ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XIX - начале XX вв.

ЛЕКЦИЯ 24 - 25

ГИ де МОПАССАН - ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КРИТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА

 

1. Жизненный путь писателя.

2. Новелістика Ги де Мопассана: раВНОвидности, признаки, ведущие темы. «Сімонів отец», «Мадемуазель Фифи», «Могильницы», «Два товарища».

3. Общая характеристика романистики Ги де Мопассана.

 

1. Жизненный путь писателя

 

ГИ де МОПАССАН (1850-1893)- один из крупнейших мастеров французского реализма XIX в., автор новелл и романов, последователь Бальзака и ученик Флобера, поклонник «великого русского» Тургенева. Распространенной была мысль, что Ги де Мопассан - один из лучших новелістів XIX ст. Ход времени лишь подтвердил правильность этой мысли. В общем Ги де Мопассан написал около 300 новелл, объединенных в полтора десятка сборников. Три из них были изданы после смерти писателя, в них вошли только те произведения, которые он не перевидавав за жизнь.

Основатель так называемой «психологической новеллы» Мопассан одновременно был создателем безупречных образцов этого жанра. Он писал: «Произведение искусства совершенен только тогда, когда он является одновременно как символом, так и точным изображением действительности».

Родился писатель 5 августа 1850 года в небогатой дворянской семье в Нормандии, на севере Франции близ порта Гавр. Дали ему длинное имя Анри Рене Альбер Ги де Мопассан, хотя сам он с детства называл себя коротеньким Ги.

Мать Ги, Лора Ле Пуатвен, была мещанкой из разорившейся семьи. Она получила знатное имя вследствие союза с волшебным Гюставом, тогда еще просто Мопассаном. Право на частичку «де» Мопассаном досталось в 1774 году, благодаря случайной милости австрийского королевского двора. Правда, революционные потрясения, произошедшие вскоре, сделали частицу «де» не очень актуальной, однако для Лоры Ле Пуатвен она была очень важной. Не случайно незадолго до свадебной церемонии Гюстав добился от общественного трибунала города Руана право официально добавлять к своей фамилии желанную частицу «де».

Ссоры в семье Мопассанів начались почти на второй день после свадьбы. Гюстав несчастный живописец и неуравновешенный человек, как и раньше, ухаживал за красавиц и тратил деньги. Всем руководила серьезная Лора, которая имела сильный характер, независимый ум, изысканный вкус и вообще была незаурядной личностью. Лора сумела завоевать искреннюю любовь и уважение сына, который стал ее гордостью. С самого детства она по-своему воспитывала Ги, и в течение всей жизни он испытывал ее влияние и как писатель, и как человек. До последних дней она оставалась его другом, советником и доверенным лицом.

Отец научил Ги рисовать и разбираться в искусстве, однако не стал ему по-настоящему близким.

В 1862 году супруги Мопассан разъехалось. Лора бесспорно победила в этой ситуации. Она никогда бы не согласилась на развод, потому что ни за что на свете не стала бы снова Ле Пуатвен, и поэтому продолжала оставаться с мужем ради детей.

Детство Ги прошло в доме бабушки в Фекані и в курортном городке Стрета, куда они довольно часто приезжали отдыхать. Воспитание мальчика проходило в беседах с матерью, чтении Шекспира и уроках аббата Обурга, викария Стрета.

Большинство подробностей биографии Мопассана до сих пор остаются невыясненными. Родители не стремились вести семейный летопись, а сам Ги неоднократно повторял: «Я хочу, чтобы все то, что касается меня и моей жизни, никогда не было разглашено». Он даже не разрешал печатать свои портреты, избегал предисловий к своим произведениям, не давал интервью, уничтожал свою переписку и почти не вел дневников, поэтому сведения о школьных годах писателя весьма ограничены.

В 1859-1860 годах он учился в Императорском лицее Наполеона в Париже. Когда ему исполнилось 13 лет, Лора отдала его в духовной семинарии в г. Ивето. Официальные табели из семинарии полны сдержанных благодарностей послушному ребенку. Однако на самом деле Ги быстро возненавидел мрачное здание. Мальчик часто изображал из себя больного, только бы вырваться на волю.

