ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ТВОРЧЕСТВО Д. ДЕФО, Д. СВИФТА
5. Литературная и политическая деятельность Дж. Свифта
С творчеством Джонатана Свифта связана сатирическая традиция английской литературы, которая получила дальнейшее развитие в произведениях многих поколений писателей. Как мастер смеха в различных формах его проявления - от сокрушительного сарказма к ущипливої иронии - сатирик занял видное место в мировой литературе.
Творчество Свифта - важный этап в развитии английского просветительского реализма XVIII века. Его полна возмущения сатира обличала пороки современного ему мира, разрушая оптимистичные надежды просветителей на будущий прогресс. Свифт критиковал внутреннюю политику Англии, высмеивал парламентскую систему, осуждал колониальные и захватнические войны, выступал против религиоВНОго суеверия и невежества. Обращаясь к конкретным проблемам современной ему действительности, Свифт трактовал их в философском плане, социальная острота и злободневность его произведений перерастают в всеобъемлющие обобщения его. Сатира имела философско-политический характер, его творчеству был присущ ярко выраженный гражданский пафос.
Талантливый английский писатель - сатирик XVIII в. Джонатан Свифт, который прославил свое имя увлекательным и остроумным романом «Путешествия Гулливера», родился в 1667 году в ирландском городе Дублине в семье пастора. Свифт - старший умер за несколько месяцев до рождения сына, оставив ему в наследство лишь доброе имя. Свифт-младший вынужден был собственными силами пробы-ваться в жизни.
Джонатан Свифт окончил богословский факультет Дублинского университета. За пренебрежительное отношение к нему со стороны родственников он почти не уделял внимания занятиям, к которым не имел естественного наклона. Он все более увлекался чтением истории и поэзии.
Когда пришло время получать степень бакалавра, он, хотя и вел жизнь, соответствующую установленным нормам, этой степени не получил за «неспособность». В конце концов степень ему был присвоен в довольно не привлекательной для него форме, что имела позорную пометку «особой милостью». До этого времени в архивах учебного заведения хранятся документы, подтверждающие этот позорный факт.
После окончания университета Джонатан поехал к матери, которая в то время жила в Лестере (Англия), пробыв там несколько месяцев, устроился секретарем к сэра Уильяма Темпла, отец которого был большим другом их семьи. Джонатан пробыл у него около 2-х лет.
Вернуться к Ирландии вынудили врачи, обеспокоенные состоянием здоровья Свифта. Однако ухудшение здоровья не прекратилось, и Джонатан снова возвращается в Англию, в поместье Уильяма Темпла.
Состояние материального обеспечения Свифта желал быть лучшим. Это заставляло будущего писателя искать средств для существования. Одним из них был сан священника. Однако эта профессия не привлекала Джонатана. Тогда Уильям Темпл предложил Свіфтові должность секретаря и соответствующее жалование. Не волнуясь о том, что все в его жизни определяется сугубо корыстными интересами, Свифт спокойно принимает священнический сан. Он приобрел пребенду на севере Ирландии, но устав от выполнения своих обязанностей по несколько месяцев, вернулся в Англию и жил в имении Уильяма Темпла до смерти последнего. Кроме определенной суммы денег, Темпл завещал ему заботиться о издание посмертного собрания сочинений и получать прибыль этих публикаций.
В имении сэра Уильяма Темпла начинается литературная деятельность Джонатана Свифта. Работая секретарем, Джонатан имел возможность пользоваться огромной библиотекой.
Читал будущий писатель по 10 - 12 часов ежедневно.
Несмотря на то, что относился к своей профессии священника достаточно серьеВНО, его можно было, как и раньше, обвинить в поверхностном отношении к ученого богословия. Он считал своей первоочередной задачей приблизиться к духовной жизни своего возраста и разобраться в нем. Поэтому больше всего внимания он уделяет творчества античных авторов.
Его первые литературные труды - это памфлеты, написанные как отклик на важные, актуальные вопросы общественно-политической и литературной жизни в Англии. Памфлет - небольшое по объему литературное произведение публицистического характера на злободневную тему, предназначен для прямого воздействия на общественное мнение.
Находясь на службе у сэра Уильяма Темпла, Свифт написал свой первый сатирический памфлет «Битва книг» (1697).
