ЛИТЕРАТУРА АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАН
Даниэла Стил (род. 1947 г.)
Самая популярная американская писательница XX в., значительное количество романов которой занесен в список бестселлеров. Ее книги переведены на 35 языках мира. По ее произведениям поставлен 21 фильм, в том числе: «Воспоминания», «Зоя», «Драгоценности» и др. Критики писали, что от ее романов невозможно оторваться. Сама Даниэла Стил отмечала: «Я хочу не только развлекать читателей, но и заставить их задуматься».
Родилась Даниэла Стил 4 августа 1947 года в Нью-Йорке в зажиточной семье. Профессиональным писателем она стала в 1980 году. Из-под ее пера вышло более 40 романов: «Поцелуй», «Долгая дорога домой», «Призрак», «Ранчо», «Пять дней в Париже» и др. Главная тема ее произведений - тема семьи, раВНОсторонний показ семейной жизни. Вмешиваясь в сферу семейной жизни, писательница пыталась определить главные принципы создания и причины распада семьи. Д. Стол - непревзойденный знаток человеческой души, что довело ее умение романтично и восторженно передавать различные чувства мужчины и женщины.
Стол прожила такое же романтическое и драматическое жизни, как и герои многих его романов. Она пять раз выходила замуж, сама воспитала и поставила на ноги девять детей. Многое пришлось познать ей в жизни: она мужественно выстояла перед тяжелыми болезнями - раком и полиомиелитом, похоронила 19-летнего сына Ника Траіна, который закончил жизнь самоубийством. Именно ему Д. Стол посвятила одну из своих книг - роман «Его Яркий Свет». Ее перу принадлежали также и произведения для детей: «Макс и Марта», «Фрейді». Сейчас писательница ведет тихую частную жизнь в Вашингтоне в своем большом доме с 55 комнат.
В 1989 году фамилия Д. Стил было внесено в Книгу рекордов Гиннесса за пребывание ее книг в списке бестселлеров в течение 381 - 390 недель.
Стол избиралась председателем Национальной Американской Ассоциации Библиотек, несколько раз предназначалась докладчиком Национального комитета Американской Гуманной Ассоциации по вопросам детского насилия.
«Приятная незнакомка» (1981). В центре романа две семьи - семья Алекса Гейла и семья Рафаэлы Филипс.
Алекс Гейл - адвокат из интеллигентной семьи. Его мать Шарлотта Брэндон - писательница, сестра Ке - политик, зять - известный хирург, экс-жена Рейчел - непревзойденный юрист. Герой в свои 30 лет так и не нашел своего счастья. Его жене хотелось только заниматься политикой или устроиться в одну из ведущих юридических фирм Нью-Йорка. Ради карьеры она бросила мужа. Красивая, удачливая, активная, Рэйчел была лишена нежности и доброты. Алекс тяжело переживал распад семьи, потому что в памяти еще жили общие надежды на будущее, шутки, профессия, дом. Он хотел детей и семейного уюта, она же мечтала об успехе в системе ценностей, где царили только денежные расчеты и громкие дела. Герой в течение двух долгих лет не мог забыть своей жены. Преодолеть чувство одиночества ему помогла мать, которая никогда не забывала о детях, всегда была рядом с ними, воспитывала их одна, поскольку ее муж умер после рождения сына. На протяжении 25 лет она находилась в списке найтиражованіших писателей страны. Она не понимала невестки, которая ради карьеры разрушила свою семью. Недовольна была и поведением собственной дочери Ке, которая выросла полной противоположностью матери: злой, завистливой, резкой. Ке, ради карьеры политического деятеля, отказалась от воспитания своей дочери Аманды, пошла на сделку со своей совестью, пытаясь восстановить взаимоотношения брата и невестки. Итак, в зажиточной семье не существовало тепла и взаимопонимания.
Однажды Алекс прогуливался по набережной и встретил очень красивую девушку, которая привлекла его внимание не только своей красотой, но и тем, что плакала. Второй раз он встретился с ней в самолете, который летел из Сан-Франциско до Нью-Йорка. Это была Рафаэла Филипс - дочь богатого банкира и жена влиятельного Джона Генри. В 18 лет она стала женой мужчины намного старше ее. Он потерял жену, сыновей, деловых партнеров и друга своего отца. Рафаэла поженилась с ним, потому что полюбила его. В течение пяти лет она была счастливой в супружеской жизни. Затем Джон Генри заболел и почти в течение 10 лет был прикован к постели. Это сделало ее замкнутой и молчаливой. Она, как и раньше, любила своего мужа, ради него была готова на все.