Утешением на то время он становится поэтическое творчество. Мальчик начал рифмовать с 13 лет. Именно это оружие в руках юноши позволила ему, в конце концов, оставить семинарию.

Одержав победу, он сразу же поступил в старшего класса Руанского лицея. Это произошло в начале лета 1868 года. Проучившись год, парень с успехом сдал в Канне экзамены на степень бакалавра. Это событие Ги отпраздновал по-своему - традиционным посещением местного публичного дома. В октябре того же года был зачислен на факультет права Парижского университета.

Руанский весомый период в литературной биографии Мопассана. Здесь он встретил своего первого литературного наставника и первого критика: им занимался товарищ его дяди - Луи Буйное. Это был талантливый поэт, преподавал французскую литературу, занимал должность хранителя Руанської библиотеки. Именно он познакомил Ги со своим товарищем Гюставом Флобером, который на то время уже был известным и уважаемым писателем. Первые литературные попытки Мопассана разочаровали Флобера, и долгое время он видел в нем только способного, но отнюдь не талантливого юношу. Флобер научил юношу тайнам литературного мастерства - долго и упорно всматриваться в то, что хочешь описать, чтобы найти в каждом жизненном явлении новую сторону, которого до этого времени еще никто не касался и не воспроизводил.

В июне 1870 года началась франко-прусская война. Ги был призван на военную службу и, не успев повоевать, стал свидетелем быстрой поражения французской армии и оккупации Франции. Мопассан разрывался между ненавистью к войне и милитаристов - прусаков. Ему пришлось увидеть то, что зранило его душу, но сформировало мировоззрение. Свой гнев, ненависть и возмущение этой войной и немцами он еще долго изливал на страницах своих произведений и полностью освободился от этой темы лишь в 1887 году.

После поражения Франции Мопассана причислили к парижскому інтендантства, где он спокойно ждал демобилизации, проводя время в обществе известной певицы мадам Делакер'єр. В конце концов, его длительные отлучения вызвали у руководства подозрение, и против него было начато расследование. В ноябре 1871 года, виладнавши проблемы на работе, Ги демобилизовался. Некоторое время он жил родительским счет, иногда устраивая скандалы по поводу недостаточного, на его взгляд, содержание. Но семья была почти разорена после войны, и поэтому продолжить обучение в университете Ги де Мопассан не мог.

Благодаря стараниям отца и Гюстава Флобера в марте 1872 года он поступил на службу в морское министерство, однако, по условиям найма, жалованье он начал получать только после года работы. Лишен возможности тратить деньги на что ему заблагорассудится, Мопассан занялся наблюдением за средой чиновничества, что тоже нашло свое отражение на страницах его произведений.

Будущий писатель упрямо продолжал свои литературные попытки. Дружба с Флобером позволила ему войти в круг таких художников, как Альфонс Доде, Эмиль Золя, Тургенев. Среди них он слыл простого нормандского парня, в котором никто даже не подозревал когда-нибудь увидеть писателя. В течение семи лет молодой Мопассан закалял свое перо и свои литературные попытки приносил Флоберу. Тот внимательно читал и подробно анализировал недостатки произведений Ги, делился секретами своего мастерства. Позже Мопассан вспоминал: «Я работал под руководством Флобера протяжении 7 лет, не напечатав ни одной строки. За эти 7 лет он дал мне столько, сколько я сам не приобрел бы и за сорок».

Принципы наставлений Флобера:

6. не выяснять психологии героя - пусть о ней говорят его поступки;

7. не выкладывать подробностей - пусть выбранная черта даст остро и полно ощутить целое;

8. не комментировать и не оценивать - пусть говорят действия и подтекст, лексика и краски.

Мопассан стал работать весьма напряженно. В начале 1876 года в его писательском багаже уже было немало стихов, прозаических произведений, пьес.

В декабре 1878 года юноша, за содействие Флобера, перешел работать в министерство народного образования - в отдел литературы и искусства. По этому поводу он стал подписывать письма таким титулом «Находящийся в распоряжении министра народного образования, вероисповеданий и искусств, особо уполномоченный по переписке министра по делам управления отделами вероисповедания, высшей школы и учета».

