СТЕНДАЛЬ (Анри Мари Бейль) (1783-1842)
СУДЬБА ЖЮЛЬЕНА СОРЕЛЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЕГО ХАРАКТЕРА
«Этот не родился, чтобы стоять на коленях...»
Видимо, Жюльена Сорелю, с его ностальгией по недавно прошедшим временам, понравились бы слова М. Лермонтова: «Печально я гляжу на наше поколенье!..» Потому что ему, родившемуся примерно в 1812 p., когда звезда Наполеона и вместе с ней «героическая эпоха» начинали угасать, оставалось только мечтать о том, как он, с его талантами и характером, мог бы получить признание в обществе, если бы родился поколением раньше: «в Течение многих лет в жизни Жульена не было, кажется, ни одной минуты, когда бы он не повторял себе, что Бонапарт, никому не известный бедный лейтенант, сделался владыкой мира с помощью только своей шпаги. Эта мысль утешала его в несчастьях, которые казались ему ужасными, и удваивала его радости, когда было чему радоваться». Ведь на каком-то этапе жизни и личные качества Жульена Сореля напоминали жизнь и черты Наполеона, который также имел хорошее образование, палку воображение и большую бідніс.
Особенно сильное влияние на формирование личности юноши сиравив старый полковой врач, который был участником военных кампаний. Видимо, бывший бонапартист почувствовал одиночество мальчика, который жадно впитывал все, что ему говорил ветеран наполеоновских войн: «Презираемый всеми как хилое существо, Жульен всем сердцем полюбил старого полкового врача. Этот врач иногда откупал у старика Сореля его сына на целый день и давал ему уроки латыни и истории, то есть того, что он сам знал из истории, - это была итальянская кампания 1796року. Умирая, он завещал ему свой орден Почетного легиона, неизрасходованные остатки своей пенсии и три-четыре десятка книг». Этот старик сумел передать юноше героический дух Французской революции. Поэтому не удивительно, что Сорель смотрит на мир как бы глазами прошлого, когда успеха можно было достичь доблестью или умом. Однако в эпоху Реставрации во Франции были нужны не герои, а тупые, лишенные характера и собственного мнения исполнители чужой воли.
Итак, кумиром Жульена Сореля был Наполеон Бонапарт. И уже в этом был неиссякаемый источник конфликтов пылкого юноши с окружающим миром. Ведь как нельзя теплолюбивым животным и растениям выжить в условиях ледникового периода, так нельзя было плебею с пылким сердцем и энергичным нравом жить и реализовать себя в условиях Реставрации. Поэтому когда товарищ Жульена, Фуке, сделал ему очень выгодное предложение по компаньйонства в торговле, тот не согласился. И не за то, что не оценил искренних порывов вторая, а за то, что мерял время будто «по часам» эпохи Бонапарта: «Как? Потерять семь или восемь лет? И мне будет двадцать восемь; а в этих летах Бонапарт. уже совершил великие дела! Пока я, никому не известный, приобретенную немного денег, слоняясь по торгам и предотвращая ласки каких-то жалких мошенников, - кто знает, сохранится еще тогда в моем сердце хоть искра священного огня, необходимого для получения славы?»
«Новый герой»: незаурядная личность или циник?
В письме, написанном от имени госпожи де Реналь, Жюльен Сорель охарактеризован очень негативно: «Бедный и жадный, этот юноша стремился завоевать себе определенное положение в мире и выбиться в люди, прибегая с этой целью к тончайшего лицемерия и соблазнив слабую и несчастную женщину. Одним из его способов добиваться успеха в том или ином доме есть соблазнение женщины, которая пользуется в этом доме наибольшим влиянием. Прикрываясь мнимым бескорыстием и фразами, вычитанными из романов, он хочет одного - овладеть доверием хозяина дома и его богатством. Он сеет везде несчастье и вечное раскаяние...»
Эта находка Стендаля - незаурядный плебей-мятежник, который прорывается подробного олимпа, используя для этого привязанность к нему женщин, - оказалась плодотворной в литературе XIX в. Впоследствии подобную схему Акористав Ги де Мопассан. Главный герой его романа «Милый друг» Жорж Дюруа тоже делает карьеру, соблазняя женщин. Однако, в отличие от Жульена Сореля, он уже абсолютно не волнует ни чувствами, ни угрызениями совести, а цинично воспринимает свои многочисленные интрижки, как обычные ступеньки служебной лестницы.
Иллюстрация к роману Стендаля «Красное и черное»
Жульен часто использует военную лексику (слова «бой», «отступление», «победа», «маневр» и др.): «Рассуждая о победах Наполеона, он как-то по-новому взглянул и на свою победу. ‘Да, я выиграл бой, - думал он, - но надо воспользоваться своей победой, надо унизить гордость этого высокомерного дворянина, пока он отступает. Так действовал Наполеон. Надо потребовать отпуск на три дня, чтобы посетить моего друга Фуке. Если господин де Реналь откажет мне, я снова ему заявлю, что уйду от него, - и он уступит. Эта страсть приводит к тому, что юноша «мілітаризує» даже свои отношения с женщинами, ассоциируя их с баталиями Наполеона: «В этом бою, что сейчас затевается, - добавил он, - ее дворянская гордость будет своеобразным холмом, военной позицией между ней и мной. Вот здесь и надо маневрировать».
Несмотря на низкое происхождение и бедность, Жульен был очень гордым человеком. Особой напряженности произведения предоставляет его постоянная борьба за то, чтобы не дать себя унизить. С этой мыслью он разговаривает с провинциальными и парижскими аристократами, этим страхом - быть униженным - объясняются его странные приготовления к свиданиям с женщинами, как до военных действий. Он, нащупывая в карманах пистолеты, долго рассматривает место свидания (заглядывая даже под кровать в присутствии любовницы!), как будто полководец осматривает поле боя - нет, случайно, какой-то засады, из которой может возникнуть опасность: «Он сделал настоящую, очень тщательную военную разведку по всему саду. “Речь идет о мою честь, - думал он. - И если я что-то провороню, зря буду сетовать потом: Ах, я об этом и не подумал. Тогда я никогда себе не прощу”
Недаром когда аббат Пірар рекомендует молодого плебея маркизу де Ла-Молю, то предупреждает парижского вельможи: «Я забыл сделать одно предостережение, - сказал аббат, - этот юноша хоть и очень низкого происхождения, но гордый, и с него не будет никакой пользы, если вы заденете его самолюбие; вы сделаете его тупицей». Эта его черта нравится и вызывает уважение в чрезвычайно гордом вплоть до високомірності Матильде, которая, невольно подслушав уничижительную оценку Жульеном атмосферы, что царит за обедом в доме де Ла - Молей, делает о нем обобщающий вывод: «Этот не родился, чтобы стоять на коленях...»