11 КЛАСС
АЛЬБЕР КАМЮ
ЧУМА
Это произошло после Второй мировой войны в небольшом приморском городе Оране. Вдруг везде стали появляться крысы, да еще и больные - умирали на глазах. Вот уже восемь тысяч дохлых крыс подсчитали. Умер старый привратник в доме доктора Рие. Симптомы похожи на чуму: повышенная температура, увеличение лимфатических узлов. Но уважаемые граждане никак не хотят признать, что в городе чума. Жителей города успокаивают. Говорят, что в больницах все сделано, чтобы лечить тех, кто заболел. Об эпидемии в газетах и листовках речь не идет. Сыворотки для прививок в городе нет.
Люди во время чумы живут так, будто ничего не произошло. Никто не хочет поверить в чуму, которая может разрушить все планы.
И вот наконец было признано, что в городе эпидемия. Все контакты с внешним миром были оборваны. Нельзя было переписываться: зараза. Телефонная связь оборвалась: перегрузки. Еще как-то работал телеграф. Люди были в отчаянии. Приговор власти был таков: выехать из города нельзя. Если кто-то хочет вернуться, пусть возвращается, но обратного пути нет.
Снабжение города очень уменьшилось. Бензина не было, автомобили исчезли с улиц. Многие работники остались без работы. В кино театрах шли старые фильмы, но люди ходили их смотреть - со скуки.
1 Брейгель Питер (около 1525-1569) - выдающийся нидерландский художник. «Падение Икара» относится к числу его самых известных произведений.
Большинство старательно делала вид, что ничего не произошло. Жители города пытались шутить, сидели в кафе, общались. Некоторые кафе выбросили лозунг: «Больше пьешь - микроба убьешь!»
Журналист Рамбер, что случайно оказался в городе, очень страдает от разлуки со своей невестой. Она живет в Париже. Рамбер просит, чтобы врач Рие дал ему справку, что журналист не болен чумой. Пусть его отпустят к любимой. Но Рие отказывает. Если отпустить Рамбера, то за ним последуют другие. Нельзя быть уверенным, что кто-то из них уже не несет в себе чуму.
Рие работает в лазарете. Ежедневно он видит, как матери плачут над детьми, в которых увидели отталкивающие красные волдыри - признак чумы. Рие уже не имеет силы сочувствовать.
Отец Панлю на воскресной проповеди провозгласил, что чума - это кара Господня за грехи. В городе поселился ужас.
Писатель Гран спасается от ужаса творчеством. Он работает над каждым предложением в рукописи - это помогает ему не думать об опасности.
Рестораны переполнены. Никто не жалеет денег на дорогие вина и изысканную пищу. Все словно гонятся за последним лучиком жизни. По бульварам гуляют влюбленные.
Врач Рие не прекращает своего труда: «Может, она и бессмысленна, но он должен противостоять - это единственный смысл жизни!» Старик Кастель пытается сделать новую сыворотку для прививок. В городе начинают действовать санитарные дружины. Нельзя сидеть сложа руки! Надо сопротивляться чуме, хотя бы для того, чтобы сохранить свое человеческое достоинство.
Между Рамбером и Рие вспыхивает философская спор: что важнее - работа (обязанность) или любовь?
Но несмотря на все философские беседы и человеческие усилия чума все распространяется. Поднимается безжалостный ветер. Начинаются пожары. Кое-кто сам поджигает свой дом, думая, что пламя уничтожит болезнь.
Не было возможности похоронить умерших прилично, трупы бросали в ров. Вывозили их уже без гробов, в трамваях. Кое-кто из родных успевал бросить в окно трамвая цветы - последний привет. Так ехали по городу трамваи - с трупами и цветами.
Понемногу люди привыкали к отчаянию. Это смущало доктора Рие, он считал, что привычка к отчаянию хуже сам отчаяние.
Люди были словно сонные. Они чувствовали, что уж лучше умереть, чем так существовать. Никто уже не надеялся на встречу с любимыми, на возвращение прежней жизни.
Но чума еще и объединяла всех индивидуалистов. Общая беда - все же общая.
Люди не замыкаются в своих домах. Они ходят в театр - это словно вызов судьбе. Нарядно одетая публика слушает оперную арию, и вдруг актер падает - смерть на сцене.
Наконец была готова сыворотка Кастеля. Ее испытали на маленькому мальчику, сыну следователя. Ребенок долго и невыносимо страдала и все же умерла.
- Я не могу принять того Божьего мира, где мучают детей! - восклицает врач.
В городе появляются разные пророки. Они ссылаются на Нострадамуса и пытаются вычислить срок окончания чумы.
Среди бедных и богачей растет напряжение. Бедные еле выживают, а богачи ищут себе развлечения.
И вот наконец чума убирается из города. Чума ушла, но проблемы остались. Как говорил один старик: «Разве не вся наша жизнь - чума? »
Повесть Альбера Камю является развернутой метафорой жизни как чумы, где каждый должен сделать свой выбор.