Мопассан чувствовал отвращение к затхлого воздуха служебных кабинетов, к людей недалеких, и когда у него появлялось несколько франков, он отправлялся в Этрета, а когда денег совсем не было - на Сену. Любимым делом на отдыхе было гребле. Ги был душой компании благодаря своей силе, шуткам.

С 1878 года в литературной жизни Мопассана, как и всей французской литературы, начался новый период. Именно в это время Эмиль Золя приобрел свой знаменитый дом в Медане, где начали собираться его молодые сторонники, которых окрестили натуралистами. Не касаясь тонкостей литературных споров, отметим, что Мопассана влекло к этой группе и похоже понимание искусства, и стремление присоединиться к перспективной группы.

1880 год стал для писателя судьбоносным. В театре Дежазе неплохо проходила премьера его пьесы в стихах «В старые годы». Не без помощи Флобера поэмы и стихи Мопассана были собраны в отдельный том и вскоре должны были увидеть свет. Ги придавал большого значения этой сборке, не подозревая, что настоящий триумф ждал его, но совсем в другом месте.

Компания в Медане на это время была дружна как никогда. За содействием Мопассана Золя приобрел лодку для прогулок по Сене. Когда пришло время дать ей имя, Ги предложил «Нана». Такое название имел роман Золя, который наделал шума, о тяжелой судьбе девушки легкого поведения. На вопрос «Почему?», Мопассан, смеясь, ответил: «Потому что все будут залезать на нее». И в этом коллективе возникла мысль об издании совместного сборника рассказов «Меданські вечера», которая стала бы рекламой и новому направлению, и молодым авторам. Состав сборки был обсужден совместно. Молодой прозаик взялся написать новеллу об одном из эпизодов франко-прусской войны. В ней проститутка оказалась гораздо более моральным и человечнее, чем добропорядочные руанские буржуа, которые ехали вместе с ней в одном дилижансе, и которые тоже попали в руки немцев. Новелла имела название «Пышка».

Самое интересное, что эта история не была выдуманной. Прототипом Пампушки была настоящая руанская проститутка Адрієнна Легей, с которой действительно произошла история, взятая за основу сюжета новеллы. Рассказывали, что много лет спустя Мопассан, уже довольно известный писатель, встретил Адриенна в ложе руанского театра Лафайет. Он умиленно посмотрел на нее, потом публично поклонился и повез ужинать в гостиницу Манс. Жизнь ее закончилась довольно печально - растеряв клиентов, Пончик с улицы Шарет наложила на себя руки в 1892 году, задолжав хозяину 7 франков.

Сборник «Меданські вечера» увидела свет в начале мая 1880 года. Мопассан быстро убедился, что его расчеты оказались неверными: публика обратила внимание на сборник его стихов благодаря новелле, а не наоборот. Это стало ему уроком, который был усвоен - теперь к поэзии он обращался лишь эпизодически.

Буквально через неделю Ги получил телеграмму о преждевременной смерти Флобера от инсульта. Мопассан сразу же приехал в Круассе и принял активное участие в организации похорон, в частности сам обмыл и одел своего друга и учителя.

Успех сопровождал молодого писателя и в дальнейшем. Его охотно печатали издательства, которые лишь несколько месяцев назад с такой уверенностью ему отказывали. Писатель вел себя достаточно осторожно; он не спешил бросать службу и объяснял это так: «Профессия литератора весьма ненадежна. В случае болезни или неудачи я буду счастлив иметь должность и оклад».

