КАРЕЛ ЧАПЕК
(1890-1938)
Карел Чапек - чешский прозаик и драматург, один из основателей научной фантастики - родился в семье сельского врача. Учился в гимназиях Градца Кралового, Брно, Праги. Окончив философский факультет Карлова университета, Чапек некоторое время работает библиотекарем, воспитателем, редактором различных газет, драматургом театра на Виноградах. Ранние сборники рассказов «Сад Краконоша», «Зияющие глубины» (1916-1918) создал вместе со старшим братом Йозефом Чапеком. Первая самостоятельная сборка «Распятие» (1917) обозначена грустью и критицизмом. В 20-е годы увидели свет его первые пьесы «Разбойник» (1920), «Из жизни насекомых» (1921), «Адам-творєць» (1927), а также романы «Средство Макропулоса» (1922), «Фабрика Абсолюта» (1921 . Кракатит» (1924).
Чапек сделал большой вклад в развитие мировой научной фантастики. Он, кстати, является создателем слова «робот». Прозвучав впервые со сцены в пьесе «РУР» (1920), оно вошло впоследствии во все языки мира и в международный научно-технический лексикон. Сегодня его знает каждый дошкольник.
Оригинальные научно-фантастические сюжеты, построение произведения по принципу философского парадокса, искусство сатиры - все это помогает автору ставить большие проблемы современного бытия. Увлекательные произведения о человеке - работа или открытие эликсира жизни, об использовании атомной энергии совсем не переносят нас в даль грядущего. Необычные события в основном вписаны в Чапеко в современность, что позволяет наглядно раскрыть ту или иную проблему, предостеречь людей от опасности.
Одним из первых в мировой литературе Чапек обратил внимание на симптомы дисгармонии между техническим и социальным, моральным прогрессом, на опасность однобокого развития и потери личности человеком. Задолго до того, как в литературе стала обсуждаться проблема непредвиденных последствий научно-технической революции, вреда, который она наносит природе, Чапек нарушает эти проблемы в пьесах и романах.
Все творчество писателя проникнуто протестом против милитаризма. Чапека глубоко волновали растущие масштабы современных войн. Еще в 1924 г. в романе «Кракатит» он предостерегал против опасности развязывания разрушительных сил. Защита гуманистических ценностей закономерно приводит Чапека в 30-е годы на активные антифашистские позиции. Образ псевдолюдини слился теперь в его воображении с фашизмом, перерастая в образ антилюдини, что символизирует силы человеконенавистничества, агрессии, войны, смерти. Именно таким есть смысл собирательного образа саламандр - фашистов в романе - памфлете Чапека «Война с саламандрами» (1936). Это произведение - одно из сильнейших в мировой литературе розвінчань гитлеровской «животной доктрины», как называл ее писатель. В пьесах конца 30-х годов «Белая болезнь», «Мать» (непосредственный отклик на события в Испании) Чапек призывает к борьбе с фашизмом.
Чапек умер вскоре после подписания Мюнхенского соглашения, и смерть избавила его от тяжких мук, поскольку впереди его ждал, как и на его брата Йозефа, концлагерь (где тот и погиб).
Произведения писателя многократно переводились на украинский язык. На сценах украинских театров ставились его пьесы «Мать», «Из жизни насекомых». К 100-летию со дня рождения увидел свет двухтомник произведений Карела Чапека.