Встреча с Алексом Гейлом изменила всю ее жизнь. Судьба решила подарить ей, измученной большим горем, и ему, который скрывал от всего мира свое разбитое сердце и боль утраченных надежд, счастья. Однако их любовь выдержала немало испытаний. В их интимную жизнь вмешалась сестра Алекса Ке, которая написала письмо родным девушки, известив о ее супружеской измене. Сестра разбила чужую семью, лишила Алекса возможности сделать карьеру юриста. Банкир требовал объяснений от Алекса и посоветовал не вмешиваться в их семейную жизнь. Но впоследствии через чрезмерную дозу таблеток умер и мистер Филипс, таким образом освободив жену от определенных зобов'язень перед ним.
Рафаэла считала себя виноватой в смерти мужа. Отец еще больше усугубляв ее страдания, убеждая дочь в вине перед покойником. Поэтому она поехала к матери на целый год, пока длился траур. У нее было достаточно времени, чтобы осознать, что не она была причиной смерти своего мужа. Он тяжело болел и не хотел быть обузой для нее, вот почему и принял такое решение.
Героиня вернулась в Сан-Франциско, чтобы продать дом, распорядиться некоторыми ценными бумагами мужа. О своем приезде не предупредила отца, поэтому стала свидетелем его прелюбодеяние с женой министра. Она в полной мере осознала аморальность его поведения и пришла к выводу, что именно он разрушил ее жизнь, заставил страдать, чувствовать свою вину.
Снова встретилась с Алексом, который решил никогда и никуда не отпускать ее от себя, потому что жил как во сне, даже потерял надежду на встречу с любимой.
Морально-психологический выбор героев - трагедия и счастье. Именно в период наибольшей моральной активности писательница проверяла своих героев, целостность их характера. Для Рафаэлы главный выбор - счастливая семья. Ке в течение 5 лет не уделяла должного внимания своей Аманде, которой уже исполнилось 16. Когда девушку изнасиловали, она не смогла поддержать ее, утешить, даже не поспешила навестить ее, поскольку началась выборная компания в сенат, куда она так хотела попасть. Дочь ей была нужна лишь для того, чтобы подчеркнуть, что она была хорошей матерью, образованной женщиной, за которую смело можно отдавать свой голос. Писательница раскрыла на примере этой героини женскую холодность, равнодушие, жестокость, нежелание понять близкого человека. Ее симпатии на стороне тех, кто умел любить, понимать других, радоваться жизни. Мир героев - мир людей, которые умели ценить любовь.
«Звезда». В центре внимания писательницы очаровательная Кристалл Уайтт, которая прошла нелегкий путь от 15-летней довольной жизнью девочки с ранчо до звезды Голливуда и стала обладательницей престижной награды «Оскар».
Кристалл - дочь фермера, она жила на ранчо своего отца среди природы. Мать, старшая сестра Бекки и брат Джед не всегда понимали ее. Только отец гордился ею и обожал ее по-настоящему. Она чувствовала себя лишней среди родных. За необычайную красоту ее боялись ребята - сверстники избегали дружбы с ней девушки и женщины. Единственная ее подруга - жена Бойда Хироко, японка по происхождению, поэтому ее тоже не любили, поскольку большинство односельчан потеряли своих сыновей во время Второй мировой войны.
Причиной несчастий Кристалл стала ее красота. Муж сестры Том в состоянии опьянения изнасиловал ее. Самым страшным было не то, что она была растоптана физически и морально, а то, что после смерти отца ее некому было защитить, мать и сестра приняли сторону Тома. Переполненный местью, она пыталась застрелить обидчика. За это Том убил ее брата и во всем обвинил ее. Девушку было випровдано на суде, но после того, что случилось с ней, она не могла остаться на ранчо.
Кристалл поехала в Сан-Франциско, чтобы заработать деньги и воплотить свою мечту жизни - стать актрисой. Чтобы исполнилось желание, ей пришлось преодолеть нелегкий путь, принять помощь многих людей: Гарри, в баре которого она работала певицей, Бойда и Хироко, в которых на ранчо она оставляла на воспитание своего сына Вэба, и, безусловно, Спенсера, которому удалось пробудить в ней нежность женской натуры, заставить поверить в себя.
