ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

СТЕНДАЛЬ (Анри Мари Бейль) (1783-1842)

 

СУДЬБА ЖЮЛЬЕНА СОРЕЛЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЕГО ХАРАКТЕРА

 

Новый Дантон?

 

В романе представлена яркая палитра философских и политических идей, которые волновали европейцев в первой половине XIX в. Жульен Сорель имеет не только знания, но и личное понимание этих концепций. Он на собственной судьбе ощутил важность идей просветителей. Особенно его, человека с благородным сердцем и малыми доходами» (название главы романа «Красное и черное»), должно было бы раздражать то, что лозунги «свободы, равенства и братства» были лишь провозглашены, но так и не реализованы Великой французской революцией. Какие могут быть «равенство и братство» между бедным сыном плотника и напыщенными господами де Реналем, Вально или маркизом де Ла-Молем? То же относительно красивой теоретически, но не практически воплощенной (не закрепленной законодательно) идеи «естественного права» каждого человека и равенства всех от рождения. Сорель взрывается перед казнью горько-пламенным монологом: «Никакого естественного права не существует... Право возникает только тогда, когда объявляется закон, запрещающий делать определенную вещь под страхом казни. Пока нет закона, естественной является только львиная сила или потребность живого существа, которое чувствует голод и холод, одно слово - потребность...»

Это уже предложения к совершенствованию, «технологии реализации» идей просветителей, которые в свое время стали основой революции 1789 г. Нужно отметить, что аристократы прекрасно понимают, что, если бы началась новая революция, среди таких людей, как Жюльен Сорель, непременно нашлись бы новые наполеоны, робеспьеры и дантоны, которые бы с удовольствием послали на гильотину высокомерных аристократов: провинциальных, как де Реналь и Вальню, и столичных, как де Ла-Молей и завсегдатаи их дома. Именно поэтому граф Норбер и предупреждает сестру: «Берегитесь этого молодого человека с его деятельной натуре! Если опять начнется революция, он всех нас пошлет на гильотину». Ведь тогда аристократы, которые уже пережили революцию и эмиграцию, прекрасно знали, что иногда приходит время, когда теории превращаются в залпы ружей или гильотины» (О. де Бальзак). В XIX в. возникли идеи, которые оправдывали преступление и даже убийство ради «светлых идеалов», репрессии против меньшинства ради «счастья» большинства. Впоследствии эти теории гениально розвінчає русский писатель Ф. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Однако Стендаль почувствовал эти умонастроения уже в начале века. Да, эта проблема является философской канвой дискуссии Жульена Сореля с графом, который не согласился пожертвовать невинными людьми и отдать повстанцам казну и поэтому был вынужден эмигрировать:«- обратите внимание, - продолжал граф Альтамира, - что революция, которую я возглавлял, не удалась только из-за того, что я не согласился отрубить головы трем людям и раздать нашим сторонникам семь или восемь миллионов из кассы, ключ от которой был в моих руках... - Ну, знаете, - сказал Жюльен, - цель оправдывает средства; если бы я был не такой ничтожной пылинкой, а имел хоть какую-нибудь власть, я бы приказал повесить трех, чтобы спасти жизнь четырем. - В глазах его вспыхнул огонь решимости и презрения к ничтожному человеческого суда». Действительно, брат Матильды де Ла-Моль был прав - такие как Сорель могли стать фанатиками революции, а возможно, даже палачами. Недаром во время одного из таких разговоров «Матильде стало страшно, она не могла выдержать его взгляда и отступила на два шага». Суть проблемы он чувствует хорошо и главное вопрос формулирует четко: «должен Ли человек, что хочет уничтожить невежество и преступления на земле, пронестись по земле, как буря, сметая вслепую все на своем пути?»

 

Кадр из кинофильма «Красное и черное»

 

Итак, как видим, счастье и успех к Жульена Сореля не приходят сами. И совсем не лицемерию, которое он лелеял в себе с детства, обязан этот «пасынок суток» своим карьерным ростом. Плебей-провинциал достиг высот в жестко регламентированном кастовому французском обществе эпохи Реставрации, прежде всего, благодаря постоянной и упорной работе над собой.