ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МЕГАСОБРАНИЕ ЛУЧШИХ УЧЕНИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ. 2016 5-11 КЛАССЫ

10 класс

 

ВСТУПЛЕНИЕ ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

СТЕНДАЛЬ, О. ДЕ БАЛЬЗАК, Ч. ДЕККЕНС

 

ПЛАН

Я, Оноре де Бальзак... (Рассказ о писателе от первого лица)

1. Писатель рассказывает о своем детстве и родителях.

(Я, Оноре де Бальзак, родился 20 мая 1799 года во французском городе Тур. Мой отец родом из богатой крестьянской семьи, имел фамилию Бальса, но он переделал его на Бальзак, воспользовавшись сходством родовом благородном имени Бальзак д'Антрег и самовольно добавив благородную частицу «де» - де Бальзак. Мужчиной он был практичным, энергичным и волевым, поэтому смог стать секретарем Королевского суда, во время революции 1792 года был председателем секции Прав человека, членом Большого совета коммуны города Париж. В 1793 году открыл собственную юридическую контору. Он жил во времена, когда практическая человек мог многого достичь. Я, когда стал писателем, некоторые факты из жизни отца использовал в биографии моего героя «батюшки Горио». От отца мне достались в наследство такие качества, как жизнелюбие, энергичность, уверенность в себе, вера в успех.

Мать, урожденная Анна-Лаура Саламб'є, была на 30 лет младше отца, изменяла ему, хотя была женщиной умной, хорошо воспитанной. К сожалению, из четырех детей она любила больше всего моего младшего брата Анри, потому что родила его от мужчины, которого любила. Я очень страдал в детстве через равнодушие, холодное отношение ко мне матери. Считаю, что мой интерес к вопросам брака и внебрачных отношений связан с атмосферой в нашей семье.

Мои родители имели общую черту - способность к бизнесу. То, что их объединяло больше, - стремлении разбогатеть и занять высокое общественное положение, вера в то, что деньги - главное в жизни.)

 

О. де Бальзак рассказывает о том, почему он стал писателем.

(Мне повезло получить хорошее образование: учился в Вандомському колледже в Париже, затем в Туре, в лицее Карла Великого. Очень много читал. После окончания Школы права в 1819 году некоторое время работал частным юристом. Родители мечтали, чтобы я стал нотариусом. Но мои желания расходились с их: я начал серьеВНО изучать философию, историю литературы, чтобы стать писателем. Попробую объяснить почему. От родителей я унаследовал практичность и стремление разбогатеть. В первой половине XIX века главным видом интеллектуальных развлечений было чтение. Спрос на художественную литературу был большой, поэтому я воспринимал ее прежде всего как бизнес. Пришел к выводу, что прослыть можно именно в области литературы. Чтобы стать писателем, я имел все: острый ум и широкие знания, феноменальную память, работоспособность, целеустремленность, наблюдательность, умение анализировать жизненные явления, видеть и понимать человеческую сущность («видеть - значит знать», - так я напишу в «Шагреневой коже»), способность постоянно развивать свой художественный талант, совершенствовать мастерство. Правда, публикация огромного количества романов меня не обогатила, много лет жил в долгах. Но я достиг своей цели - прославиться - и остался в истории выдающейся фигурой новой цивилизации.)

Писатель рассказывает про свои первые литературные неудачи и успехи.

(Первым произведением, которое я написал за материальной поддержки семьи, была трагедия «Кромвель». Но ее постигла неудача: она была создана в соответствии с канонами классицизма. Но я не расстроился, сказав себе: «Это просто означает, что трагедии - не для меня». Потом попытался создать роман в письмах, но не завершил его: не хватило мастерства. Сотрудничал с «фабрикой романов», разрабатывая популярный в то время стиль развлекательного романа ужасов, подписываясь псевдонимом Орас де Сент Обрен. Вскоре вернулся к написанию серьезных произведений и напечатал в 1829 году свой первый роман «Последний из шуанів». Он был исторический, но с историей любви благородного вожака шуанів Монторана и шпионки Мари де Верней. Мне удалось показать трагизм отношений влюбленных, что были втянуты в пучину ожесточенной политической борьбы. Но хотелось написать о современности. Я начал под разными псевдонимами работать над новеллами о современное французское жизни. Они издавались сборниками под общим названием «Сцены частной жизни». Эти сборники и философский роман «Шагреневая кожа» принесли мне громкую славу. Первым художественным произведением о жизни современников стала повесть «Гобсек», написанная в 1830 году. Главным героем я сделал ростовщика-философа, рассказал о трагедии семьи де Ресто, начертив сюжетные линии и типажи будущей «Человеческой комедии».)

Писатель рассказывает о женщинах и... Украину.