Кристалл манил Голливуд, полный тайн и загадочности. Чтобы попасть туда, надо было иметь немалые деньги. Она устроилась в бар Гарри певицей. Там ее и нашел агент Голливуда. Необычная красота, волшебный голос девушки привлекли к ней его внимание. Вместе с ним она уехала в Голливуд - города циников, подонков, коварства, славы и богатства. Поскольку осталась без денег, без моральной поддержки близких, у нее было мало шансов выжить в таком городе, а еще меньше, чтобы стать звездой. Она знала, что существовало только два пути: или стать женщиной легкого поведения, или, женившись, выгодно продать свою красоту. Кристалл избрала второй путь - стала любовницей известного импресарио Эрни Сальваторе.
Через бремя ненавистного любви она стала убийцей импресарио и попала в тюрьму. Суд оправдал ее, поскольку она совершила такой поступок с целью самозащиты. Однако эта история положила конец ее артистической карьере. Она вынуждена была вернуться на ранчо, пытаясь найти счастье в семейной жизни со Спенсором. Кристалл впервые встретилась с ним, когда он приехал на свадьбу своего друга Тома на ранчо, ей тогда было 15 лет. Он был на 12 лет старше нее. Эта встреча стала роковой для них. Однако они не смогли быть вместе из-за предрассудков и социальное положение.
Спенсер - сын судьи - прошел войну, окончил юридический факультет и работал адвокатом. Отец возлагал на него большие надежды: его старший сын Роберт погиб на войне. Однако карьеризм был несвойственный Спенсеру, он хотел семейного счастья. Однако атмосфера семьи и окружения заставили его изменить вектор интересов. Сначала отец хотел, чтобы он женился на жене погибшего брата, а когда тот не согласился, подтолкнул его к браку с Элизабет Барклай (ее отец был членом Верховного суда). ей было 18 лет, она выглядела настоящей леди, однако не имела никакого тепла, а только живой ум и острый язык. В ее жизни не было страданий, волнений или каких-то проблем, ничего из того, что ее родители могли бы с легкостью решить. У нее не было ничего покаВНОго, чопорного, но отсутствовала загадочность, романтика очарования. Она сама выбрала себе мужа, потому что всегда получала то, чего желала. Главный критерий ее выбора - его положение в обществе.
Спенсер сопротивлялся таком супружеской жизни, но тот мир «роскоши и власти» победил его. Зная, что он не любил ее, убеждал себя в обратном. Такая нерешительность, слабость воли привели героя в дальнейшем к трагедии.
Спенсер нашел Кристалл в баре Гарри. Будучи помолвленным, он скрыл это, признался ей в любви. Наивная и доверчивая, она доверилась ему. Через две недели после свадьбы герой попал в армию в Корею. Перед отъездом на войну он снова встретился с Кристалл, пообещал развестись с женой и жениться на ней. Он писал ей письма в течение трех лет, а потом, измученный военными событиями, перестал это делать. Девушка решила, что он забыл о ней.
После возвращения с войны Спенсер попросил у жены развод, которого и не захотела дать, потому что для нее важнее было то, что о ней подумают и скажут другие.
Во время обвинение в убийстве Кристалл обратилась за помощью к Спенсера, которому удалось вытащить ее из тюрьмы, несмотря на угрозы жены. Счастливые, они поехали на ранчо вместе. После смерти матери Кристалл получила ранчо в наследство, потому что так хотел отец. Спенсер решил оставить карьеру. Кристалл по-настоящему была счастлива с ним, любила его всем своим сердцем. Однако ее счастье было недолгим. Спенсер получил приглашение на работу в сенат. Осознавая, что он рожден для великой карьеры, что добиться успеха он мог только с такой женой, как Элизабет, Кристалл убедила его вернуться в Вашингтон.
От их любви в Кристалл родился сын Вэб, о существовании которого Спенсер даже и не догадывался. И опять новые испытания. Чтобы прокормить сына, она вернулась в Голливуд, оставив ребенка у Бойда и Хироко. Работу найти было очень трудно, поскольку не забыли судебный процесс. Однако Кристалл повезло: на ее пути встретился порядочный человек, директор и продюсер, режиссер - постановщик 55 - летний Брайен Форд. Он был весомой личностью в Голливуде, с ним считались, его уважали. Она рассказала ему свою тайну - рождение сына, он - о смерти своих двух сыновей во время войны. Это очень сблизило их, они были нужны друг другу.
