ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

Оноре де Бальзак 1799 - 1850

 

Вехи жизни,вехи творчества

 

«Этюды о нравах»: действительность и ее интерпретация

 

В «Этюдах о нравах» - первом «ярусе» «Человеческой комедии» - автор поставил цель всесторонне обрисовать современное французское общество. Здесь действительно не обходится ни один его слой, один слой, их быт и обычаи, занятия и страсти. Внимание писателя приковано прежде всего к главному процессу изменений, происходивших в стране, - к изменению дореволюционного порядка пореволюційним, вытеснение аристократии буржуазией, которая опирается на силу денег. Это всеобъемлющий конфликт «Человеческой комедии», без выяснения которого невозможно постичь глубинный смысл ее отдельных произведений.

Наблюдая современность, Бальзак пришел к выводу, что созданное революцией в конце XVIII в. общество, которое провозгласило личный интерес своим базовым принципом, тем самым открыло пространство для выявления таких негативных наклонностей и страстей человеческой природы, как эгоизм, корысть, жажда наслаждений. Общество распалось на атомы - индивидуумы, которые, стремясь прежде всего личной выгоды, находятся в состоянии непрекращающейся борьбы между собой. Общественный организм разъедали индивидуализм и стяжательство, которые оказывались в господстве «финансового начала», денег.

В «Человеческой комедии» автор последовательно, шаг за шагом показывает, как пагубно действует эта сила на общественные нравы, мораль, политику, правосудие, на различные сферы общественной и частной жизни. Однако с наибольшей экспрессией и драматизмом показывает Бальзак ее разрушительное влияние на семейные отношения.

Nota bene. Проанализировав социально-политическую ситуацию в стране и общественную практику буржуазии, писатель приходит к выводу, что буржуазия не является тем классом, которому можно доверить политическую власть и управление обществом. По мнению Бальзака, ее энергичность и практицизм могут приносить пользу в области экономики, но основополагающие принципы ее жизнедеятельности, перенесенные в социополитическом сферу, превращаются в разрушительные. В этой сфере необходимы такие качества, как бескорыстное служение общим интересам, верность «принципа чести», то есть качества, которые казались ему несовместимыми с социальной природой буржуазии, ее «коммерческой сущностью».

Отрицая верховенство буржуазии в обществе, Бальзак делает выбор в пользу аристократии. Очевидно, определенную роль здесь сыграли и аристократические увлечения и претензии писателя, но не они были главным фактором. Откровенно идеализируя аристократию и умозрительно противопоставляя ее буржуазии, Бальзак хотел видеть в ней класс, имеющий необходимые опыт и качества для того, чтобы стоять у государственного руля. Вековые традиции государственной деятельности, моральный кодекс, блестящее воспитание и высокая культура - все это делало аристократию в глазах писателя слоем, наиболее пригодной для управления страной. Ему хотелось верить, что, в отличие от буржуазии, которая руководствуется «принципом выгоды», аристократия является слоем, для которой определяющим является «принцип чести».

Аристократическая утопия остро противоречила реальной действительности и стремлению Бальзака быть правдивым «историком общества». Не отказываясь от нее, писатель вместе с тем оставался верным установке на достоверное воссоздание общественных реалий. Вполне очевидно, что в его произведениях процессы разложения и деградации аристократии отражены чрезвычайно выразительно и убедительно, что, в конце концов, превращает «Человеческую комедию» на «непрерывную элегию по поводу непоправимого разложения высшего общества» (Ф. Энгельс).