После смерти Темпла в 1699 году вынужден был искать новое место работы. В 1701 году он получил степень доктора богословия и место викария в Ларакорі, Ирла-ндія.
Чтобы как-то утешить одиночество, Свифт пригласил погостить свою давнюю подругу Эстер Джонсон, дочь экономки Темпла и, как утверждают некоторые биографы, ее хозяина. Молодой литератор воспел девушку под именем «Стелла», под этим именем она и осталась в истории. Джонатан знал Эстер с 8-летнего возраста, когда она была еще маленькой девочкой. Юный секретарь принимал участие в ее судьбе, обучая Эстер грамоты, занимаясь с ней литературой. Свифт для Эстер стал мужчиной, в которого она влюбилась.
Если говорить о личной жизни сатирика, то вниманием женщин он не был обделен. В Частности В. Теккерей в биографическом очерке о нем писал: «Я слышал разговоры о том, как одна женщина сказала, что согласилась бы стерпеть всю жестокость Свифта, только бы испытать его нежность».
В сентябре 1701 года писатель анонимно опубликовал свой первый политический памфлет - «Рассуждения о раздорах и раВНОгласиях между знатью и общинами в Афинах и Риме».
В течение 1701 - 1704 лет Свифт находится в Лондоне. Он принят к правящим кругам партии вигов; сближается в это время с ведущими литераторами Англии.
Относительно личной жизни, то именно в это время в жизни писателя появились Эстер Ванормі - соседка по лондонской квартире. Свифт написал лирическую поэму «Каденус и Ванесса», где в образе красавицы Ванессы было изображено Эстер, а ее любимым Каденусом был он сам.
Финал этой запутанной личной драмы разыгрался в Ирландии. Неожиданно для всех в 1716 году Свифт обвенчался со Стеллой (Эстер Джонсон), но стремился сохранить этот брак в тайне. Причин этому несколько. Возможно, он не хотел, чтобы об этом узнала другая Эстер (Ванормі), которая с нетерпением ждала писем от него.
Хрупкая и болезненная от природы Эстер Ванормі так и не смогла пережить этого. Она умерла в 1723 году. Стелла (Эстер Джонсон) не намного пережила свою соперницу всего лишь на пять лет.
Один из лучших свіфтових памфлетов - «Сказка бочки» (1704). Название памфлета - выражение, означал «бессмысленную, запутанную историю». Основание для такого названия дала и усложненная структура произведения: в нем несколько предисловий, много отступлений. Однако главная тема обозначена и понятна: Свифт создал сатиру на церковь. Пародируя стиль ученого трактата, зацепил в «Сказке бочки» различные стороны английской жизни, центральный сюжет - притча о родительское наследство и трех братьев - способ не только высмеять недостатки каждой из форм религиоВНОго верования (католицизма, англіканства, пуританства), но и выступить против фанатизма, защитить принцип веротерпимости.
В этом памфлете автор остро обнажил духовную и политическую жизнь эпохи, сформированное нравственной и умственной неполноценностью. Это пародия на историю церквей и состояние религиоВНОй мысли в целом. Это одновременно и социальная сатира, и предвидение, предсказание.
Несмотря на то, что памфлеты Свифта выходили анонимно, авторство ни у кого не вызывало сомнения. Неоднократно сатирика хотели осудить, но не делали этого, поскольку боялись выступления народных масс за писателя.
Свифт активным общественным деятелем, который не оставался в стороне от социальных проблем тогдашнего общества. Леча душу как священник, он своим горячим словом пытался вылечить и общество, разоблачая его пороки.
С именем писателя связаны важные политические события, например, заключения в 1713 году мирного соглашения между Англией и Францией за испанское наследство. Современники назвали эту сделку «Свіфтовим миром».
С конца августа 1714 года Свифт в Дублине занимал должность декана собора святого Патрика. Стоит напомнить, что это «почетную ссылку» в Ирландии продолжалось до конца жизни Свифта. Для обездоленной Ирландии Свифт стал организатором национально-освободительного движения против англичан. Интересно, что знаменитый писатель треть своих доходов отдавал в казну на нужды ирландского народа.
Декан собора святого Патрика пользовался авторитетом и уважением среди простого люда. Поэтому его невозможно было заставить замолчать.