Когда Кристалл стала обладательницей «Оскара», Спенсер снова вспомнил о ней. Ему уже ничего не мешало быть вместе с ней. Он подал в отставку и вылетел на ранчо. Наконец они вместе, к тому же у него был взрослый 10-летний сын Вэб.
В этом произведении изображено несколько семей: семья Элизабет и Спенсера, семью Бойда и Хироко. Отсутствие духовности, взаимопонимания, предоставления преимущества карьере и деньгам - вот те идолы, которым поклонялась семья Элизабет и Спенсера. ей противостояла семья Бойда и Хироко. Бойд - товарищ Тома, мужа сестры Кристалл - воевал, женился на японке, любил ее, не смотря на то, что все отвернулись от нее только через ее национальную приналежність. их семья пережила многое, поэтому они не отказали в помощи Кристалл тогда, когда ее изнасиловали, когда она предстала перед судом, когда поехала в Голливуд. Именно им она доверила самое дорогое, что было у нее в жизни, - воспитание сына Вэба.
Женские образы в романе целеустремленные, стойкие, выносливые. Они, как представительницы сильных мира, в частности Элизабет, Рэчел, лишенные мягкости, нежности, безкорисливості. их ничего не беспокоило, кроме карьеры, они осознанно отказались от того, что составляло смысл жизни женщины - рожать детей.
Мужчины, в отличие от женщин, способны глубоко чувствовать и даже страдать. Однако они изображены слабее духом, нерешительными в своих действиях; подчинялись воле женщины, несчастливые в семейной жизни, их судьбе очень часто определяла случайность.
Д. Стол пыталась заставить читателей задуматься над ответственностью своих поступков, понять самое главное: смысл бытия заключался в продолжении рода. Предназначение женщины - не карьера, а семейный уют, семейную жизнь, которое можно при желании осуществлять параллельно с карьерой. Писательница выступила против того, чтобы женщина была полностью подчинена мужчине, но она хотела, чтобы женщина оставалась женственной, излучала доброту, теплоту и нежность, любила и была любимой. По ее мнению, путь славы не предоставлял женщине ощущение настоящего счастья.
«Безмолвная честь» (1996). В центре романа - судьба 18-летней Хироко, которую родители направили на учебу в США. Девушка остановилась у своего дяди профессора Такео Танка. Ее сообразительность, ум, застенчивость не могли быть незамеченными другими. Единственное, что бросалось в глаза окружающим, это ее робость. Хироко училась в колледже св. Эндрю - небольшом закрытом женском учебном заведении. Там она столкнулась с предвзятостью однокурсниц, которые в целом выражали общественное отношение к японцам. Поэтому чувствовала себя одинокой. Добрая, нежная, скромная, девушка старалась не вызывать к себе негативных эмоций, всегда была готова прийти на помощь другим, хорошо училась. Однако зловещая атмосфера общественной жизни проникла и в колледж, когда японцы начали бомбить Гавайи, когда была объявлена Вторая мировая война. Хироко стала причиной несчастий других. За гибель брата одной из однокурсниц весь гнев было вылито на нее. Единственным ее другом оставался 27-летний профессор, американец Питер Дженкіс, которого она покахала всем своим сердцем.
Любовь к ней пришла совсем не вовремя, поскольку началась Вторая мировая война. На войне погиб ее младший брат Юдзи, двоюродный брат Кен, ее родители во время бомбардировки Японии атомными бомбами.
Хироко осталась одна в чужой стране среди врагов, где ненависть к японцам достигла невиданных высот. Она больше не могла находиться в колледже, кроме того был обнародован указ об эвакуации японцев из Америки, несмотря на то, где они родились: в Америке или Японии.
Семью дяди и Хироко эвакуировали в лагерь Танфоране, поскольку они были врагами американцев. Питер, не боясь навлечь на себя беду - быть объявлен японским шпионом, - продолжал навещать своего друга профессора Танка. Он был тайно влюблен в Хироко, мечтал жениться на ней. Поскольку время было непростое, сделал это втайне даже от своего друга, а потом попал в армию.
