ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ТВОРЧЕСТВО Д. ДЕФО, Д. СВИФТА

4. Д. Дефо - просветитель XVIII в. Литературная деятельность

 

На долю английского писателя Даниэля Дефо выпали тюрьма и позорный столб, преследования и попрошайничество, но, несмотря на все беды, эта, сильная духом и чрезвычайно энергичный человек никогда не меняла своих убеждений и до последних дней своей жизни продолжала бороться пером в руках за те идеи, которые впоследствии органично воспринял ее народ.

Для большинства английский писатель Даниэль Дефо - автор романа «Робинзон Крузо», переведенного на разных языках мира, однако далеко не всем известно, что он был одним из величайших политиков Англии конца XVII - середины XVIII вв.

Родился Даниэль Дефо в конце 1659 или в начале 1660 года - точная дата биографам и по сей день неизвестна. Его отец - Джеймс Фо - был мелким торговцем («благозвучный» долю «где» вынужденно добавил к своей фамилии уже сам писатель, о чем речь пойдет ниже). Семья принадлежала к пуритансько-дисентерського среды, которое не признавало официальной власти англиканской церкви (дисентери - лица, отошли от господствующей церкви).

Будущий писатель получил образование в известной на то время дисентерській академии Чарльза Мортона в Стоук-Ньюігтоні, где изучал богословие, а также классические и новые языки, историю, географию и математику. Отец хотел видеть своего сына священником, но Даниэль размышлял иначе. Его выбор был подсказан не только индивидуальными природными наклонностями, но и своеобразием того сложного периода в истории Англии.

На глазах у Дефо разрушался старый феодальный порядок, начиналась эпоха господства третьего класса, и юноша с головой окунулся в сферу частного предпринимательства и торговли. В качестве торгового посредника он много путешествовал по Европе, особенно долго пробыл в Испании и Португалии. К сожалению, успешного и удачного коммерсанта из него не получилось: он потерпел и мелких поражений, и большого банкротства.

В начале 1690-х годов неудачный коммерсант нашел для себя новое поле деятельности - литературное. Среди ранних попыток пера Дефо - публициста чаще всего вспоминают его «Очерк проектов» (1697), написанный человеком, который серьеВНО задумывалась над развитием национальной символики. в 1701 году он пишет стихотворный памфлет «Чистокровный англичанин», направленный против аристократической оппозиции. Дефо язвительно высмеял нелепость рассуждений о «чистоте крови» у англичан - нации, возникшей вследствие неоднократного смешения различных этнических групп.

Кроме того, Дефо в саркастической форме обличал новую политику правительства по інаковіруючих. Авторство Дефо не трудно было установить, и в феврале 1703 года памфлетиста арестовали и бросили в Ньюгетської тюрьмы, где он с небольшим перерывом пробыл почти два года. К тому же 1703 года он трижды стоял у позорного столба, однако общественная казнь мужественного и остроумного защитника дисентерів превратилась в его триумф. Памятником этих событий стал знаменитый памфлет «Гимн позорному столбу», написанный в тюрьме.

Стоит отметить, что на момент розыска памфлетиста в «Лондонском вестнике» появилось объявление о правительственную награду (в размере 50 фунтов) тому, кто предоставит сведения о местонахождении Дефо, «худощавого человека среднего роста, около 40 лет, смуглого с темно-каштановыми волосами, серыми глазами, крючковатым носом и большой родинкой около рта». Именно сыском и преследованиями была вызвана видоизменение писателем своей фамилии.

Как известно, внешнее благополучие далеко не гарантирует положения в обществе. Молодой коммерсант с огромными потугами прокладывал себе путь к политике и литературе. Признать «братом по духу» этого сомнительного торговца, этого «бессовестного Дефо» (как назвал его поэт Александр Поп) не могли ни парламентские трибуны, ни тем более литературные светила.

1704 года Дефо начал выпускать еженедельную газету «Обзор», сочиняя для нее подавляющую часть материалов. Это издание, которое стало чрезвычайно популярным не только в Лондоне, но и во всей стране, просуществовало до 1713 года, несомненно повлияв на формирование английского ранньопросвітницької периодики.

В течение 1720-х лет Дефо обращался к форме вымышленных мемуаров и дневников. Примером может служить известный и популярный по сей день в разных странах «Дневник чумного года» (1722), в котором рассказывается о событиях эпидемии чумы в Лондоне 1664-1665 годов. Написанные годом ранее «Записки кавалера» переносят читателя к еще более раннему периоду - к временам Тридцатилетней войны и начала английской буржуаВНОй революции. Относительно жанровой специфики эта книга скорее всего может быть охарактеризована как авантюрный роман и поставлена в один ряд с такими произведениями писателя, как «Капитан Сінглон» (1720) и «История полковника Жака» (1722).