Джонатан Свифт был порядочным и честным человеком. Его жизненным кредо были слова: «Я пишу не ради славы, единственная моя цель - благо общества».
В 1726 году вышел в свет его главное произведение, что дал бессмертие его имени, - «Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей».
В год появления романа Свіфтові исполнилось 59 лет,и хотя разум писателя все еще сохранял свою силу, пережитые драмы и лихолетья оставили свой след. Участился головная боль, мучившая писателя еще со времен юношества, постепенно насува-лась глухота, что впоследствии отгородило его от окружающего мира.
Под конец жизни, потеряв слух, писатель сделался мрачным, замкнутым, дни проводил в одиночестве, стал рассеянным и забывчивым. Память ослабла настолько, что он не мог даже читать. Однажды, прогуливаясь с товарищем в парке, Свифт остановил свой взгляд на старом вязи, верхушка которого уже высохла. «Вот так и я начну умирать - с головы», - сказал гениальный сатирик.
Время талант писателя все еще находил свое воплощение в новых произведениях, таких как «Полное собрание изящных и остроумних разговоров», «Наставление слугам», «Клуб легиона», но писатель уже чувствовал, что его жизнь подходит к концу.
Еще в 1731 году он написал сатирическую поэму «На смерть доктора Свифта», в которой с иронией, что не оставляла его до последней минуты, описывал, как общество и друзья воспримут его смерть.
В 1740 году в письме к своей кузине Уайтвей Свифт сообщал: «Все, что я могу сказать, - это то, что я еще не ощущаю пытки, но ежедневно и ежечасно ожидаю ее. Я знаю, что мне осталось жить очень немного - дни мои недолги и несчастны». Эти предчувствия оправдались, и в 1742 году писатель попал под постоянное наблюдение врачей из-за своего здоровья, ухудшение которого было связано с душевной болезнью.
Смерть 7 (19) октября 1745 года прервала физические и моральные муки 78-летнего Дж. Свифта. Все свое наследство он завещал на постройку дома для умалишенных.
О свою эпитафию Свифт позаботился заранее и написал ее собственноручно. На его могильной плите высечено на латыни: «Здесь покоится прах Дж. Свифта, декана этой кафедральной церкви, и жестокое негодование не может уже терзать его сердце. Иди, путник, и подражай, если можешь, ревностного поборника дела мужественной свободы».
Такой завет оставил Свифт потомкам, а еще книги, что стали лучшей исповедью его непоколебимой души.
Сатирик прожил большую и славную жизнь. Его любил простой ирландский народ, который справедливо считал Свифта своим верным защитником. Больше всего писателя интересовали проблемы политические. Поэтому он не воспринимал тогдашнего принципа «развлекая - поучать» и считал, что читателя нужно не развлекать, а будить в нем злость, заставлять видеть настоящей жизни, настоящего себя. Насколько это ему удалось, можем судить, анализируя роман «Путешествия Гулливера».
Сначала «Странствия Гулливера» воспринимаем как смешную, веселую сказку про великана и пигмеев, но быстро понимаем, что речь идет о самом главном - о человеке и обществе. Свифт отрицал политический строй, в котором вся власть принадлежит одному человеку. Мужественный, гуманный Гулливер, окруженный неблагодарными лилипутами, - это сам писатель при дворе английских королей. В период написания своей знаменитой книги Свифт уже не верил ни партии тори, ни вігам. Именно поэтому он сатирически изобразил их в виде двух враждебных лагерей - тремексенів и слемексенів; первые из них - сторонники высоких каблуков, вторые - низких. На все правительственные должности император Лилипутии, в котором все узнали короля Георга i, который правил Англией в течение 1714 - 1726 лет, назначал только сторонников низких каблуков. У преемнику ліліпутського трона, что сим-патизував тремексенам и имел один высокий каблук, а второй низкий и поэтому даже немного ковылял, современники Свифта познали принца Уэльского, который заигрывал с представителями и тори, и вигов, не зная, кому отдать предпочтение.
