ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

Оноре де Бальзак 1799 - 1850

 

РОМАН «ОТЕЦ ГОРИО»

 

Роман «Отец Горио» (1834-1835) был создан за очень короткое время. После его выхода в свет Бальзак в письме к Е. Ганской признавался: «Сочинение это написано за сорок дней; за эти сорок суток я не спал и восьмидесяти часов,. Однако теперь я могу ликовать». Роман имел такой огромный успех у читателей, что Бальзакові стало даже обидно за свои предыдущие произведения, в частности за «Луи Ламбера» и «Лилию в долине»: писатель вложил в них немало своих размышлений, воспоминаний, лиризма, между тем как «Отец Горио» является «объективным романом», в котором изображается внешняя действительность.

 

Композиция и жанровые особенности романа

 

Подобно другим произведениям Бальзака, роман «Отец Горио» содержит подробные описания интерьеров, обычных и бытовых деталей, портретов персонажей, их одежды, манер и т.д. Особенно это характерно для экспозиции произведений, в том числе и романа «Отец Горио» с его знаменитым описанием пансиона мадам Воке, который стал хрестоматийным. Писатель был убежден, что без бытовых элементов, без описательности сюжет не будет правдивым, но эти точные, детальные описания были для него не самоцелью, а средством выявления зависимости характера и ментальности персонажей от жизненной среды.

Вместе с тем описания в романе «Отец Горио» (как и в других произведениях Бальзака) - это как декорации, в которых разворачивается драматическое действие, набирая все большее напряжение. Воспроизведение драматизма современной жизни и выявление его скрытых причин и в этом романе остается первостепенной задачей автора. Единственную возможность сделать современность интересной для читателей Бальзак видит в выявлении под ее бесцветной поверхностью бурных страстей, драматических коллизий, потаенных глубин, которые смущают ум и чувства. Остро чувствуя драматическую природу современного динамичного общества, писатель везде находит скрытые драмы - они разыгрываются и в роскошных особняках аристократов, и в жалких приютах для нищих, таких, как пансион мадам Воке.

Здесь перед нами предстают различные социальные миры, которые являются полюсами тогдашнего общества, причем Бальзак не только противопоставляет их, но и стремится раскрыть внутренние связи между ними. Соотнесены между собой, эти миры по-новому освещают друг друга, раскрывая новые грани и свойства. Так возникает стереоскопічність художественного изображения, характерная для «Человеческой комедии» и одновременно делается важный шаг на пути к комплексному художественного постижения «общественного целого», до его всестороннего описания, что было генеральной целью Бальзака.