ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ СТ.
Александр БЛОК (1880-1921)
«СКИФЫ»
Стихотворение «Скифы» (который кое-кто из исследователей называет «маленькой поэмой») был написан Блоком 29-30 января 1918 p., только после окончания поэмы «Двенадцать». Поэтому эти два текста представляют своеобразный революционный диптих. Время. в который создавалась эта революционно-патриотическая ода и одновременно едкая инвектива против Запада, для Российской империи был сложным. Дальнейшая ее судьба была неопределенная. С одной стороны, она фактически оставила своих союзников - страны Антанты (Францию и Великобританию) «довоевывать» Первую мировую войну с враждебным блоком государств (Германией и Австро-Венгрией). Недаром же меньше чем за год до создания «Скифов» (в апреле 1917 г.) О. Блок написал такие едкие и полны раздражения строки против «старой Европы»: «Пусть, пусть еще повоюет Европа, несчастная старая кокотка: вся мудрость мира протечет сквозь ее загрязненные войной и политикой пальцы, - и придут другие, и поведут ее, “куда она захочет". Желтые что ли?..»
С другой же стороны, с новой российской властью (в октябре 1917 г. к власти пришли большевики во главе с В. Лениным) не спешили заключать мир и враги Антанты, пристально наблюдая за развитием событий в этой огромной напівцивілізованій, но могучий даже в состоянии разрухи евразийской державе. После ряда революций 1917 г. русская армия была деморализована, и Россия оказалась в самом водовороте взбудораженной революционной стихии. До цунами Первой мировой войны добавилась страшная волна революционных штормов, которые «до основанья» и безжалостно потрясали все многовековые устои, сметая на своем пути еще кое-где уцелевшие обломки старого мира. Однако большевики именно тогда активно говорили не только о революции в какой-то «отдельно взіятій стране», а о «мировой революции»:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар роздуєм.
Мировой пожар в крови -
Господи благослови!
«Двенадцать». Перевод В. Бобинською
В стихотворении «Скифы» Блок продолжает давнюю традицию писателей (М. Гоголь, Ф. Достоевский, Л. Толстой), которые неоднократно обращались к осмыслению судьбы России и ее роли в цивилизованном мире. Среди поэтов, которые разрабатывали эту тему, можно назвать О. Пушкина, М. Лермонтова, М. Некрасова и др. Большинство русских поэтов XIX в. считала, что Россия имеет особую миссию, высокую и жертвенную, быть спасителем благополучной, но заносчивой и бездуховной Европы.
К тому же в «Скифах» А. Блок сквозь пики возвращается еще и к той высокой жертвенной роли, которую сыграла Киевская Русь (для О. Блока - предшественница России, точнее - ранний этап именно российской истории) в спасении Западной Европы, защитив ее вич страшных монгольских орд, став «в трудную минуту», по меткому выражению К. Маркса, «окровавленным куском мяса», что остановил орды Батыя и Чингисхана своеобразным щитом, который защитил Европу от Азии (монголов):
Что нам час, то веки - для вас!
Мы, как услужливые холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас -
Монголов и Европы!
Перевод Д. Павлычко
Однако поэт понимает, что в восприятии прагматичного Запада Россия - это полуварварская загадочная восточная страна, постоянная потенциальная угроза, из-за границ которой на протяжении веков на Европу обрушивались новые и новые волны разрушителей-завоевателей: скифов, гуннов, то ли монголов, всадников «зрозкосими глазами», которые время от времени переходили западные границы России в составе российских войск...1 О серьезные размышления О. Блока над этой проблемой свидетельствуют такие эмоциональные строки из его дневника (11.01.1918): «Мы - варвары. Хорошо. Ну мы и покажем вам, что такое варвары. И наша жестокая ответ, страшный ответ - будет единственно достойной человека». Поэтому стихотворение «Скифы» и стал тем своеобразным ответом поэта западному миру.
Поэтому не случайно А. Блок отводит России традиционную для нее роль «щита» между Востоком и Западом, что им, по Дж. Г. Киплингом, предначертано «не сойтись вдвоем». Стих построен по принципу резкой нескрываемой антитезы (см. схему).
Эти две силы, две цивилизации стоят лицом к лицу, как два войска на поле Куликовім2. С одной стороны - Европа, которая продолжает кровавую мировую бойню и, если представится возможность, не остановится даже перед интервенцией:
Вы сотни лет глядели на Восток.
Жемчужины наши зрением жрали,
Ждали, глумясь, когда - в поход,
Когда пушек наставит жерла!