Ожесточенная борьба между сторонниками тупого конца и гостроконечниками - это сатирическое изображение кровопролитных религиозных столкновений между католиками и про-тестантами в Англии времен Свифта. Синяя, зеленая, красная нити, за обладание которыми так унизительно боролись чиновники лилипутов («Император, взяв в руку палку, держит ее горизонтально, а кандидаты, идя один по одному, то прыгают через нее, то пролезают под ней, в зависимости от того, опускает или поднимает император»), - это цвета английских орденов Подвязки, Дамы и святого Андрея, за награждение которыми придворные тоже были способны на позорные поступки. Отношения Лилипутии и Блефуску поразительно напоминают отношения между Англией и Францией времен войны за «испанское наследство».
Свифт - великий мастер художественного слова - прекрасно владел всеми средствами сатиры. Его любимым приемом была ирония, которая служила для разоблачения отрицательных моментов действительности. Например, жестокость и лицемерие монархов выступали особенно ярко, когда сатирик подавал их как великодушие и справедливость. С этой целью Свифт заставил Гулливера славить «ласку» и «снисхождение» императора Лилипутии, который заменил ему, невиновному, смертную казнь на лишение зрения.
Свифт боролся средствами смеха, он срывал маску с тогдашнего общества, показывая его ложь и пороки. На страницах романа и новые, и освященные веками общественные учреждения и явления становятся смешными, пошлыми - царский двор сравнивается с помойницей, сенат - со стадом гусей, религиозные распри воспроизведены спором, с какого конца разбивать яйцо.
Ироничным был подход к изображаемому: маленькие размеры открытого Гулливером мира призваны продемонстрировать низость и нелепость государственных учреждений Лилипутии. Поскольку Лилипутии - это аллегория, то становится понятным, что не только Гулливер для Свифта - не герой, но и Англия - не просветительский идеал государства.
«Главной целью каждого путешественника должно быть воспитание ума и добропорядочности своих соотечественников с помощью добрых и плохих примеров из жизни чужих стран» (Дж. Свифт).
Свифт обличал истинную сущность явлений политической жизни Англии XVIII века. То, что невозможно было сказать открыто, писатель говорил за помощью аллегорических образов. Сатирик утверждал: «Сатира - своеобраВНОе зеркало, в котором каждый, кто смотрит в него, видит, как правило, лица всех, кроме своего собственного».
Поведение Гулливера у лилипутов воспроизводит Ф. Кривін в стихотворении «Гулливер становится лилипутом»:
Мир лилипутов копошился в эго каблука,
Суетился и хлопотал,
И карабкался на вершины прогресса,
Между тем так легко и свободно шевелюрой
бороздил облака
Вон, Лемюэль Гулливер,
Человек возвышенных интересов.
С интересов - то, собственно, все и началось:
Случайный лилипут, заблудившийся в Гулливеровом ухе,
Оставил там, как собака забытую кость,
Какие-то сплетни, какие-то пошлые слухи.
И Гулливер прислушался. Проявил интерес.
Впервые высокое с низменным перепутал.
И все спускался и спускался на землю с небес,
Пока не опустился до уровня лилипута.
И большой человек, благородная, возвышенная душа,
Среди суетных мелочей и житейского сора
Слышал он только то, что прилипало к ушам,
И не слышал, не слышал шагов командора.
«Все в мире относительно, кроме нравственных понятий», - словно хочет сказать Свифт, отправляя своего героя после страны лилипутов в страну великанов - Бробдінгнег, в лице правителя которой писатель намечает свой идеал мудрого и гуманного правителя. И это не случайно: вопрос о возможностях человеческого разума, о идеального монарха принадлежат к тем, которые были в центре внимания просветителей.
Королевство великанов - это образец идеального государства, во главе которой стал добрый и мудрый король, желанный всеми народами. Как человек гуманный и одаренная здравым смыслом, он не знал, что такое захватническая война, не удерживает постоянной армии, а в своей государственной практике не прибегал к дипломатическому и бюрократического кру-тійства.
Король часто расспрашивал Гулливера о нравы, законы, религию, уклад и образование в Европе, и тот «слишком многословно описывал свою добрую родину, ее торговлю, религию, рассказывал о все войны на море и на суше». В течение шести аудиенций, каждая из которых длилась несколько часов, подробнейшим образом рассказывал об организации английского парламента, работу суда, формирование финансов. И все это король подверг уничтожающей критике. Устами мудрого монарха Свифт проиВНОсил жестокий, но справедливый приговор политическому строю Англии.