10 класс
В ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ - ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX СТ.
М. НЕКРАСОВ, В. УИТМЕН, Ш. БОДЛЕР
ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ
Конфликт поэта и толпы в поэзии Бодлера «Альбатрос»
Сборник «Цветы зла» состоит из шести разделов. Первый, самый большой, имеет название «Сплин и идеал». В нем идеала противопоставлена не сама действительность, а сплин - тяжелое болезненное душевное состояние поэта, со всем его скептицизмом, унынием и тоской. Многие наиболее известных произведений поэта относятся именно к этому разделу, среди них и стихотворение «Альбатрос».
Стих был написан в 1842 году во время поездки поэта на остров Маврикий, куда направил Бодлера отчим, чтобы исправить, как он считал необходимым, юноши. У Марля находился 10 месяцев на корабле под присмотром капитана и наблюдал за птицами, было много времени для размышлений над собственной судьбой. Следствием этих размышлений стало стихотворение «Альбатрос».
В поэзии два антипода: поэт и толпа, олицетворенные в образах альбатроса и моряков. Именно между ними происходит конфликт. Перед читателем разворачивается картина издевательств странствующих матросов из птицы, которого поймано ради развлечений. Величественный птица, «что любят пролетать следам кораблей», на палубе выглядит очень беспомощным:
На палубу несут ясных высот владыку,
И грустно тянет он приборкане крыло,
Что потеряло свою былую мощь большую,
Языков среди буйных вод поломанное весло.
Моряки в этом произведении олицетворяют человечество, которое плывет на своем судне в безграничности Вселенной, не очень утруждая себя размышлениями о высоком. А альбатрос ( символом поэта, творческой личности, духовного человека.
Автор жалеет альбатроса. На эту мысль наталкивает постоянное стремление автора подчеркнуть величие птицы. Хотя у него поломаны крылья и он смешно ковылял досками палубы, альбатрос остается прежним обладателем голубой, каким был в небе. Его трагедия в том, что птица оказался не в своей стихии. Этот персонаж приобретает символическое значение - становится образом самого поэта и символом его судьбы в обществе. Так же, как не находил взаимопонимания с людьми (даже родными) Шарль Бодлер, и это отражалось на его творческой судьбы, так и величественный альбатрос среди враждебного к нему толпы «волочит... крылья великана по земле»:
Поэт подобный тоже до властелина лазури,
Что среди облаков, как молния во мгле.
Но, словно в тюрьме, в толпе неистовой
Он крылья великана волочит по земле.
Конфликт между толпой и поэтом - не новость для литературы. И то, что художники становились жертвами насилия со стороны тех, кто их не понимал, также не новость. Но в это противостояние поэта и толпы Шарль Бодлер вложил широкий смысл. Во-первых, это конфликт всего духовного, творческого, талантливого с невежеством, бездуховностью, бескультурьем и отсутствием человечности. Во-вторых, это противостояние возвышенного и обыденного, высокого и низкого, добра и зла. В третьих, это противопоставление прекрасного и безобраВНОго, гуманизма и жестокости. Судьба поэта в обществе трагическая. К такому выводу пришел поэт. Душа лирического героя «жаждет высоты», но вынуждена ходить по земле.
В «Альбатросе» утверждается божественная сила искусства. Она воплощена в фигуре поэта. Его душа жаждет высокого идеала, красоты, в нем «мощь велика». Но чаще всего именно поэту пытаются обрезать крылья, обуздать. А в случае сопротивления - убить или заставить надолго замолчать. Таких примеров в мировой литературе - множество. Так же, как птица не может противостоять матросам, поэт не может сам бороться с обществом. Бодлерописывает печальную картину победы зла. Но поэт все равно возвышается над толпой. Так утверждает Бодлер.
И хотя положение художника в обществе, в котором он обречен на непонимание, кажется Бодлеру бесправным и трагическим, самого автора это не останавливает, как не останавливало многих художников и до, и после него. Это правда, и подтверждением этой истины является большое количество стихов, которые свидетельствуют о духовные взлеты, которые делают эти произведения, озаренные духовностью, бессмертными.