Перевод Д. Павлычко
1 Одна из работ В. Соловьева, который в свое время был учителем А. Блока, посвященная подобным проблемам и имеет красноречивое название - «Враг с Востока».
2 «На поле Куликовім» - название цикла О. Блока.
С другой стороны - Россия, которая одновременно любит и ненавидит, обескровленная и полна дикой первобытной силы, и могучая, и бессильная» (Г. Некрасов). Однако даже в таком напіввиснаженому состоянии она все-таки страшная Западу (по крайней мере в это верит Блок), так же как были когда-то страшны ему все орды, все несчитанные и бесчисленные «тьмы и тьмы» всадников «зрозкосими глазами», о которых говорилось выше: Миллионы вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
Мощь наша - неприступна!
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, -
С раскосыми и захланними глазами!
Перевод Д. Павлычко
Эти две силы, по А. Блоком, должны воссоединиться, чтобы появился новый мир мира и братства (и тогда Россия готова протянуть Западу руку дружбы), или столкнуться в непримиримой борьбе и погибнуть под обломками старого мира. Здесь явно звучат угрожающие, ультимативные нотки (или дружите с нами, или берегитесь).
По словам А. Ахматовой, всю свою жизнь Блок посвятил разгадке двух сфинксов: своей души и России. Следовательно, не случайно символом России в стихотворении «Скифы» является таинственный и загадочный сфинкс, перед которым застыло человечество (как Эдип), пытаясь разгадать древнюю загадку:
Россия - Сфинкс. Печальна и ясна.
И залита черной кровью,
Всматривается, всматривается она
В твой вид - с ненавистью и любовью!
Перевод Д. Павлычко
Какова же миссия новой России («России-скифа» или «России-сфинкса»)? Которым является ее место в мире? Ответ на этот вопрос дает эпиграф к стихотворению. В XIX в. считалось, что Россия, которая единственная среди славянских народов имела независимое государство, способное объединить под своим руководством славян всего мира. Эти идеи получили название «панславізм» (близким к нему является «славянофильство»), который вступил чрезвычайного распространение и в Западной Европе, и в Северной Америке. Считалось, что именно славяне, которые, с одной стороны, не лишены западного рационализма, с другой - все-таки сумели сохранить особую духовность и милосердие, которые нашли свое воплощение в «таинственной славянской души». Это тоже воплотилось в стихотворении О. Блока, который декларирует
К. Петров-Водкин. Фантазия (Красный всадник). 1926г.
собность россиян понять, признать, овладеть безусловные достижения Запада: и научные достижения французов-просветителей («галльский ум»), и поэтически-философское наследие немцев:
Мы любим все - стулених чисел ток.
И дар видений в душе вдохновенной,
Нам ясно все - и острый галльский ум,
И хмурявий немецкий гений...
Перевод Д. Павлычко
Панславістом был и отец О. Блока. Однако революционные события 1917 г. на некоторое время приглушили эти идеи. Параллельно в России возникает концепция панмонголізму, о котором в XIX в. писал В. Соловьев и которым интересовался О. Блок. Так, по А. Блоком, Россия может отказаться от роли щита между Азией и Европой, ведь она, с «раскосыми глазами» и «азиатской рожей» (О. Блок), является частью Азии, символом которой в О. Блока выступают скифы и «монгольских дикарей ордак
Мы вам не щит! И уже в самую тяжелую минуту
За вас не станем, как опока.
Посмотрим, как смертный бой кипит.
Щелью узкого глаза!
Перевод Д. Павлычко
Поэтому новая миссия новой России - висалити в воздух старый мир, уничтожить его, ведь только это разрушит преграды, которые стоят перед истинным освобождением человечества, его духовным возрождением.
Термин «панмонголізм» предложил в конце XIX в. философ В. Соловьев, попытавшись осмыслить формы реализации пророчеств Откровения Иоанна Богослова. В панмонголізмі В. Соловьев усматривал страшную стихийную силу, демоническую восточную угрозу, которая может уничтожить европейскую цивилизацию, которая уже исчерпала потенциал своего развития. В своем стихотворении «Панмонголізм» (1894) он пророчит России будущие катастрофы, что ей несут неисчислимые племена с Востока:
...О Русь! Забудь былую славу: Впокориться в страшном отчаянии.
Орел двуглавый твой умер, Кто мог Завет Новостей забыть...
И желтые дети на забаву И третий Рим лежит в грязи,
Взяли куски твоих знамен. Четвертом - уже не быть
Перевод Ю. Чигиринского
Поэтому не случайно в качестве эпиграфа к «Скифов» А. Блок использовал начальные строки этого стихотворения:
Панмонголізм! Это слово дикое,
И нежит слух мне ноно...