Упоминание о болезни была не просто случайностью. Его наследственность была достаточно тяжелой: очаровательная мать, больная неврастенией, дядя Альфред, который страдал галлюцинациями и умер в возрасте 32 лет. Во время чрезмерного увлечения греблей Ги страдал от жестоких приступов мигрени и резкой смены настроений - возбуждение чаще всего чередовалось у него с глубокой депрессией. В конце семидесятых годов у него стали сильно выпадать волосы и обострилось заболевание нерва правого глаза. Диагноз врачей был однозначным - сифилис. Время вступления страшного недуга позже отнесли примерно до 1876 года, когда бедный и никому не известный Ги вел разгульный образ жизни, пренебрегая его последствиями. Медицина тогда еще не знала пенициллина, и Мопассан оказался в одной компании со многими известными людьми, жертвами этого на самом деле проклятие века. Среди них были Альфонс Доде и Стефан Малларме, Шарль Бодлер и Жюль Гонкур, Винсент Ван Гог и Фридрих Ницше, Поль Гоген и Анри Тулуз-Лотрек.

Летом 1880 года прозаик таки решился бросить службу и вскоре отправился в путешествие Корсикой. Неусидчивость, очевидно, была у него в крови - он никогда долго не оставался на одном месте. В апреле 1881 года Ги снял домик в Сартрувіллі, а уже через несколько месяцев отправился в качестве корреспондента газеты «Голуа» до Африканского континента. В мае этого же года вышел первый сборник новелл Мопассана - «Заведение Телье», по которой вскоре вышла вторая - «Мадемуазель Фифи».

«Заведение Телье» Ги де Мопассан посвятил Тургеневу. Зато российский писатель способствовал популяризации произведений Мопассана в России. Интересный факт: роман «Милый друг» начал печататься в «Вестнике Европы» месяцем раньше, чем в Париже.

Успешный новеллист поселился в Этрета. Там он построил домик. Задумавшись над названием для своего дома, Мопассан остановился на «Заведении Телье», однако решил, что она была не очень уместной.

Писатель относился к своему творчеству как настоящий коммерсант. Он следил за рекламой и продажей своих произведений. Лето 1882 года Мопассан провел, путешествуя Бретанью. Весной следующего года свет увидел его первый роман - «Жизнь».

Ги де Мопассан был одним из удивительных любовников своего времени. За четверть века он, по его словам, имел сексуальную связь с сотней молодых женщин. Среди многочисленных любовных романов прозаика стоит вспомнить его переписку с Марией Башкірцевою. Это был коротенький роман в нескольких письмах. Эта молодая девушка, талантливая и красивая, умирала от чахотки, и знала об этом. Полна жизненной энергии и желания жить, она пыталась отвратить неотвратимое. С целью хотя бы что-то сохранить о себе, она вела дневник, который после смерти хотела оставить какому-то писателю. Ее выбор пал на Ги де Мопассана. их письма были полны откровенности, тонкой игры ума; они прекрасно понимали друг друга, хотя никогда не виделись и даже не искали встречи. Жизнь все решило за них: Мопассан так и не получил этого дневника, а Мария, которая так мечтала остаться в памяти какого-то человека, стала известной благодаря этому дневнику, хотя посвящен он был только Ги де Мопассанові.

Мопассан тоже болел. Его мучили глубокие приступы депрессии и страх смерти, у него появились галлюцинации. С тех пор он начал бояться зеркал. Все чаще книги и письма ему читали - он вынужден был беречь зрение.

Лето 1884 года он провел в Этрета. В восемь утра Ги поднимался, не завтракая, садился за стол и работал до двенадцати часов. После холодного обтирания завтракал, а потом снова к работе. После обеда он раз 40 - 50 стрелял из пистолета и шел к морю.

1884 год стал подарком для поклонников таланта Мопассана. Увидели свет три прекрасных сборника новелл: «Лунное сияние», «Сестры Рондоли», «Мисс Гарриет», а также книга путевых заметок «Под солнцем». Зиму Мопассан провел в Каннах. Он много и упорно работал. Результатом этого труда стали сборника новелл «Иветта», «Сказки дня и ночи», «Туан» и, наконец, самое известное произведение писателя - роман «Милый друг».

В журналистских кругах, к которым принадлежал и герой романа Жорж Дюруа, называли сразу нескольких прототипов этой колоритной фигуры. Однако ближе к Любого друга стоял сам Мопассан - неслучайно это прозвище сопровождало Ги всю дальнейшую жизнь. С Жоржем Дюруа его соединяли внешность, карьеризм, любовь к воде и родного края, страх перед смертью, атеизм, ярко выраженная сексуальность и пренебрежительное отношение к женщинам.