(Моя писательская работа сделала меня очень популярным среди женщин, что были благодарны мне за проникновение в их психологию - в этом мне помогла моя первая любимая, замужняя женщина, которая была старше меня на 22 года, Лора де Берни. Я постоянно получал от читательниц восторженные письма; одной из таких кореспонденток, что написала 1832 года письмо из Одессы за подписью «Иностранка», была польская графиня, российская подданная Эвелина Ганская (урожденная Ржевусская), владелица имения близ Бердичева, которая через 18 лет стала моей женой. Об этом следует рассказать подробнее не только потому, что С этого письма началась любовь моей жизни, но и потому, что я познакомился с замечательной страной с благозвучным названием - Украина. Ганская была красивой вельможною женщиной. Между нами завязались дружеские отношения, которые вскоре переросли в настоящую любовь. Мы не могли пожениться, ведь Эвелина имела мужа. Венцеслав Ганский скончался 1841 года, но в силу разных обстоятельств нам пришлось ждать венчания еще девять лет. Встречались в разных городах и странах Европы: в Швейцарии, Вене, Дрездене, Санкт-Петербурге, а в итоге поженились в Бердичеве. Я дважды посещал Украину: в сентябре 1847 - январе 1848 года и в течение последних месяцев 1849-го до апреля 1850. Кроме Верховне, имение Ганской, несколько раз был в Бердичеве. Украина поразила меня своими полями и плодородной землей: Я полюбил Украину. Это прекрасный край, жители которого сами не знают, среди какой красоты живут.)

5. Писатель делится своими философскими взглядами и грандиозным замыслом создать «Человеческую комедию».

(Хочу, господа, поделиться своими взглядами: я сторонник крайнего консервативного монархизма и католицизма. Удивились, что после революции я исповедую такие взгляды? Попробую объяснить. Вы согласны, господа, что мы живем во времена упадка морали, когда высшей целью и единственным законом стал закон эгоизма - «каждый за себя», а главным содержанием деятельности - погоня за деньгами и наслаждением? Знаете ли вы, как зарабатываются по нашим временам большие деньги? Спекуляцией, мошенничеством, подделкой документов, взяточничеством. Мы стали свидетелями грандиоВНОго процесса перераспределения богатств. Банкиры, коммерсанты и предприниматели стали хозяевами жизни. Нужно жестко регулировать низменные человеческие инстинкты. А для этого пригодны только формы правления, построенные на запретах, регламентации и иерархии - итак, монархия. Я попытался описать те процессы в обществе, о которых упомянул в своей эпопее «Человеческая комедия». Чтобы понять закономерности, которые двигают жизнь, тщательно изучал окружение. Целью моего исследования было найти лекарство от эгоизма - болезни, которая разрушает общество. Хотя кто-то и будет удивлен или обижен, но идея произведения родилась в результате сравнения человечества с животным миром. Я не был первый, кто провозгласил такое мнение. Много кто сейчас увлекается естественными науками. Меня лично привлекали мысли ученого-естествоиспытателя Жоффруа де Сент-Ілера, который искал единство в раВНОобразии природы. Я мыслил так: весь биологический мир живет по единому закону - «каждый для себя», то есть по принципу эгоизма. Общество создает, соответственно до среды, множество человеческих видов. Я решил описать эти виды и попытаться определить Закон мира. Борьба между людьми намного сложнее, чем в животном мире, поэтому передо мной стояла гораздо более сложная задача, чем перед коллегой-природознавцем. Я выделил три формы бытия человека: «мужчины», «женщины», «вещи». Своим предшественником на этой ниве я считаю. Скотта. Мне кажется, что его творчестве не хватает связей между его произведениями. Это подтолкнуло меня к мысли создать историю, каждый раздел которой был бы романом, а каждый роман - эпохой. А связывать их персонажи, которые будут странствовать из произведения в произведение. Этот прием - «техника переходных персонажей» - дал мне возможность связать отдельные истории в панораму, своеобразную энциклопедию французской жизни первой половины XIX века. В несовершенстве общества я обвинил именно человека. Ведь человек не рождается плохим или хорошим, а общество лишь совершенствует ее. Стремление пользы для себя, то есть эгоизм, развивает дурные наклонности человека. Общество, которое состоит из испорченных личностей, плохо влияет на человека. Человек может пойти двумя путями: первый - потакание своему эгоизму, собственным инстинктам - это легче всего. Второй путь - трудный, ведь требует строгого саморегулирования, что является залогом развития талантливого человека. Вот такие мысли я положил в основу своей «Человеческой комедии».

Я, господа, раскрыл Вам очень много личного. Хочу, чтобы мой опыт стал кому-то пригодится.)