СТЕНДАЛЬ (Анри Мари Бейль) (1783-1842)
СУДЬБА ЖЮЛЬЕНА СОРЕЛЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЕГО ХАРАКТЕРА
Лицемерие - «искусство, к которому прибегают люди бессильны»
По мнению Стендаля, определяющей чертой тогдашнего французского общества было лицемерие. И причину этого писатель усматривал вовсе не в ментальности французов. Вину за культивирование этой низменной человеческой качестве он возлагал на правительство, который создал условия, которые побуждали людей к неискренности. Скажем, не веря в догмы католицизма, они были вынуждены имитировать религиоВНОсть, потому что так было выгоднее. Много людей не поддерживали ни Бурбонов, ни их политику, но для отвода глаз должны были ее принимать, потому что так было безопаснее. То есть целое поколение французов (современников Жульена Сореля), особенно низкого происхождения, с детства привчалося лицемерить, усматривая в этом едва ли не единственное средство достичь успеха и сделать карьеру.
Жульен Сорель не был исключением. Умная («В нем есть Божья искра, он может уйти далеко; он энергичный, умный») и гордый человек, он не мог не чувствовать отвратительности этой черты. Поэтому и оправдывался перед собой: «К сожалению, это единственное мое оружие. В другую эпоху я зарабатывал бы на хлеб делами, говорили бы сами за себя перед лицом врага». Однако «другой эпохи» уже не было, он был вынужден хитрить, скрывать свои истинные чувства.
Особенно трудно Жульєнові было совместить в душе два вообще несовместимые чувства: кодекс чести бонапартиста и лицемерие, такое далекое от всякой героики или чести. Не удивительно, что, ходя по краю пропасти, юноша иногда едва не срывался в обрыв. «Однажды... Жульен вдруг выдал себя неожиданным взрывом огня, который пожирал его душу... Чтобы наказать себя за это, Жульен привязал к груди правую руку, притворяясь, что звихнув ее, переворачивая еловую бревно, и носил ее в таком неудобном положении в течение двух месяцев.
Б. Суханов. Иллюстрации к роману Стендаля «Красное и черное». 1980-е годы
После этой тяжкой кары он сам себя простил». Как видим, подход к самовоспитанию в Жульена был системным: искупление, наказание и прощение.
Конечно, постоянно лицемерить без единой отдушины очень трудно. Ею стала мечтательность юного плебея. Свою мечту он, конечно, не усматривал в провинции: «Пробить дорогу для Жульена означало прежде всего вырваться из Вер'єра; он ненавидел свой край». Ненавидел, потому что там каждый знал, что он сын простого плотника, потому что этот серый, «цвета плесени» духовный мир провинции вызвал сразу в молодого честолюбця. Поэтому Жульен, как герои литературы романтизма, погружался в мир своей фантазии. Однако его «fata morgana» была куда более реальной, чем желанная экзотика романтиков. Это были мечты о жизни в столице: «В бесконечной, непроглядной темноте Жульєнова душа погрузилась в созерцание картин его будущей жизни в Париже. Прежде всего он представлял себе такую прекрасную и умную женщину, которой не встретишь в провинции. Они горячо любят друг друга. Если он разводится с ней на несколько минут, то только для того, чтобы снискать славу и стать еще гіднішим ее любви». Возможно, в этом одна из причин того, что он впоследствии заинтересовался Матильдой де Ла-Моль, образ которой совпадал с желанным.
Итак, Сорель вроде и преуспел в искусстве лицемерия. Так, он научился глубоко скрывать свои чувства, быть невозмутимым в любой ситуации. Больше всего это было поціноване в Лондоне, о чем уже говорилось, а особенно в гусарском полку, куда он устроился с помощью протекции и денег маркиза де Ла-Моля.
Однако, мечтая проложить себе путь к успеху, он принимал желаемое за действительное: «Первые шаги нашего героя, убежденного в том, что он действует очень осторожно, были такие же неразумные, как выбор духовника. Введенный в заблуждение самоуверенностью, свойственной людям с пылким воображением, он принимал свои намерения за факты, а себя - за непревзойденного лицемера. Его ослепления доходило до того, что он даже упрекал себя за успехи в этом искусстве, к которому прибегают люди бессильны».
Однако самой главной расплатой является то, что постоянное насилие над своей природой, даже смакование лукавства приводит к тому, что маска лицемера прикипает к его лицу, и Жюльен не может ее снять, даже если бы хотел, обманывая и искренних ближайших друзей («Постоянное лицемерие довело его до того, что он не мог чувствовать себя свободным даже с Фуке»), А это уже свидетельствует о перерождении натуры.
Недаром перед смертью Жульен Сорель выносит приговор не только лицемерию, но и всему XIX в.: «Влияние моих современников сказывается! В разговоре с самим собой, в двух шагах от смерти, я все еще лицемірю... В девятнадцатое столетие!»
Перед казнью Жульен наконец осознал вычурность честолюбивых стремлений и бесполеВНОсть пройденного пути. Он признал, что счастливым его сделала не карьера, а женщина, в которую он стрелял, а также общение с другом Фуке.