ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

Оноре де Бальзак 1799 - 1850

 

Вехи жизни,вехи творчества

 

«Человеческая комедия»: в мастерской художника

 

Тематика и структура

Считая себя летописцем современной эпохи, «историком общества»,

О. де Бальзак уже в середине 30-х годов начинает думать о циклізацію своих произведений, объединение их в одно целое и делает первые шаги в этом направлении. В письме к Е. Ганской от 26 октября 1834 г. он изложил план нового издания, который, собственно, является первым наброском структуры «Человеческой комедии». В нем говорится о том, что издание будет состоять из трех частей, построенных в виде ярусов, что височітимуть друг над другом». Первый ярус - это «Этюды о нравах», где будут изображены все социальные явления так, что ни одна жизненная ситуация, ни одна физиономия, ни один мужской или женский характер, ни жизненный уклад, ни одна профессия, ни одна общественная прослойка, ни одна французская провинция, все, что касается детства, зрелого возраста, старости, политики, правосудия, войны, - все это не будет забыто...» За ним «пойдет второй ярус - “Философские этюды”, поскольку после показа последствий надо раскрыть их причины. В “Этюдах о нравах” я опишу чувства и их игру, жизнь и движение. В “Философских этюдах” я объясню, откуда и почему возникают чувства, что такое жизнь, где те границы, те условия, вне которых не могут существовать ни общество, ни человек. После того как я осмотрю общество, чтобы его описать, я его еще раз пересмотрю, чтобы вынести ему окончательный приговор». О «третий ярус» своей грандиоВНОй «сооружения» Бальзак пишет: «Далее, после следствий и причин, идти “Аналитические этюды” (сюда войдет “Физиология брака”), поскольку после всего этого должны исследоваться основы вещей».

В начале 40-х годов указанные части писатель объединяет общим названием «Человеческая комедия», которая удачно передает специфическое содержание образуемого целого и одновременно дает ему оценку (далеко не однозначный). По основному смыслу и интонацией созидание - это скорее трагикомедия человеческого существования в новом миропорядке, который, по мнению Бальзака, ставит под угрозу все высокое, достойное, прекрасное в человеке и его жизни. Не стоит забывать и о том, что название эпопеи возникла не без влияния Дантової «Божественной комедии», в которой слово «комедия» никак не связано со сферой комического.

Подробности. В 1842 г. Бальзак написал предисловие к «Человеческой комедии» и опубликовал ее проспект, который в общих чертах совпадает со схемой, описанной в письме к Е. Ганской. Однако есть между ними и существенные различия. В проспекте часть «Этюды об обычаях» была не только расширена, но и разделена на шесть разделов-«сцен»: «Сцены частной жизни», «Сцены провинциальной жизни», «Сцены парижской жизни», «Сцены военной жизни», «Сцены политической жизни» и «Сцены деревенской жизни». Писатель напряженно работает, заполняя каркас «Человеческой комедии», вносит определенные изменения в ранее написанные произведения, чтобы они лучше отвечали требованиям целого.

Трудно сказать, каким был бы объем «Человеческой комедии», если бы Бальзаку удалось полностью осуществить свой замысел, ведь он все время менялся. По каталогу, составленному 1844 г., «Человеческая комедия» должна была вместить сто сорок четыре произведения, из которых автор успел написать девяносто шесть.

Самое важное то, что «Человеческая комедия» - это не просто объединение отдельных элементов в огромное целое, не только количественная величина, но и новое качество, новая художественная структура. Объединив и связав отдельные произведения, Бальзак тем самым преодолел их статичность как замкнутых сфер жизни, перенес акцент на движение, динамику «общественного целого». В результате он достиг не только впечатляющей масштабности, но и необычайной глубины в изображении современности, раскрыл изменение исторических эпох, а общественно - исторических формаций.

Критически относясь к буржуаВНОй современности, обличая и осуждая ее, Бальзак одновременно восхищался динамикой своей эпохи, размахом и масштабностью процессов, которые в ней происходили. В предисловии к «Человеческой комедии» писатель провозглашает, что современное французское общество «грандиоВНОе», что механизм его «огромный», что современная эпоха «величественная», чем и обосновывается необходимость произведений, которые соответствовали бы этим масштабам.

В «Человеческой комедии» Бальзак чрезвычайно полно и подробно отразил конкретику жизни французского общества первой половины XIX в. И все же распространен взгляд на «Человеческую комедию» только как на масштабную социально-бытовую фреску, а на ее создателя - знаменитого писателя-бытописателя является односторонним. «“Этюды о нравах”, первая часть, - отмечается в предисловии, - это лишь основа, полная образов, трагедий и комедий, над которой будут подниматься “Философские этюды”, назначение которых заключается не в изображении жизненных явлений, а в объяснении их причин, их движущих сил».