ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Хрестоматия

ГЕРБЕРТ УЭЛЛС

(1866-1946)

Английский писатель Герберт Уэльс - один из основателей современной фантастики - научной фантастики, насыщенной социальной проблематикой, философской фантастики, гуманной.

С детства Герберт увлекался литературой эпохи Просвещения, веря во всепобеждающую силу человеческого разума. Впоследствии он обучался по специальности естествознание и физиология у профессора Томаса Хаксли, ученика Чарльза Дарвина. И хотя ученого - биолога из него не получилось, однако эти занятия помогли ему сформироваться как мыслителю, что стремился увидеть и постичь единую картину мира, систему человеческого общества, осознать положение человека в этой системе. Герберт Уэльс был одним из первых писателей, кто поверил в науку, оценил ее силу и перспективность.

Путь к лучшему будущему он видел в расцвете и безграничном развитии науки, создании качественно нового слоя интеллигенции, людей умственного труда, что должно, в свою очередь, значительно повысить уровень общественной морали и привести к перестройке общества. Отсюда понятно, какое значение придавал Уэльс науке, ее роли в развитии общества. При этом он хорошо осознавал, что не только наука способна осчастливить человечество. Для этого необходимы еще и другие факторы, в которых наука выступает и как сумма знаний, способные расширить и обогатить мировосприятие человека. Итак, двойственное отношение к науке - как к силе, способной помочь человеку максимально воспользоваться природными резервами и одновременно как фактора, определяющего определенный моральный уровень человека,- вот стержневая линия мировоззрения.

Некоторое время Уэльс работал учителем, однако уже с юношеских лет он делает попытки писать: сам издает юмористический журнал, а с 1895 года становится профессиональным литератором. За свою достаточно долгую жизнь Уэльс опубликовал 110 книг и около 500 статей. Уже первый роман «Машина времени» принес ему славу.

Героя этого произведения Путешественника во Времени судьба забросила в будущее. Мир, что предстает перед ним, потрясает его: изменилась природа, изменились люди и обычаи, как будто он попал совсем на другую планету. Земля заселена счастливыми, бездеятельными, беспомощными елоями и мрачными, одичавшими морлоками, что живут, работая на машинах, под землей и только ночью выходят охотиться на элоев. Именно до такого состояния, по мнению Уэллса, может привести землян разделение труда на умственный и физический.

Следующий роман «Остров доктора Моро» (1896) сам Уэльс назвал «теологическим гротеском». Его герой - талантливый ученый и жестокий человек - изобретает средство, благодаря которому он превращает животных на недолюдів. Лаборатория, где Моро переформовував животные организмы, стала настоящим местом пыток. Страдания пациентов мало волновали ученого. И именно преобразования счастья им не принесло... В романе поставлены философские проблемы, ответы на которые человечество ищет еще и до сих пор. Имеет ли право ученый на преобразования, осуществляемые ценой невероятных страданий? И вообще, где та грань, что отделяет человека от животного? От других созданий природы?

В романе «Невидимець» (1897) также описана жизнь и приключения ученого, которому удалось изобрести вещество, которое делает человека невидимым. Но в отличие от отшельника доктора Моро он кичится своей необычностью, с презрением относится к рядовому человеку, к обществу в целом. Самое главное для него - установить благодаря собственному открытию единоличное поения над миром, превратить людей в своих рабов. Вооруженный большими знаниями и гениальным открытием, он становится страшным и жестоким. Именно антигуманность ученого и приводит его к гибели. Вместе с ним исчезает и его великое открытие - ничтожество-корчмарь старательно прячет от людей рукописи покойника, лелея безумную мечту раскрыть их тайну.

Роман «Война миров» увидел свет в 1898 году. Марсіяни, которые напали на Землю и начали истреблять жизнь на ней, совсем не похожие на людей. Они предстают непобедимыми, обладающие великолепным техническим оборудованием, имеют высокий интеллект. Земляне оказываются неспособными победить марсиан и восстановить нормальную жизнь на земле. Марсіяни погибают через свое совершенство от многочисленных земных микробов и бацилл, неизвестных в стерильной атмосфере Марса. Главный герой произведения, ученый, считает вероятным, что марсіяни происходят от существ, похожих на людей, в которых, однако, мозг и руки постепенно развиваются за счет других органов. Дисгармонійність развития как раз и породила жестокость созданий, лишенных сердца, чувств... Сплошная урбанизация отрывает людей от корней, поляризует общество, внешний блеск роскоши делает невидимыми убожество и нищета.

Эта идея - главная в следующем романе «Когда спящий проснется» (1899). Уэльс снова изображает здесь воображаемое будущее, когда на земле исчезли села, живая природа, и люди живут исключительно в городах.

Серия фантастических произведений писателя завершается романом «Первые люди на Луне» (1901). Правда, американские астронавты, попав на Месяц, не нашли там селенітів, однако Уэльса они, наверное, и мало интересовали. Его жители Луны опять же ведут свое происхождение от землян, чья подобие изменена в течение многих веков другого образа жизни.

Герберт Уэльс писал и бытовые романы в духе тогдашней западноевропейской литературы с ее углубленным интересом к образу обычного человека. Но наибольшую ценность, бесспорно, составляют сегодня его научно-фантастические произведения. И среди современных читателей немало поклонников Уэльса. Случались и курьезы. Так, когда в Америке в 30-е годы была осуществлена радиопостановка «Войны миров», большинство слушателей восприняла ее как трагическое сообщение о настоящем нападение на Землю пришельцев из других миров.