10 класс
В ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ - ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX СТ.
М. НЕКРАСОВ, В. УИТМЕН, Ш. БОДЛЕР
ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ
М. Некрасов - «певец страданий народных» (по стихотворениям «Размышления у парадного подъезда»)
Лейтмотивом всего творчества Николая Некрасова могут стать его слова: «Я лиру посвятил народу своему...»
Несомненной заслугой русского поэта М. Некрасова является то, что он ввел в литературу тему народа. В этом он был новатором, ведь первым обратился к социально-конкретного изображения народа. Поэзия Некрасова содержит множество картин народной жизни, но они ничем не напоминают те пасторальные зарисовки, с которыми был знаком российский читатель: наоборот, сцены с участием народа полны боли и страданий. Поэт со всей мастерством показал особенности жизни и быта русского крестьянства. Другой русский поэт Аполлон Григорьев писал, что Некрасов соединил в своих произведениях «все ужасы бедности, голода, холода». Как настоящий реалист, Некрасов замечает типичное: его поэзии свойственна социальная определенность создаваемых характеров и социальная обусловленность их переживаний и чувств. И подтверждением этому есть конкретные примеры из стихотворения «Размышления у парадного подъезда».
Стихотворение, по воспоминаниям А. Я. Панаевой, был написан Некрасовым, «когда он находился в хандре. Он лежал тогда целый день на диване, почти ничего не ел и никого не принимал к себе. [...] На другое утро я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ. Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желавшему подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая улицу, прогнал их; они укрылись за речью подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде. Я пошла к Некрасову и рассказала ему о виденной мною сцене. Он подошел к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал все; потом быстро отошел от окна и улегся опять на диване. Часа через два он прочел мне стихотворение “У парадного подъезда”».
Некрасов переработал реальный матер иал, который предложило ему сама жизнь. В стихотворении появились темы мирового зла, библейские ассоциации, мотивы высшего суда и возмездия. Все это придало произведению обобщенно-символического содержания. Идея «спасения в народе» сочетается с размышлениями о его трагической судьбе.
Произведение имеет сложную композицию. В нем можно выделить три части, которые отличаются тематикой и пафосом. Первая часть поэзии рассказывает о сцены у подъезда «вельможи», говоря словами Гоголя, «значительного лица». Пафос этой части можно определить как драматический. Вторая часть произведения - размышления лирического героя о народе и о тех, в чьих руках находится его судьба. Это обращение-размышления героя к вельможе, родной земли, русской реки Волга, народа. Пафос этой части обличительный, сатирический. Третья часть - это размышления о русский народ: его прошлое, настоящее и будущее. Эта часть лирически-скорбная. Все части объединены образом лирического героя, его гражданской позицией в отношении того, о чем говорится в произведении. Итак, есть четкая авторская позиция, которая является характерной чертой творчества М. Некрасова.
В стихотворении поэт изображает три группы персонажей: «мужики... Деревенские русские люди»; «убогие лица», «просители», гости, «одержимы холопскимнедугом»; «владелец роскошных палат».
Симпатии поэта на стороне народа. Некрасов создает обобщенный образ русского мужика:
Русые головы...
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапте обутых.
«Сеятель» и «хранитель» русской земли, что пришел издалека с каким-то просьбой, вынужден ни с чем возвращаться домой, потому что хозяин роскошных палат «не избит оборванной черни».
Поэт возмущен тем, что в стране нет даже уголка, в котором бы не страдал мужик. «Вельможа» не волнуется, потому что знает, что мужик «потерпит».Поведение «пилигримов» свидетельствует о том, что чиновник не ошибается: когда крестьян гонят от подъезда, они лишь безнадежно разводят руками после неудачной попытки подкупить швейцара. Уходя прочь, они повторяют: «Суди его Бог». Некрасов предусматривает их дальнейшее поведение: пойдут в трактир и «все пропьют бедняки до рубля / И пойдут, побираясь дорогой, / И застонут».
Эта покорность свойственна не только крестьянам: «убогие люди» ведут себя так же. К ним у поэта нет сострадания, хотя и иронии тоже нет. Относительно «гостей», которые по-холопськи унижают себя, здесь ситуация другая. Поэт с иронией рассказывает о их визиты к парадному подъезду, утверждая, что подхалимство и чинопочитание - их «призванье».
Некрасов констатирует: «великою скорбью народной / Переполнилась наша земля / - Где народ, там и стон». Именно поэтому возмущен покорностью и пассивностью замученного народа, поэт заканчивает стихотворение обращением к нему:
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил, -
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..
Стихи Некрасова на тему страданий народа перекликаются с поэзией Шевченко. Украинский поэт, так же как русский, болел душой за страдающее крестьянство и стремился пробудить его от моральной спячки, призывать «к топору». Можно утверждать, что освобождение крестьянства от крепостного права было в некоторой степени подготовлено тем влиянием, которое имели произведения этих двух выдающихся поэтов.