ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ТВОРЧЕСТВО Д. ДЕФО, Д. СВИФТА

3. Жизнь и творческая личность Роберта Бернса. Лирика поэта

 

Шотландский поэт XVIII в. Роберт Берне был по происхождению бедным крестьянином. Родился неподалеку от городка Эйр в поселке Аллоуей 25 января 1759 года в многодетной семье. Всю жизнь прожил в нужде, тяжело работал, поэтому особо понимал и сочувствовал таким же, как он, беднякам.

Уже с 12 лет Робину, как его называли в семье, пришлось работать как взрослому. Приобрести знания помог Бернсу сельский учитель Джон Мердок, который заметил способности юноши. Однако, кроме этого, будущий поэт сам много читал, занимался и в дальнейшем не уступал в своих знаниях самым образованным столичным литераторам.

Берне начал писать рано, его первый стих появился в пятнадцати летнем возрасте.

В 1777 году семья переехала до небольшого городка Тарболтона.

После смерти отца в 1784 году Роберт и его брат Гилберт окончательно запутались в долгах. Независимый характер Роберта, его резкие эпиграммы в адрес местных богачей и церковников наделили его сильными врагами.

В 1785 году Роберт знакомится с Джин Армор, дочерью состоятельного шотландского фермера. ей было 17 лет. Имя 26-летнего поэта неоднократно звучало в ее доме. Роберт и Джин тайно обручились. Джин забеременела. Когда в семье девушки об этом узнали, ее жизнь превратилась в полнейший ад. Влюбленных разлучили.

С целью улучшения своего материального статуса Роберт намерен ехать до Ямайки. Однако, на эту поездку у него не хватало денег. Надеясь собрать нужную сумму, Берне издает сборник своих произведений. Первый сборник стихов «Стихотворения преимущественно на шотландском диалекте» была опубликована в 1786 г., а позже она несколько раз переиздавалась с дополнениями.

Блестящий успех сборника поразил самого поэта, который отличался исключительной скромностью. Вместо Ямайки пришлось ехать в Эдинбург, куда Бернса пригласили представители местной богемы.

В сентябре 1786 года Джин родила двух близнецов - мальчика и девочку, которых назвали Робертом и Джин. Родители «поделили» детей: мальчика забрал отец, а девочка осталась с матерью.

Несмотря на трудолюбие, Берне снова обанкротился. В 1791 году ему пришлось продать ферму и принять предложение занять место акциВНОго чиновника в городке Дамфрісі. Здоровья Бернса было подорвано непосильным трудом: у него развилась тяжелая форма ревматизма.

21 июля 1796 года Роберт Берне умер в возрасте 37 лет.

Через несколько дней после смерти отца, в день его похорон, родился самый маленький его сын. Джин пережила мужа на 37 лет. ей удалось на пожертвования, собранные В. Скоттом, Шериданом и Дж. Байроном, вырастить и вывести в люди троих из своих сыновей, дав им высшее образование.

Бернса справедливо называют народным поэтом: не только тематика его стихов, но и их поэтическая форма связанные с народной традицией. Берне прекрасно знал фольклорную поэзию Шотландии и Англии, собирал, записывал и обрабатывал народные песни, использовал их традиции в собственных произведениях. Отсюда идет то особое сочетание высокого мастерства и простоты, которое отличает поэзию Бернса. В России стихи Бернса приобрели популярность благодаря блестящим переводам С. Я. Маршака.

Главные герои стихов Бернса - крестьяне, ремесленники.

Особенно характерной для Бернса есть тема «честной бедности», в которой находит ви-дображення оптимизм поэта, его вера в народ:

Настанет день, и час пробьет,/ Когда уму и чести На всей земле придет стад /Стоят на первом месте. /При всем при том, при всем при том/ Могу вам предсказать я,/ Что будет день,/ Когда кругом Все люди станут братья! («Честная бедность»).

Главные темы его стихов - любовь и дружба, человек и природа и т.д.

Вместе с тем в стихах Бернса рано осознанные столкновения личности и народа с общественным насилием и злом. Правда, противопоставление интимной и социальной лирики у поэта были довольно-таки условным. Любовь - чувство естественное, что заложено в основе самой природы человека, - неоднократно возникала в стихах поэта глубоко враждебным строем отношений, которые господствовали в дворянском мире. Даже ранняя лирика - это стихи о правах молодости на счастье, о ее столкновения с деспотизмом религии и семьи.

Любовь у Бернса - это всегда сила, что помогала человеку отстоять любимое существо, защитить его и себя от лицемерных врагов.

В стихах поэта очень часто звучало отвержение религиоВНОго понимания смысла человеческой жизни.

Не в Боге, ни в природе, ни в жизни, ни в беге времени и борьбе с невзгодами приобретали мужества Берне и его герой - простолюдин. Не силы небесные, а личное достоинство, любовь, помощь друзей поддерживали их.

