ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МЕГАСОБРАНИЕ ЛУЧШИХ УЧЕНИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ. 2016 5-11 КЛАССЫ

10 класс

 

ВСТУПЛЕНИЕ ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

 

СТЕНДАЛЬ, О. ДЕ БАЛЬЗАК, Ч. ДЕККЕНС

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ С ВЫБОРОЧНЫМИ ОТВЕТАМИ

К теме «Реализм как литературное направление»

1. Дайте определение реализма как направления.

Реализм - литературное направление, возникшее в 30-е годы XIX века и характеризуется правдивым, объективным отражением действительности на основе типизации жизненных явлений. В центре внимания писателей-реалистов - типичный характер в типичных обстоятельствах. Основная проблема - влияние социальной среды на формирование и развитие характера человека как члена этого общества.

2.Дайте определение литературного направления.

Литературное направление - тип духовно-практического освоения мира, который имеет смысловую структуру, особенности художественной формы и является качественно новым этапом в поступательном художественном развитии. Конкретно-историческая форма развития художественного метода.

3. С развитием какой области науки был связан реализм ?

4. Какие исторические события определили развитие реализма?

Стремительное развитие промышленности, Великая французская и Американская революции, борьба за независимость, снятие всяческих ограничений, развитие парламентской демократии, движение феминисток, развитие науки вообще и естествознания в частности, социальные конфликты.

5. Какие философские течения способствовали развитию реализма?

Появление теории Ч Дарвина «Происхождение видов», развитие философского направления - позитивизма, распространение различных вариантов социализма - утопический, христианский, «научный» и др., появление социальной доктрины - анархизма.

6. Дайте определение социально-психологической прозы.

Социально-психологическая проза - раВНОвидность прозы, художественно осмысливает и исследует существование человека в обществе во взаимодействии с другими индивидами и группами индивидов, объединенных в классы, через тщательный анализ ее эмоций, мыслей, поведения, через внимательное рассмотрение ее души.

7. Назовите мастеров социальной прозы.

8. Назовите любимый жанр реалистов.

9. Определите основные этапы литературного процесса XIX века.

10. Назовите эстетические принципы реализма.

Главный критерий художественности - верность действительности, стремление к достоверности изображения, «воспроизведение» жизни в «формах самой жизни»; утверждение права художника освещать все стороны жизни без каких-либо ограничений; изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах; раВНОобразие художественных форм.

11. Что вам известно о критический реализм?

Критический реализм - трезвое искусство утраченных иллюзий. Развивается в Европе в 20-е годы XIX ст., порывает с романтической традицией. Концепция критического реализма: явления действительности изображаются во всей сложности, многогранности и богатстве своих эстетических свойств в соответствии с усложненной и обогащенной общественной практики.

12. Почему XIX век является «золотым веком» классического романа?

Любимым жанром на то время был роман. В XIX веке в Европе, Америке, России действовали художники, которые создали образцовые романы разных жанров - исторический, социально-психологический, философский, роман-эпопею и т.д.

 

К теме «Творчество писателей реализма. Стендаль, О. де Бальзак, Ч. Диккенс»

1. Каковы особенности композиции имеет повесть О. де Бальзака «Гобсек» ?

2. Определите особенности французского социально-психологического романа.

Культурное основание: острая политизация французского общества, социальные катаклизмы и классовая борьба, создание многочисленных либеральных и социалистических теорий. Поиск французскими интеллектуалами внутренних механизмов социальных процессов, развитие французской науки и вера в то, что все имеет рациональное объяснение .

Учредители: Ф. Стендаль, О. де Бальзак.

Ведущие темы творчества: столкновение неординарной личности с законами общественной жизни, тема утраченных иллюзий, губительная власть золота.

Характерные приемы: техника переходных персонажей (О. де Бальзак), подробные и тщательно разработанные описания среды, в которой происходит действие и которое сформировало психологию персонажей.

Характерная особенность: большое влияние романтизма (герои напоминают неординарные фигуры, которыми восхищались романтики.

3. Определите особенности английского социально-психологического романа.

Исторический фон: захвату романом в Англии XIX века способствовала традиция, сложившаяся еще во времена Просвещения и сентиментализма (Г. Филдинг, О. Голдсмит, Л. Стерн, Д. Остен).

Период развития социально-психологического романа в Англии - викторианская эпоха - период правления королевы Виктории с присущими ему законами и канонами. Развитая урбанистическая культура, быстрое развитие индустрии, политическое возвышение империи, система рабочих домов, правовое, религиоВНОе произвола, викторианская система ценностей - вот почти полный перечень особенностей этой эпохи.

Представители социально-психологической прозы в английской литературе: Ч. Диккенс, В. Теккерей, сестры Бронте.

Ведущие темы творчества: столкновение эксплуатации и черствости с бескорыстием и добротой, тема детства, социальные контрасты и моральные конфликты английского общества.

