ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МЕГАСОБРАНИЕ ЛУЧШИХ УЧЕНИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ. 2016 5-11 КЛАССЫ

10 класс

 

В ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ - ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX СТ.

 

М. НЕКРАСОВ, В. УИТМЕН, Ш. БОДЛЕР

 

ПЛАНЫ

Новаторство поэзии В. Уитмена

I. Значение творчества Уолта Уитмена для развития американской и мировой поэзии. (Современники не поняли стихов Уолта Уитмена, и это не удивительно: поэт стремился писать для будущего. Американец настолько опередил свое время, что читатель, который привык к классическим образцам поэзии, просто не смог сразу оценить его новаторство. Прошли годы, и сборник «Листья травы» стала святыней американского народа и символом демократии. Признание американских и английских критиков пришло к Уитмена 1871 года только после пятого издания сборника.

Современному читателю уже не нужно доказывать, что поэзия Уитмена имеет право на существование, она является весомым вкладом в развитие мировой литературы XX века, поэтические открытия Уитмена повлияют и на поэтов - П. Тычина, М. Семенко, В. И. Антоновича.)

II. В чем заключается новаторство поэзии Уолта Уитмена?

1. Тематика сборника «Листья травы». (В центре внимания Уолта Уитмена - Человек. Она для него - высшая ценность. Ее «я» состоит из действительности

и времени, с земли и моря: «Я частица твоя неотделимая, я одна твоя волна и все твои волны сразу»; из всех живых существ, из душ всех людей: «Я всех вас знаю, я знаю море мух, сомнений разлуки, безверия», из неизвестности: «это не хаос, не смерть - это форма, единство, это план... это вечная жизнь, это Счастье». Поэт верит в свое Бессмертие, потому что он завещает себя земли, «чтобы прорасти травой, которую люблю».

Второй важной темой сборника является воспевание любви. «Основа творения - это любовь», утверждает автор. Воспевание индустриально-технической эры занимает важное место среди других тем, ведь именно это было приметой времени:

 

Свой поход зато начинай, Індустріє!

Выводи свои бесстрашные армии, Технико!

Поэт воспевает также и все живое: «Я верю; стебелек травы важна не менее, чем тяжелая работа звезд».

И еще одной новаторской темой можно считать воспевание демократии: «Я называю пароль извечный, я даю знак: Демократия».)

2. Герои сборника «Листья травы». (Отличаются Новаторством и герои сборника «Листья травы»:

 

В стороне от суеты стоит мое Я,

Стоит радо, приветливое, участливое, единственное.

Откуда же берется внутреннее совершенство поэта?

 

Я блуждаю и зову душу свою,

Наклоняюсь, блуждая наугад,

рассматриваю летнюю травинку.

Центральным образом его поэзии становится обобщенная человеческая личность, типізована через самого себя, это портрет нации и эпохи. Именно поэтому поэт одновременно является и мужчиной, и женщиной, называет черты своего героя, часто противоположные. Он шагает путем тяжелого духовного испытания нового, будущего.)

3. Художественные особенности сборника. (Поэт отказывается от рифмы, ритма, традиционных размеров. Такое стихосложение получило название «верлибр». Этот термин впервые употребил французский писатель Г. Кон в 1884 году.

В сборнике поэт широко использует возможности поэтического синтаксиса: задает вопрос и сам отвечает на них, непосредственно обращаясь к читателю; очень часто использует анафору, синонимический параллелизм. Техника монтажа и каталогов - любимые приемы Уитмена:

 

И все они вливаются в меня, и я вливаюсь в них,

И сущность моя примерно такая, как у всех них.

Из них всех И из каждого я тку песню о себе.

Поэт объединял в одном произведении очень раВНОобразные явления жизни, людей, животных и т.д. По своему мировоззрению Уолт Уитмен - пантеист. Его герои - «летняя травинка», «коричневые муравьи», «бесчисленные стебли», «мужчины и женщины». И все живое в нем по единому закону - «Я вижу в них и в себе один и тот же вечный закон». Язык стихов приближена к разговорной. Уитмен употребляет много профессионализмов, слов фольклорного происхождения, неологизмов. Еще одной интересной отличие поэтического сборника является то, что поэт, в отличие от романтиков, (влияние романтических идей он пытался преодолеть), воспевает не юность, а зрелость.)

III. Выводы. (Итак, сборник «Листья травы» действительно была новаторской: начиная с идейно-художественного содержания и заканчивая языке, сборник поражала и удивляла.

Новаторские приемы (каталоги) и не менее новаторская система рифмовки(верлибр) на определенное время оттолкнула читателя, но впоследствии именно этим привлекла его внимание. Стихи Уолта Уитмена, что опередили время, остались в мировой литературе навсегда одним из непревзойденных ее образцов.)

