11 класс
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВВ.
Ф. КАФКА, ДЖ. ДЖОЙС, М. БУЛГАКОВ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ С ВЫБОРОЧНЫМИ ОТВЕТАМИ
К теме «Литература первой половины XX века: Ф. Кафка, Д. Джойс, М. Булгаков»
1. Назовите важнейшие исторические события первой половины XX века, которые повлияли на развитие литературы ?
2. Каким является художественный мир, созданный Кафкой?
Художественный мир, созданный Кафкой, прозаический, населенный обычными людьми. их трагедии мелкие и абсурдные, иногда похожи на фарс. В то же время этот мир фантастический, потому что самое невероятное происходит в обычной жизни. Этот мир наполнен ужасом, унынием и мраком.
3. Признаки какого литературного направления можно найти в произведениях Кафки?
Произведения Кафки приближаются к экспрессионизму, ведь у представителей этого направления мир является нагромождением человеческих страданий, открывается как сочетание символов и знаков, за которыми стоит жизнь.
4. Произведение исследователи считают символом творчества Кафки?
5. Назовите приметы художественного мира Кафки.
В художественном мире Кафки реальность пронизана ирреальным, странным, ужасным. Это отражение собственного страха и одиночества бытия писателя.
6. Определите место Джеймса Джойса в мировой литературе.
Джеймс Джойс - один из основоположников модернистской прозы, в частности романа, поэтика которого оказала значительное влияние на развитие не только этого жанра, но и всего литературного процесса. Творчество Дж. Джойса способствовало интеллектуализации литературы, ведь была связана с философией и психологией.
7. Определите жанр произведения Дж. Джойса «Джакомо Джойс».
8. Почему эссе Дж. Джойса «Джакомо Джойс» - автобиографическое произведение?
Героем произведения становится сам автор, но герой не сливается с ним полностью. Это дает возможность показать героя и извне, и изнутри. В произведении писатель использовал факты из своей биографии: его пребывание в Италии, Франции, Ирландии, работа учителем английского языка, чтение лекций о Шекспире и работа над «Уллісом».
9. Назовите особенности композиции психологического эссе «Джакомо Джойс».
10. Дайте определение «потока сознания».
Средство изображения психики человека непосредственно, «изнутри» как сложного и текущего процесса. Школа «потока сознания» сформировалась в начале XX века. Представители: Джеймс Джойс, Марсель Пруст, Вирджиния Вульф, Гертруда Стайн. Эти художники использовали «поток сознания прежде всего как технику, способ повествования, который показывает подробно психический процесс, точно фиксирует мысли, чувства, порывы в виде потока, реки без подчинения хронологии или логике».
11.Які моральные и философские проблемы решает Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» ?
Свобода и насилие, отношения художника и власти, смысл бытия человека; духовная сущность мира, любви, предназначения человека, проблема выбора, деградация общества и т.д.
12.Назовите особенности композиции романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Композиция построена по принципу контрапункта, то есть сочетание различных, относительно независимых сюжетных линий, которые развиваются с раВНОй скоростью. Эпическое повествование сочетается с лирическими отступлениями.
13.Які средства комического использовал М. Булгаков в романе?
14.Визначте идею романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Утверждение идеи высоких человеческих ценностей - добра, справедливости, любви, свободы.