Характерные приемы: сатира, ирония, гротеск.

Характерная особенность: вера в то, что можно достичь гармонии в обществе путем самосовершенствования: богатые должны понять, что нужно поделиться и бедными. Это даст возможность избежать революций.

4. Определите черты романтизма в романе Стендаля «Красное и черное».

Наряду с признаками реалистического романа, можно увидеть черты романтического стиля. Предупреждения событий в сюжете, связанных с романтической любовью Матильды, эпатирующий финал романа, горные пейзажи, авантюрные черты фабулы - все это относится к романтической эстетической системы.

Конфликт романа - столкновение незаурядной личности с окружением, одиночество, погруженность в собственный внутренний мир, конфликт мечты и действительности - все не соответствует романтизма.

Типичный герой Стендаля - юный мятежник, наделенный неординарным нравом и жаждой сильных чувств», который стремится достичь романтического идеала и противостоит меркантильном окружению.

5. Назовите характерные черты женских образов романа Стендаля.

Характерными чертами женских образов есть тяга к героическому, самоотверженность

в любви, способность жить страстями, отстаивать свои чувства и идти против условностей среды.

6. Определите черты реализма в романе Стендаля «Красное и черное».

Характер главного героя имеет черты нового общественного типа человека, всестороннее изображение его внутренней жизни в развитии, широкая панорама общественно-исторической жизни Франции эпохи Реформации, поиски причин общественных движений, - выходит за пределы романтизма.

7. Объясните причину появления в повести «Гобсек» Дервиля?

Гобсек и Дервіль - люди одной профессии; Дервіль помогает читателям поняли юридические термины и понятия, упоминаемые в произведении; автор вводит образ рассказчика с целью более полного и более объективного изображения образа Гобсека; благодаря Дервілю мы видим ростовщика как бы «изнутри» (какой он в быту, какие его человеческие страсти и слабости, узнаем о его предыстории и взгляды на жизнь); Дервіль - порядочный человек, поэтому мы можем доверять его мнению.

8. Дайте определение понятию «бальзаківська страсть».

Один из признаков бальзаковского произведения - особый метод показа психологической жизни персонажей, который литературоведы окрестили «бальзаківською страстно». Это чувство, которое охватывает людей, берет верх над другими чувствами и уничтожает в конце концов ее носителя. Это, например, скупость Гобсека, погоня за наслаждением Максима де Трай и Анестезі в повести «Гобсек».

9. Что свидетельствует о том, что Гобсек имеет черты романтического героя?

Реалистичный образ Гобсека имеет и романтические приметы. Одинокий и загадочный. Туманное прошлое Гобсека, «возможно, был корсаром» и бороздил все моряй океаны, «торговал людьми и государственными тайнами». Неизвестное происхождение несметного богатства героя. Полна загадок его настоящая жизнь. Почти глобальные масштабы личности Гобсека. Исключительный в своей философичности его разум. Символическая вся его фигура. «Этот старикан, - говорит Дервіль, - вдруг вырос в моих глазах, стал фантастической фигурой, олицетворением золота». Однако романтическое не противоречит реалистической сути характера Гобсека, а лишь подчеркивает особенности бальзаковского реализма на раннем этапе его развития, когда типичное и исключительное находится в диалектическом единстве.

Следовательно, в описании ростовщика соединились элементы двух литературных направлений - реализма и романтизма, что способствовало всестороннему изображению персонажа.

10. Какие вопросы и проблемы освещает Ч. Диккенс, рассказывая о мальчике-сироте Оливера Твиста?

Писатель ставит вопрос о мере добра в каждом человеке. Именно доля добра и сочувствия определяет истинную гуманистическую ценность.

11. Какое из личных убеждений пытается донести до читателя Ч. Диккенс, когда показывает примеры доброго отношения к сироты в романе «Приключения Оливера Твиста» ? Показывая людей, которые по-доброму отнеслись к Оливера, отбросив предубеждение, автор утверждает: мир не без хороших людей. И более того, на их доброте и неравнодушию держится справедливость.

12. В чем гуманистический смысл романа Диккенса?

Диккенс внутренне желал справедливости всегда, поэтому показал ее победу в своем романе. Порок наказан. Сайкс, воплощение жестокости и злости, случайно погибает от своего же шарфа превратился в удавку, и в этом рука Божья. Старый еврей Фейгин, который наживался на воровстве и проституции, на совести которого поломанные судьбы мальчиков и уничтожены жизнь девушек, предстает перед судом. Сводный брат Оливера и его тайный враг Монкс вынужден рассказать мальчику настоящую историю его рождения и вернуть ему имущество семьи. Итак, можно сказать, что основа романа, его гуманистический смысл заключается в той вере в победу добра и справедливости, которая является его сутью.

13. Определите главные принципы поэтики Ф. Стендаля.

14. Определите главные принципы поэтики О. Бальзака.

15. Определите главные принципы поэтики Ч. Диккенса.