Несмотря на многочисленные связи, Мопассан даже и не думал о создании семьи. Весомое влияние по этому вопросу должны были иметь и независимость, которой писатель очень дорожил. «Я никогда не любил... Думаю, что я слишком строго сужу женщин, чтобы поддаваться их очарованию. В каждом человеке есть существо моральное и физическое существо. Чтобы любит, мне надо встретить такую гармонию между этими двумя существами, какую я никогда не встречал».

В 1885 году, почувствовав ухудшение здоровья, Мопассан сначала отправился в путешествие в Италию, а потом лечиться на курорт Шатель-Гюйон. Здесь он собирал материал для будущего романа «Монт - Ориоль».

8 июня 1887 года в его жизни произошло знаменательное событие - он стал первым летающим романистом. Однако далеко не все достижения научно-технического прогресса находили благоприятный отклик у Мопассана. Например, именно он возглавил группу писателей и художников, которые активно протестовали против сооружения знаменитой Эйфелевой башни, приуроченной к открытию выставки ЭКСПО-1889. Существуют сведения, что позже он довольно часто обедал в ресторане башни, мотивируя это тем, что нашел единственное место в Париже, откуда ему не было видно ненавистную постройку.

В течение 1887 - 1888 годов прозаик напечатал романы «Монт-Ориоль» и «Пьер и Жан», полуавтобиографическую книгу «На воде», сборника новелл «Орленок», «Избранник г-жи гюссон». Зимой он съездил к Алжира и Туниса. Кроме того, на смену яхте «Милый друг - 1», приобрел яхту «Милый друг - 2» и совершил на ней путешествие по Средиземному морю.

Весной 1888 года Мопассан закончил роман «Сильна как смерть».

Проблемы преследовали его: болезнь брата, который умер в психиатрической больнице, усиление собственных болезней. Он, как и его мать, стал все чаще употреблять наркотики - эфир и опиум. Несмотря на все старания врачей, болезнь уверенно прогрессировала. Он постарел, его уже не узнавали на улицах знакомые, случайно встретив. У него ощутимо изменился характер: он стал раздраженным, довольно часто начинал скандал из-за ерунды. Он жаловался на провалы в памяти, которые иногда не мог вспомнить даже названий часто употребляемых предметов и т.д. «Я не имею ни одной последовательной мысли, я забываю слова, название всего, и мои галлюцинации, мои страдания раздирают меня. Я не могу писать; я больше не вижу, это крушение моей жизни». Новеллист все дальше отдалялся от людей, прекратил общаться с другими писателями.

В ночь на 2 января 1892 Мопассан сделал попытку наложить на себя руки, которая оказалась неудачной. Через несколько дней мать по настоянию врачей вынуждена была отправить его в психиатрическую больницу, самой дорогой в стране. Следующие полтора года были не более, чем продолжительной агонией. В прессе на все лады пересказывали истории о безумие и страсть Мопассана к наркотикам.

Страдания писателя прекратились лишь 6 июля 1893 года. После его смерти родные без сожаления избавились от всего, что напоминало бы им о Ги. На похоронах за гробом Мопассана шли, в основном, друзья, писатели и издатели. Ни отец, ни мать так и не появились. Александр Дюма-сын с горечью повторял: «Какая судьба! Какая потеря для литературы!»

Мопассан и Украина. Творчество Мопассана всегда пользовалась в Украине устойчивым интересом. Первые переводы его произведений появились еще при жизни автора. Начиная с 1883 г., различные газеты и журналы печатали переводы его статей и рассказов. Среди переводчиков стоит выделить Марка Вовчка, Василия Щурата, Осипа Маковея, Иоанна Рыльского и др.

За полтора десятилетия появилось более 40 переводов различных произведений Мопассана. Большим поклонником творчества писателя был И. Франко. Он подготовил сборник новелл писателя, вышедшие под названием «Дикая госпожа» (1899).

После 1917 г. в Украине выходили сборники новелл писателя прежде всего на темы народной жизни и о событиях франко-прусской войны.