 

Внушаемость стихотворения Ш. Бодлера «Вечерняя гармония»

I. Что означает термин «суггестия»? (Суггестия означает внушение. Внушение является важным художественным средством символистской поэзии. Создание таких образов и символов, которые внушали определенные настроения, ассоциации и аналогии читателям, начали французские символисты. Поэты не высказывали своего мнения напрямую, ничего не выясняли до конца, не делали выводов и тем более не учили. Они давали возможность читателям самим домыслить и завершить написанное.)

II. Анализ стихотворения Ш. Бодлера «Вечерняя гармония».

1. Какое впечатление на читателя производит это произведение? (На первый взгляд, поэзия кажется непонятной-за нагрузки символов, образов - звуковых, слуховых, зрительных. Но чем-то она «цепляет» сокровенные струны души так, что возникает желание перечитать вновь. Второе чтение невольно обращает внимание на музыкальность и то, что хочется определить как магию. После третьего чтения выясняется, что в памяти возникают картинки - непрочные, размытые и нечеткие, но после них остаются определенные ощущения. Это ощущение спокойствия, легкой тоски, любование закатом, единение с природой... Странный, магический произведение!)

2. Как поэту удается создать ощущение волшебства от вечорової картины природы? (Жан Мореас в статье «Символизм» подчеркивал, что искусство стремится воплотить идею в чувственную форму, переделать первичные эмоции на линии, цветные пятна, звуки, придать им символическое значение. По его мнению, поэт должен был описывать не объект, а впечатления и чувства, которые возникали у художника. Ш. Бодлер выдвинул теорию «системы соответствий», по которой все предметы и явления, все чутье и чувство невидимо связаны в одну невнятную, мистическую целостность. Задача художника - увидеть эти связи, распутать их, показать таинственную зависимость всего в мире. И символ помогает художнику отыскать «соответствия» между явлениями, между реальным и таинственным мирами.)

3. Цвета и звуки, которые воссоздает поэт в картине «вечорової гармонии» и их связь между собой. (В стихотворении «Вечерняя гармония» поэт создает действительно гармоничную картину именно с помощью теории соответствий. Картина вечера состоит из звуков, запахов и цветов, следовательно, зрительных образов (цветы курятся), слуховых (меланхолический вальс, рыдает скрипка), обонятельных (курятся, словно кадильный дым). Все эти образы навевают спокойствие: пыль медленно поднимается в воздух, вальс - меланхоличный, кадильный дым вызывает ассоциации с неторопливой церковной службой.

4. В гармоничную картину вечера поэт включил образы, которые связывались в сознании его современников с торжественной церковной службой: «цветы курятся, словно кадильный дым»; «следует горит во мне золотым потиром», (потир - церковная чаша). Эти христианские символы существуют наряду с языческими представлениями: закат уподоблялся в сознании наших предков с его кровавым самоубийством («Нырнуло солнце в кровь»).

5. Вечер в произведении превращается в картину мистической борьбы света и тьмы. Но этот поединок дня и ночи не имеет трагический оттенок: это проявление извечного закона изменений утра днем, а вечер ночью. Это и есть проявление гармонии.)

6. Какую функцию выполняют повторы строк? (Интересно, что образы словно перетекают из одного в другой. Этому в большой мере способствует повторение в начале следующей строфы строк с предыдущей. Такой прием создает впечатление медленного течения жизни, без потрясений и резких изменений. Эти повторы еще напоминают какие-то ворожбитські заклинания языческих времен, когда человек и природа существовали в гармонии, той самой, которой не хватает человеку времен Бодлера.)

7. Какой отклик находят картины вечорової гармонии в душе лирического героя? (Гармония в природе вызывает желание гармонии в душе: «ищет сердце утех в прошлой светлой дню». Рыдания скрипки также отзываются в сердце героя, сердце одиноком.)

8. Художественные средства, которые реализуют суггестивное воздействие на читателя. (Поэт использует художественные средства, которые помогают ему создать образы, которые навевают определенное настроение. Например, сравнение (цветы курятся, словно кадильный дым), олицетворение (рыдает скрипка), эпитеты (воздух голубое, меланхолический вальс), метафоры (Нырнуло солнце в кровь; то, что черным зовут нечем). Все эти художественные средства создают картину симфонии чувств, сиюминутных впечатлений лирического героя от гармоничной картины природы.)

III. Выводы. (Стихотворение «Вечерняя гармония» действительно суггестивная. Ее образы навевают чувство спокойствия и ощущение гармоничности того, что происходит в природе. И это успокаивает человеческую душу и вызывает в ней желание гармонии в ее внутреннем мире.)