Такео Танка перевели в лагерь более строгого режима, его жену и детей - в лагерь с ослабленными требованиями. Хироко попала в лагерь высочайшего риска. На допросах она отвечала спокойно, пытаясь убедить, что хочет остаться в Америке, потому что так решил ее отец, потому что она полюбила эту страну. Настоящая же причина заключалась в том, что она хотела встретиться с Питером. Она попала в ранг преданных, ее оставили в лагере при тюрьме. Впоследствии девушка встретилась со своими родственниками - тетей, ее детьми, к ним позже присоединился и дядя Такео Танка. Хироко родила сына Тойото Работала в госпитале, помогала больным. После окончания войны согласно указу были восстановлены права эвакуированных лиц, предоставлена возможность вернуться им домой или жить там, где они хотели бы. Питер воевал в Европе, поэтому Хироко не могла вернуться к родителям. Кроме того, в нее и ее тети не было денег. Три года они провели в лагере, много пережили. Дядя Такео умер, после освобождения тетя Рейтом с детьми поселилась у своей двоюродной сестры в Нью-Йорке. Хироко разрешили проживать в доме ее подруги по колледжу Энн Спенсер. Она работать на кухне и в их доме. Питер молчал. Было известно, что он пропал во время битвы возле Антверпена, но никто не видел его мертвым. Об этом Хироко узнала от отца Энн. Когда же у Спенсеров убили сына на Окинаве, они отказались от услуг Хироко.
В августе американцы сбросили бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Эти события заставили почувствовать угрызения совести даже тех, кто ненавидел японцев. Наконец война закончилась. Хироко с сыном вернулась в Японию в Киото. Там ее и нашел Питер благодаря Спенсорам, которые дали ему адрес ее тети, а та - бывшую адрес племянницы. Хироко ждала любимого и жила надеждой на встречу с ним. Судьба подарила ей такое счастье.
Автор утверждала, что помочь выстоять в тяжелые периоды жизни, не зломатися от отчаяния, бессилия и горя, могли только любовь, верность, вера в существование счастья. Необходимо жить и тогда, когда жизнь теряет смысл. Разный цвет кожи, разные национальные традиции не могли быть преградой для счастья. Любовь всегда сильнее любые невзгоды. Вместе с тем подчеркивалось, что счастье ждало лишь на тех, кто не был пассивным, кто сам стремился быть счастливым.
«Счастья». В центре романа описано супружеская жизнь бизнесмена рекламной фирмы Оливера Ватсона. Он был женат 18 лет с Сарой. У них подрастало трое детей: двое сыновей и одна дочь. Материнство не стало призванием жены. Каждый раз Сара решала избавиться от ребенка, но Оливеру удавалось удерживать ее от такого поступка. Он всегда хотел иметь четырех детей, даже, если это представляло бы существенную угрозу для семейного бюджета. После рождения детей Сара сделала стерилизацию. Она была очень зависима от мужа, который брал на себя решение почти всех мелких проблем. Однако такой маленький мир был тесен для нее, она мечтала быть писательницей. Ее беспокоило то, что ей было уже 40 лет, а она так и не написала ничего стоящего внимания.
Героиня решила поехать в Гарвард и поступить в аспирантуру. До этого момента Оливер имел все, благодарил судьбу за любимую работу, за жену, которую боготворил, за детей, от которых терял разум. Поэтому отъезд жены огорчил его, в корне изменил всю их семейную жизнь. Во-первых, он после развода остался на руках с тремя детьми, а во-вторых, не был склонен доверять женщинам. Погрузившись в семейные проблемы, Оливер не надеялся еще раз познать любовь. Однако судьба послала ему совершенно неожиданную встречу с очаровательной актрисой Шарлоттой Сэмпсон, с которой герой захотел провести остаток своей жизни. Она была вдова, ей было 34 года, а Оливеру на тот момент исполнилось 42. Казалось, что уже слишком поздно начинать все сначала. Однако ничто не смогло помешать их счастью. Несмотря на полученное приглашение работать в Нью-Йорке, ради любви и семейного счастья Шарлотта отказывалась от любых соблазнительных предложений. Она сделала свой выбор в пользу Оливера и его детей.
В романе Шарлотта противопоставлена Саре, которая бросила своих детей, мужа ради работы и возможности делать то, что ей было угодно.
Для писательницы идеалом была женщина умная, добрая, способная окружить заботой, уютом мужчину, родить ему детей.
Мастерство Даниэлы Стил:
• повторение одной и той же мысли несколько раз;
• способность мужчины на глубокие чувства и страдания;
• изображение героев - романтиков, идеализация семейных отношений;
• предоставление женщине возможности выбирать между семейным жизнью и карьерой;
• активность женщины в достижении своей цели;
• изображения женщин холодными, независимыми, умными;
• жизнь семьи - центральная тема произведений.