 

2. Новелістика Ги де Мопассана: раВНОвидности, признаки, ведущие темы: «Исповедь», «Мадемуазель Фифи», «Могильницы», «Два товарища»

 

Новелла - короткий рассказ о каком-то событии или человеке, о его чувствах и переживаниях. Воссоздав на ограниченном пространстве новеллы чью-то судьбу или случайное происшествие, писатель стремился показать фрагмент жизни, а через него - характерные черты всего общества.

Если в эпоху Ренессанса новелла основном имела комический характер, в основе лежал анекдотический, забавный сюжет, была насыщена динамичными событиями, имела четкую фабулу и почти не изображала внутреннего мира героев, то французская новелла критического реализма в значительной мере утратила эти качества. Более статичная и описательная, она стала, прежде всего психологической, рассказывала про душевные порывы человека.

Своей вершины французская новелла XIX века достигла в творчестве Ги де Мопассана. Его творческое наследие содержал более 20 сборников, в которых вошло 300 новелл, напечатанных в течение 1880-1890 годов.

Ведущие темы творчества:

война, страдания и смерть, которые она несла людям;

жизни представителей различных общественных слоев и прослоек;

любовь; счастье или несчастье в браке;

верность и предательство;

одиночество человека; ее изолированность и обреченность;

судьба женщины в обществе и семье;

судьба людей, которые оказались за пределами общества;

буржуазные и аристократические обычаи в столице и провинции;

религия и ее влияние на людей;

патриотические произведения о франко-прусскую войну.

Ги де Мопассан создал новый тип новеллы, которого не знала европейская литература. Анализировать его произведения достаточно сложно, так как зачастую сюжет и содержание в новелле не совпадали. Обычно автор воспроизводил лишь отдельный эпизод человеческого бытия без четко определенного финала - «кусок жизни». Но каждый такой эпизод был проявлением глубинных процессов жизни, увидеть, понять и постичь которые автор предложил читателю. Сюжет стал как бы верхним грунтом, который скрывал значительный художественный слой. Такой принцип изображения позже получил название «подтекст».

Исследовав тему войны, Мопассан поставил широкий круг вопросов:

- ответственность правительства за войну;

- аморальное стремление городской и сельской буржуазии извлечь выгоду из войны;

- трагедия втянутой в кровавые события войны рядового человека и присущее ей чувство патриотизма;

- патриотизм мопассанівських героев не красноречивый, они не проиВНОсили громких лозунгов, не говорили о величии Франции и свой долг.

 

Мастерство Мопассана - новеллиста.

одна сюжетная линия;

острота и динамичность сюжетов;

психологическая мотивированность всех действий героев;

строгий отбор главного, типичного в слове, образе, характере, ситуации;

сконцентрированность в одном событии, в резком столкновении характеров;

драматическое напряжение действия;

прием контраста;

оживленный диалог;

речь героев индивидуализирована;

широкое использование художественной детали;

неожиданная развязка;

многообразий форма произведений;

краткость и лаконичность.

 

«Исповедь»

Главные героини - Сюзанна и Маргарита где Терель - две родные сестры. Центральная тема новеллы - тема верности и предательства.

Маргарита померла. ей было 56 лет, но на вид - не меньше 75.

Сюзанна, старше сестры на 6 лет, рыдала, стоя у сестры на коленях. Она была вдовой. Когда-то она очень любила одного мужчину, он тоже ее любил, но Анри вскоре умер. Девушка решила никогда больше не выходить заміж. ее младшая сестра Маргарита тоже сказала, что никогда не выйдет. Она была красива и многие мужчины влюблялись в нее.

Теперь, умирая, Маргарита умоляла, чтобы пришел священник, которому призналась, что тоже была влюблена в Анри. Чтобы он не достался сестре, она подмешала ему в пирожное порошок из толченого стекла, себе так же, а остальное бросила в озеро. На второй день умерло двое лебедей. Вскоре умер и Анри, а Маргарита навсегда осталась калекой. Маргарита попросила сестру простить и простила: «Прощаю тебя, дитя, прощаю...»