Обращаясь к теме исторических путей и миссии России. О. Блок выступает как поэт-трибун, пламенный оратор и гражданин. Он не только бросает вызов старому миру, а также предупреждает Россию о те грядущие кровавые жертвы, на которые будут ее толкать «сыны отечества», прикрываясь позірними лозунгами о новый путь и патриотизм. Мы можем лишь удивляться прозорливости поэта-пророка, который предсказал те страшные катаклизмы, которые несла миру и своей родной стране новая сила, которую он назвал скифским:
Мы любим нлоть - ее загар и вкус,
И плоти томный, смертный запах...
Или же виноваты мы, как хрустнет ваш скелет
В тяжелых и нежных наших лапах?
Перевод Д. Павлычко
И все же основной пафос стихотворения - призыв к миру, что звучит особенно искренне и взволнованно:
Придите к нам! В объятия - с хуртеч
Войны жахної, в мир - из проклятия!
Пока еще не поздно - в ножны меч!
Товарищи! Мы станем - братья!
Перевод Д. Павлычко
Стихотворение, как и вся лирика О. Блока, чрезвычайно эмоциональный и суггестивный. Он аллегорический и наполнен символами («сфинкс», «скифы», «новый мир» и др.), асонансами и алітерацією, он чрезвычайно экспрессивный и полон энергией движения в неизведанное будущее, страшное и захватывающее...
1. Составьте хронологическую таблицу жизни и творчества А. Блока. Творчество каких писателей и как именно повлияла на его творчество? Приведите конкретные приложили.
2. Согласны ли вы с тем. что О. Блок - «трагический тенор эпохи»? Почему именно «трагический»? Ответ аргументируйте.
3. Какое образование получил А. Блок? Как детство и юность поэта связаны с Петербургским университетом?
4. Как называется дебютный цикл стихов А. Блока? О какой именно женщину в нем говорится? Какие женские образы появляются в его произведениях впоследствии? Почему происходит такая смена?
5. Почему О. Блок обратился к стихам социальной тематики? О чем конкретно в них идет речь? Кому поэт сочувствует?
6. Какие вы знаете сквозные символы в творчестве поэта? Как и почему они менялись? Приведите конкретные примеры.
7. Как главная героиня цикла «Стихи о Прекрасной Даме» соотносится с Незнакомым. Есть ли между ними нечто общее? А что их отличает? Чем можно объяснить такую позицию поста?
8. Как Петербург повлиял на творчество А. Блока? У кого из писателей также ощутимое влияние образа этого города? Приведите конкретные примеры.
9. Какими были отношения поэта с советской властью? Как вы считаете, почему В. Блок выбрал именно такой путь? Как лично вы относитесь к такого выбора и почему?
10. Или можно образ Незнакомого из одноименного стихотворения А. Блока назвать символом? Почему?
11. Какие настроения преобладают в стихотворении «весна, Весна, без границ и без края...» О. Блока? Как поэт достигает именно такого пафоса?
12. Какой была творческая история стихотворения «Скифы»? Что такое панмонголізм? Панславізм? Как эти понятия повлияли на авторскую концепцию в «Скифах»?
13. Какие элементы символизма (суггестия, звукопис, намек, символы и т.д.) имеющиеся в стихах А. Блока? Какую роль они выполняют? Приведите конкретные примеры из текстов.
14. Напишите сочинение о жизненный и творческий путь А. Блока на одну из тем:
• «Трагический тенор эпохи»;
• «В темные храмы захожу. // Творю свой бедный обряд. // Там жду Прекрасной Дамы // В мелькании красных лампад»;
• «Как памятник началу века человек там эта стоит».
Текстовое задание
15. Выполните тестовые задания.
1. Образ незнакомого в поэзии Александра Блока есть А одним из воплощений Прекрасной Дамы Бы трансформацией образа Прекрасной Дамы В антитезой образу Прекрасной Дамы Г пародией на образ Прекрасной Дамы Д антитезой образу Вечной Женственности
2. Ведущей идеей стихотворения Александра Блока «Скифы» является
А мысль о вековой отсталости России
Бы главная роль России в единении Запада и Востока
В гибели старого мира - «азійщини» - в России
Г переориентация доминанты российской политики с Запада на Восток
Д необходимость распространения мировой революции на Восток
3. Представителем символизма является
А Дмитрий Мережковськнй
Бы Владимир Маяковский
В Анна Ахматова
Г Борис Пастернак
Д Николай Гумилев