ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

Оноре де Бальзак 1799 - 1850

 

Открытая книга

ПОВЕСТЬ «ГОБСЕК»

 

Повесть «Гобсек» существует в двух редакциях, весьма между собой отличающихся. Первый ее вариант, который имеет название «Опасности беспутного жизни», был написан в 1830 г. и того же года появился в первом томе сборника «Сцены частной жизни». В 1835 г. Бальзак основательно переработал повесть и опубликовал ее под названием «Папаша Гобсек» в «Сценах парижской жизни», а в 1842 г. включил ее в первое издание «Человеческой комедии» под окончательным названием «Гобсек».

Трудно сказать, что непосредственно побудило Бальзака к переработке произведения, но то, что она связана с изменением мировоззренческих основ писателя, которая состоялась в начале 30-х годов, не подлежит сомнению. В обоих вариантах повести изображаются аристократы и ростовщик Гобсек, но предстают они в существенно отличном освещении, по-раВНОму расставляются акценты.

Nota bene. В первом варианте на передний план выдвигается аристократическая семья де Ресто и отмечается на моральном разложении аристократии (об этом свидетельствует и название первой редакции); Гобсек в художественном пространстве произведения размещается несколько сбоку. Он и здесь - «человек-вексель», «олицетворение власти золота», но еще способен обнаруживать некоторые человеческие чувства. Так, ростовщика трогает простой крестик и миртова веточка в комнатке бедной девушки Фанни, он готов отменить ее долг на тысячу франков и даже подарить драгоценный перстень.

Во втором варианте произведения в центре авторского внимания находится Гобсек (это закреплено и измененным названием), а семья де Ресто несколько отодвигается. В повесть вводится биография Гобсека, призвана пролить свет на то, как вырастают жестокие и равнодушные к морали «финансовые тигры». Вместе с тем биография в какой-то степени связывает Гобсека с «авантюрным периодом» развития капитализма, периодом первоначального накопления капитала. В целом во втором варианте Гобсек «бронзовеет», его сердце окончательно превращается в «слиток металла». Взгляд старика становится взглядом бога», который читает в сердцах и помыслах людей, человеческие несчастья и страдания его не трогают. Теперь, увидев упоминавшиеся реликвии Фанни, Гобсек лишь восклицает: «Бедная простота! Она еще во что-то верит!» Ростовщик беспощадный к своим должникам, которые прозвали его «папашей Гобсеком... из любви к парадоксам или для глума». Писатель называет их «жертвами»: «Иногда его жертвы возмущались, кричали в исступлении, а потом вдруг западала мертвая тишина, как в кухне, когда там режут утку».

Гобсеку свойственна определенная «третьостанова» антипатия к аристократии.

И проявляется это не только в том, что он нарочно пачкает своими сапогами ковры в роскошных особняках. Подталкивая аристократов к разорению и нравственной деградации, ростовщик испытывает злорадство, даже что-то близкое к мести за несправедливые привилегии и роскошь. Наблюдая за ухищрениями и запобіганнями графини де Ресто, он мысленно говорит ей: «Расплачивайся за всю эту роскошь, за свой титул, за свое счастье, за преимущества, которыми ты пользуешься. Чтобы охранять свое добро, богачи изобрели трибуналы, судей, гильотину, к которой глупые люди сами рвутся, словно бабочки к огню. И хоть вы и спите на шелках и шелками укриваєтесь, а под улыбкой скрегочете зубами и страшные химеры впиваются вам когтями в сердце».

Главный герой повести наделен прежде всего непомерной жаждой обогащения. Бальзак подчеркивает это его фамилии, в основе которого - французское глагол «gоЬег» (сглатывать, хватать), что можно перевести как «мироед». Однако вместе с тем деньги не являются для Гобсека самоцелью (этим, кстати, он отличается от старого Гранде и других персонажей этого типа). Этот персонаж сочетает в себе скрягу-ростовщика и излишне честолюбивого философа, деньги для которого ко всему еще и мощное средство властвования над людьми через их страсти, инстинкты, желания, тщеславие. В золоте, Гобсек убежден, сосредоточены все силы, что правят людьми, и тот, кто с помощью того же золота подчиняет их себе, забирает в свои руки власть над людьми. «Разве могут в чем-то отказать тому, в чьих руках мешок с золотом? - рассуждает ростовщик. - Я достаточно богат, чтобы покупать человеческую совесть, чтобы управлять министрами через тех, кто имеет на них влияние, начиная с секретарей и кончая полюбовницями? Разве это не власть, разве не могущество?»

Однако следует заметить, что Бальзак не считал эту власть абсолютной, универсальной. В другом монологе устами Гобсека он уточняет, что эта власть всесильна «в обществах европейской цивилизации» и называется она «личным интересом», причем последние слова подаются в тексте повести курсивом. Теми персонажами произведения, что морально не поддаются силе, уособлюваній Гобсеком, не аристократы, а простолюдины, стряпчий Дервіль и уже упоминавшаяся Фанни. Непоколебим в своей неподкупности, преданности принципам чести и долга, Дервіль вызывает уважение даже у Гобсека, который, при всей своей предвзятости в отношении человеческой природы, доверяет ему.

Бесспорным центром повести является образ Гобсека, который возвышается над другими персонажами, к которому сходятся все ее сюжетно-тематические линии. Творя его, Бальзак прибег к преувеличениям и гиперболизации, сочетание внутренних и внешних контрастов (скряга-ростовщик и інтелектуалфілософ, человек с внешностью и образом жизни мелкого лавочника и «золотой идол», который повелевает «жертвами»). Образ Гобсека и по художественному содержанию, и по структуре не вписывается в реалистическую художественную систему и недвусмысленно тяготеет к романтической традиции. Этот образ и повесть в целом является красноречивым примером органического сочетания реалистических и романтических элементов в индивидуальном стиле Бальзака.

Финал повести точно эффектный. По мере приближения к смерти скупость Гобсека становится маниакальной, вытесняет все другие наклонности и перерастает в слепой инстинкт, доведенный до абсурда. Комнаты двух этажей дома ростовщик превращает на склад, заполненный огромным количеством провианта и товаров, которые он не решался продать купцам, боясь продешевить. «Я чуть не задохнулся от смрада, в котором слилось множество всевозможных запахов. Все кишело красной и комашнею», - рассказывает Дервіль, которому пришлось давать лад «наследства» Гобсека. В конце концов, все это приобретает значение метафоры бесплодия антигуманной деятельности героя, завершившейся разрушением его собственной личности.

Ю. Гершкович. Иллюстрация к повести «Гобсек»