 

«Мадемуазель Фифи»

Маркиз Вильгельм фон Эйрик, миниатюрный блондин, чопорный, грубый с солдатами, жестокий, вспыльчивый. Со времен вступления в Францию товарищи называли его не иначе как мадемуазель Фифи, потому что имел тонкую талию, будто затянутую в корсет, бледное лицо и употреблял слово-паразит, которое он проиВНОсил с присвистом «fi-fi donc!».

Однажды он вместе со своими друзьями решил развлечься и из Руана привезти барышень. На улице они встретили 5 красивых девушек - проституток. За три месяца эти женщины уже смирились с прусаками и были уверены, что им хорошо заплатят.

Девушек привели в столовую и капитан сам начал «делить» их, объявляя: «№ 1 - Памела - предназначен командиру...». Мадемуазель Фифи досталась наименьшая - Рашель - юная брюнетка, еврейка. Она была настоящей патриоткой и убила его десертным ножом. Девушка убежала и спряталась в колокольне. После ухода немецких войск Рашель вернулась в Париж, где встретила настоящего патриота. Он влюбился в нее и они поженились.

 

«Два товарища»

В центре новеллы - два приятеля - Морис и Соваж, которые познакомились в свое время на рыбалке. Они уже долгое время не виделись, и однажды внезапно встретились. Приятели зашли в кофейню выпить, и во время разговора решили пойти порыбачить, чтобы вспомнить былые времена. Саваж сказал, что у него был знакомый полковник, который мог пропустить их, чтобы они не наткнулись на аванпости пруссаков.

Друзья знали, что наверху - пруссаки, но они никогда их не видели, хоть и чувствовали вокруг Парижа. Они осторожно подошли к реке и начали удить, когда услышали позади себя топот торопливых. Оглянувшись, увидели вооруженных мужчин, которые нацеливали на них рушниці. их схватили, связали и доставили на остров.

Главный среди пруссаков предположил, что наверное они знают пароль, если смогли пройти. Он пообещал, если товарищи скажут пароль, то спокойно вернутся домой. Но приятели никакого пароля не знали. Тогда офицер приказал вистроїтись 12 солдатам и расстрелять героїв. их убили, прицепили к ногам тяжелое

камни и сбросили в реку. А офицер велел повару зажарить рыбу, которую поймали два приятеля.

Тема: изображение бесчинства франко-прусских завоевателей.

Идея: возвеличивание силы духа, мужества, патриотизма простых людей.

 

3. Общая характеристика романистики Ги де Мопассана

 

Ги де Мопассан стал автором шести романов, три из которых получили мировую славу. Первым и одним из лучших произведений писателя был роман «Жизнь» (1883). Замысел его возник давно и успел получить одобрение Флобера. Именно Гюставу Флоберу принадлежала идея ключевой фразой книги, что появилась на его последних строках: «Жизнь, что ни говорите, не так хороша, но и не так плоха, как о ней думают». Роман «Жизнь» (1883) вобрал в себя все то, что волновало писателя раньше, а позже лишь усилилось в его творчестве: пренебрежение отца, отвращение к материнству, глубокий пессимизм, любовь к родному краю и стихии воды, неотвратимые мысли о смерти. Это произведение стало проявлением тонкого и глубокого проникновения писателя в человеческую психологию. Мопассан не просто сделал главной героиней женщину, а будто обрисовал ее глазами историю разрушения иллюзий, расставание с прекрасным прошлым. Рассказав о конкретный, частный случай неудачного замужества, о «одна жизнь» (так точнее переводилась название романа), автор в то же время показал жизненные неудачи и разочарования своей героини как печальную, однако общую закономерность. Мопассан был пессимистичным писателем, но его психологическая мастерство не стала от этого менее совершенной.

События в произведении происходили на севере Франции в начале XIX в. Главная героиня - Жанна - блондинка с голубыми глазами, дочь барона Ле Пертюї где Во. Она недавно вернулась домой из монастыря, в котором находилась «в строгом заключении» с двенадцати лет. А потому наслаждалась свободой и теплом родительского дома.