Берне рано начал задумываться над причинами общественного неравенства. Сначала в своих стихах он готов был обвинять в нищете бедняков и свои собственные силы мироздания - «небесные и дьявольские». Однако, в пору зрелости он уже понимает, что не фатум, а реальные законы и порядки общества определяющих участие людей. Иерархия собственнического мира несправедлива. Поэт и его герои противостоят ей. В 1785 году было написано кантату «Веселые нищие». Ее персонажи - бродяги и отщепенцы: солдат - калека, нищенка, странствующие актеры и ремесленники. У каждого в прошлом горе, испытания, конфликты с законом, а в настоящем - гонения, беспризорность, попрошайничество. Однако человеческое не исчерпало себя в них. Жажду к жизни, способность веселиться, дружить и любить, острое насмешливое речи, отвагу и стойкость - вот что подчеркнул поэт в динамическом групповом портрете обездоленных земляков, приближенном по своим колоритом до сцен застолья в художников фламандской школы.

До поэтического мира Бернса одновременно с лирическим «я» вошли жизнь и судьбы его современников: родных, друзей, соседей, тех, кого, встретив случайно, надолго запомнил поэт. Ему не нравится равнодушие к людям. Одних он любит, дружит с ними, других презирает, ненавидит, многих называет по имени, вимальо-тровальной четкими очертаниями. Характеры настолько типичны, что за именами появляются и личности, и читатель таким образом надолго запоминает их.

Влюбленность в жизнь, искренность чувств - все это живет в поэзии Бернса вместе с силой интеллекта, что выделяет из массы впечатлений самое главное. Даже ранние стихи поэта полны глубоких размышлений о жизни и людях, о себе и других, таких, как он, обездоленных. Наряду с песнями о любви, разлуку, печаль, песнями, написанными на популярные народные мотивы, возникали такие поэтические открытия, как «Джон

Ячменное Зернышко», «Дружба прежних дней», «Честная бедность», «Был честный фермер мой отец» и др.

Вальтер Скотт, защищая Бернса от обвинений в «грубости», «невоспитанности», очень правильно оценил характер его дарования, в котором слились воедино лирика и сатира, достаточно четко определил гражданскую позицию поэта: «Чувство собственного достоинства, образ мыслей, да и само негодование Бернса были плебейские, правда, такие, какие бывают у плебея с гордой душой, у афинского или римского гражданина».

Вторая половина 80-х годов была для него и его современников насыщена тревогами в связи с революцией в Северной Америке, предреволюционной кризисом во Франции, политическими беспорядками в Англии. К ним присоединились личные несогласия и изменения в жизни поэта.

Плебейская ненависть к власти, к тем, кто ее олицетворял, - лишь одна сторона творчества Бернса. Другая, не менее важная, - любовь к людям труда. Его идеал человека возникал не из «игры воображения», а через осознание им народной истории и многовекового опыта трудовых низов, их положения в настоящем. Его любовь и восхищение вызывают честные и порядочные, добрые труженики, борцы за правду и человечность. Они отзывчивые, бескорыстные, верные в любви и дружбе, преданные родине, способны на любые жертвы во имя справедливости и свободы. Вместе с тем он отвергает распространенные среди шотландского народа консервативно-националистические иллюзии. Это нашло отражение в его поэтических оценках судеб и личностей шотландских королей. Непобедимый движение времени, по утверждению Бернса, был таким, что старое непременно должно уступить место новому.

Борьба между тем, что отжило свое, и новым была драматической, иногда ее последствиями были непредвиденные случайности и трагедии, однако все, что стояло на пути к будущему, должно быть устранено.

Таким стал подтекст «Песни смерти» (1792), «Дерева Свободы» (1793) и других стихотворений, созданных в годы Великой французской революции.

Стихотворение «Дерево Свободы» обобщил уверенность поэта в общеевропейском значении опыта Франции, особенно важного для Англии. Оценка в этой поэзии английской революции XVIII века еще раз подтверждает проницательность и остроту ис-торических наблюдений поэта. Однако, текст этого стихотворения был опубликован лишь в 1838 году, и после этого его включали не всех изданий сборников поэта. Все отзывы Бернса на революцию во Франции - не только свидетельство симпатий к ней, но и программа борьбы за желанную свободу и справедливость, за истинное «Величие Человека», неподвластной коронам и деньгам.

Английском реакции тех лет и более позднего времени особенно были ненавистны его обличительные сатиры и эпиграммы. В них совмещены свіфтовий гнев и глузливість народной песни. Большинство из них обличали войну. Поэт, не колеблясь, высказывал мнение о том, что войны нужны монархам, парламентариям, войну благословляет церковь; ждут на нее, а с ней и новых чинов, генерали. их доходы и слава уплаченные ценой тысяч человеческих жизней. Только война за свободу народа оправдана и прославленным поэтом.

Политические сатиры и эпиграммы Бернса, как правило, имели характер, точный адрес и утверждали принципы плебейсько-демократической общественности и морали.

Отшлифовывая стихотворение от чрезмерной изысканности и штампов, Берне стремился к максимальной выразительности поэтического слова. В стихах поэта звучит шотландский диалект; большинство из них написаны на мотивы народных песен и впоследствии сами стали песнями. Восстановление и демократизация тематики, языка, художественных средств сочетались у него с перестройкой традиционной системы лирических жанров, ее обогащением.

Чрезвычайная энергия, острота и богатство суждений, смекалку в полемике и сила аргументов, богатство ритмов и интонаций, поразительная гибкость и яркость народного вещания - эти характерные особенности лучших произведений Бернса завоевали ему всемирную славу и популярность.