10 класс
ВСТУПЛЕНИЕ ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
СТЕНДАЛЬ, О. ДЕ БАЛЬЗАК, Ч. ДЕККЕНС
ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ
Символика названия романа Стендаля «Красное и черное»
Два цвета - черный и красный, которые составили название романа, олицетворяют две эпохи: и наполеоновскую эпоху Реставрации.
Цвета - символическое определение содержания этих эпох. Красный - цвет мундиров армии Наполеона, цвет знамен Великой французской революции, которая способствовала подъему Бонапарта, цвет крови, пролитой в войнах и революциях, - следовательно, цвет наполеоновской эпохи.
Черный - цвет сутан священников, которые имели большое влияние на политическую жизнь страны, цвет потери надежд на осуществление революционных лозунгов, цвет траура по несбыточным мечтам, следовательно - цвет эпохи Реставрации.
Каждый человек имеет свое происхождение. В классовом обществе оно определяет судьбу. Но никто не запрещает желать лучшего: Жюльен мечтает о красное - сутану кардинала. Итак, красный - это цвет вершины карьеры, символ самоутверждения и успеха. Черный в социальном смысле - цвет одежды незнатної человека, символ поражения человека в борьбе с системой четкого разделения на классы и закрепленными за ними правами и обязанностями. Каждый человек постоянно встает перед выбором, как в игре в рулетку: красное - черное, успех - поражение, жизнь - смерть.
Цвета также играют большую роль в создании эмоционального фона романа. Красный создает в душе героя настроение приподнятости и одновременно тревоги: именно так воспринимает Жульен капли воды в церкви, подсвеченные красным цветным стеклом - они напоминают ему капли крови. Черный символизирует тяжелые в моральном смысле для Жульена времена: обучение в семинарии, где цвет одежды был черный, и службу гувернером и секретарем, с обязательным черным сюртуком для слуги.
Эти цвета указывают и на извечное сочетание позитива и негатива г души каждого человека. Для Жульена они еще и обозначают характер его жизни: внутреннего, тайного, обозначенного увлечением Наполеоновской эпохой (красный). В нем Жульен откровенный, чистый, искренний. Вторая половина его души - черная. Она полна лицемерия, приспособленчества и корысти.
Красный для героя - мечты о подвиге, героическое, минувшие сутки. Черный - действительность, где теряешь себя и скрываешь свою настоящую сущность.
Итак, цвета, упомянутые в названии романа, символизируют и политическое положение в стране, и мировоззренческие позиции Жульена, и его внутренний мир.