Девушка счастлива от мысли о том, что на все лето вместе со своими родителями собиралась поехать в родовое имение на берегу моря. Имение в «Тополях», конечно, старый, но отец продал одну из своих ферм и на эти деньги отремонтировал его: он ведь с женой решили подарить этот особняк дочери. Она станет там жить, когда выйдет замуж... А пока они уехали туда на все лето. В доме очень просторно и уютно. Можно где угодно бегать, гулять и купаться в море - полное счастье, а впереди целая жизнь и, конечно же, любви. Жанна мечтала о своего будущего мужа, о скорое и счастливое замужество.

В «Тополях» Жанна познакомилась с молодым красавцем, порядочным и тихим віконтом де Лямар. Еще ничего не произошло, еще никто ничего не знал - ни барон с баронессой, ни Жанна, ни даже читатель, а между тем завязка драмы уже состоялась... Виконт бывал в их доме частенько, он помогал маме «совершать моцион», они втроем - с отцом и Жанной - устроили морскую прогулку. Жанна чувствовала, что очень влюбилась в Жульена, и вот прозвучал вопрос: «Хотите быть моей женой?».

Жанна очень взволнована: как же так - вчера заснула девушкой, а сегодня, возле алтаря, стала женщиной! И удивлялась поведению Жульена, который шептал ей, что вечером она станет его женой. И вот уже вечер. Девушка лежала в постели и чекака, сама не зная чего. Далее на двух - трех страницах автор передал страсть героев - «...по ее ноге скользнула другая нога, холодная и волосатая...».

Во время свадебного путешествия по Корсике, в Жанне проснулась настоящая женщина, но странно: познавая с Жульеном все страсти любви, она все ярче замечала, что ее муж трусливый, жадный, чванливый и невыносимо обыденный. Вернувшись в имение, Жюльен совсем перестал обращать внимание на жену, часто забывал побриться, не вылезал из своей старой домашней куртки и выпивал по восемь стаканов коньяка после еды. Жанна скучала, а тут еще всегда веселая Розали совсем изменилась и заболела.

Однажды утром Розали родила мальчика. Жанна очень взволнована: надо было найти отца ребенка, заставить жениться. Но Жюльен категоричен: служанку следует прогнать вместе с незаконной ребенком! Он очень рассержен, но почему-то снова вернулся к своим супружеским обязанностям.

Одного зимнего вечера Жанне стало очень плохо, в доме очень холодно. Она на босу ногу, почти без сознания, пошла в комнату к Розали, но ее там не было. Чувствуя, что вот-вот умрет, Жанна бросилась будить Жульена... На подушке мужа она увидела голову Розали. Жанна потеряла сознание, а врач обнаружил у нее беременность.

Всех примирил сельский кюре, который нашел мужа для Розали. А Жанна родила мальчика. Его назвали Поль, и любовь к ребенку заменила все остальное. Но беды продолжали сыпаться на голову бедной Жанны: умерла матушка, Жюльен завел роман по соседству - с графиней де Фурвіль, ревнивый граф обнаружил любовников и убил их, это дело обошла окрестности как несчастный случай...

Когда Полю исполнилось пятнадцать, мать отдала его на обучение в колледж. Сын связался с проституткой, тянул с матери деньги и, в конце концов, разорил ее. Старый барон заложил имение и внезапно умер... Розали, уже старая, но крепкая вдова, вернулась к Жанне и заботилась о ней. Они жили в убогом, но уютном доме. Поль писал, что его возлюбленная родила девочку и теперь умирает. А Жанна, та самая Жанна, которая совсем недавно восхищалась жизнью, доживала последние дни и иногда вспоминала короткие и редкие сцены любви.

И вот Розали привезла девочку, внучку. И жизнь продолжалась, самой жизни, которое не было таким уж плохим, как о нем думают.

 

Вопросы для самоконтроля

Кто из французских писателей стал литературным учителем и опекуном Ги де Мопассана?

Тип новеллы разработал в своем творчестве Ги де Мопассан?

. Раскройте ведущие темы творчества новеллиста.

В чем заключается новизна и мастерство новеллистики писателя?