины XX в.

1. Переворот в эстетической сознании и художественном творчестве начала XX века. (Процесс изменений в духовной жизни человечества начался еще в конце

XIX века, когда появились новые философские и идеологические течения. Они стали основой для изменений не только в мировосприятии человечества, но и в области литературы. Это коммунистическая идеология (К. Маркс), ницшеанство (Ф. Ницше), исследования в области психологии 3. Фрейда и К. Юнга. Начало XX века стал временем масштабных социальных экспериментов, отличился и научно-техническим прогрессом. Это способствовало формированию новых принципов и структур эстетико-художественного мышления и привело к появлению новых видов искусства, киноискусства в частности. Создается новая система литературных направлений, стилей и жанров.)

2. Модернизм как неклассическая модель культуры, воплощение эстетико-художественного переворота XX века. (Ведущей тенденцией литературного процесса первой половины XX века было развитие модернизма и авангардизма. Модернизм был моделью культуры, которая новейшее и наиболее последовательно воплотила то новое, что привнес в духовную жизнь XX века эстетико-художественный переворот. Он отбил кардинальные сдвиги в мировоззрении, философско-научном мышлении, форме и содержании произведений. Художники стремились также воссоздать ментальность XX века. Исследователи различают модернизм как эпоху в истории культуры, литературы и гуманитарной мысли XX века и модернизм как литературное направление. Его основными направлениями были символизм, импрессионизм, імажинізм, акмеизм и т.д. Писательница-модернистка В. Вульф «время модернизма» называла 10-е годы XX века. Это время творческой зрелости таких выдающихся художников мировой литературы, как М. Пруст, Дж. Джойс, Ф. Кафка, Г. Рильке, Т. С. Эллиот. Развивается модернистская проза и поэзия.)

3. Авангардизм и его основные течения. (Авангардизм совершил «революцию в искусстве» в 1910-1920-е годы XX века. Его основными течениями были футуризм, кубизм, дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм. И в авангардизме, и в модернизме отпечаталось новое соотношение действительности и искусства, когда искусству придавалось большей ценности и значимости. Эти направления воссоздали новое понимание природы человека, новое видение ее роли и места в мире. Хотя модернисты и авангардисты считали себя новаторами в искусстве, авангардисты пытались разрушить созданное предшественниками, а модернисты поддерживали определенную связь с классической традицией. Модернистская литература развивалась в двух направлениях создания художественной реальности: создание своего художественного мира на грунте уже готового мифопоэтического или литературного материала и создания своего художественного мира на собственных, индивидуально-авторских мифах.)

4. Реализм в литературе первой половины XX века. (Реализм первой половины XX века активно ищет новых средств и форм художественного выражения. С одной стороны - он продолжал традиции литературы предыдущих эпох, с другой - искал новых средств и форм художественного выражения, взаимодействовал с модернизмом. Направление эволюционировал, возникали его модификации, например неореализм.)

5. Элитарная и массовая культура. (Литература и культурный процесс начала XX века раздвоился: начали развиваться элитарная и массовая культура. Это стало характерным признаком культурной ситуации ХХ века.)

III. Выводы. (Подытоживая сказанное выше, следует заметить, что бурный общественный, экономический, научно-техническое, интеллектуальное развитие общества отразился на развитии искусства, литературы в частности, и вызвал появление нового мировоззрения, новых направлений, жанров, которые отразили специфику изменений во всех областях жизни XX века.)