Особое место среди романов Дефо, созданных в течение этого времени занимали «Молль Флендерс» (1722) и «Роксана» (1724). Герои этих произведений попадали в водоворот социальных и политических отношений тогдашней жизни. Обе героини при всей своей индивидуальности имели очевидную общность: они находились в сложных, конфликтных отношениях с реальным миром, который их окружал. Основным объектом художественного отображения автора здесь был, несомненно, характер человека, далеко не праведной, более того - преступной. Дефо сквозным мотивом своих произведений утверждал мнение - человек сам по себе не рождается преступником, большую роль в ее жизни играли обстоятельства. Заложена Даниэлем Дефо традиция воспроизведения характеров и судеб реальных людей в тесной связи с законами и обычаями современного мира впоследствии получила своего продолжения и развития в середине XVIII века в произведениях С. Ричардсона, Г. Филдинга, Т. Дж. Смолетта, а от них соответственно эта линия идет дальше - в европейский критико - реалистического романа середины XIX века.

В общем писательская деятельность Дефо была довольно раВНОобраВНОй. Им написано около 250 работ разных жанров - от стихов до прозы памфлетов и мас-табных романов. Ему принадлежит авторство огромного количества публицистических статей, очерков, исторических и этнографических трудов.

Дефо и действительно не совсем был похож на литераторов - современников с их благородными персонажами, ведь его героями были работорговцы, проститутки, пираты, преступники и т.д. Творческое вдохновение он черпал не из книг, а из собственного жизненного опыта и обращался чаще всего до рядового читателя.

Благодаря записям в приходских книгах известна точная дата смерти писателя - 24 апреля 1731 года. В соответствии с тех источников причиной смерти стала летаргия. Однако это скорее не диагноз, а уже следствие болезни. Есть предположение, что летаргией на то время называли полную «иВНОс» организма, а это значит, что Дефо умер из-за истощения энергетических сил организма.

Наибольшей славы Даниэлю Дефо принес роман «Робинзон Крузо».

По мнению исследователей творчества писателя, непосредственным толчком к написанию романа стал эпизод с корабельного дневника капитана Вудса Роджерса, опубликованного под названием «Путешествие вокруг света от 1708 до 1711 года». Впоследствии, по материалам этого дневника, известный журналист Столь напечатал статью о приключениях шотландского матроса, который, как считают, в определенной степени был прототипом Робинзона Крузо.

Существует предположение, что в отеле «Ландогер Трау» состоялась встреча Д. Дефо с Александром Селькірком - штурманом судна «Пять портов», который за неповиновение капитану был высажен на необитаемый остров Хуан-Фернандес у берегов Чили. Там он прожил 4 года.

Д. Дефо перенес место пребывания своего героя к бассейну Атлантического океана, а время действия отнес примерно на 50 лет в прошлое, тем самым увеличив срок пребывания своего героя на необитаемом острове в 7 раз.

Отдавая дань тогдашней литературе, писатель дает такое название произведения, что созвучно его фабуле: «Жизнь и необычайные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове вблизи американского побережья, недалеко от устья великой реки Ориноко, оказавшись на берегу после кораблекрушения, во время которого погиб весь экипаж, кроме него, с приложением рассказа о не менее удивительный способ, каким его в конце концов освободили пираты. Написано им самим».

Сюжет романа «Робинзон Крузо» был обусловлен, прежде всего, интересом английского общества до географических открытий и путешествий.

Новой в тогдашней литературе эта тема не была. Еще до Д. Дефо появлялись произведения, в которых рассказывалось о судьбе несчастных путешественников, заброшенных к нецивилизованного мира.

Роман - робинзонада - отличительная черта литературы не только XVIII века, но и последующих этапов в развитии мировой литературы. Образцами романов - робинзонады есть произведения: «Остров Фельзенбург». Шнабеля (1751), «Новый Робинзон». Кампе (1779), «Швейцарский Робинзон» Висса (1812-1827), «Отшельник Тихого океана» Псішарі (1824), «Маугли» Р. Киплинга (1894-1895), «Русский Робинзон» С. Турбина (1879).

Современные писатели тоже создают робинзонады. Так, российская писательница Л. Петрушевская в произведении «Новые робинзоны» изображает ощущение современного человека, которая вынуждена бежать от абсурдного и чудовищного мира на лоно природы, чтобы спастись морально и физически.