ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

СТЕНДАЛЬ (Анри Мари Бейль) (1783-1842)

 

СУДЬБА ЖЮЛЬЕНА СОРЕЛЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЕГО ХАРАКТЕРА

 

Экзамены Жульена Сореля

 

Можно себе представить, с каким огромным напряжением душевных сил Жульен переступил порог дома мэра. Он прекрасно понимал, что нужно произвести хорошее впечатление, ведь решалась его судьба, все надежды бессонных ночей и мечты всей жизни. Поэтому, когда его познакомили с детьми, «он заговорил с ним тоном, что удивил даже самого господина де Реналя: - Я здесь для того, господа, чтобы обучать вас латыни. Вот перед вами Библия. Вы всегда будете отвечать мне уроки по этой книге, а теперь спросите меня, я вам отвечу свой урок. - Старший мальчик, Адольф, взял книгу. - Разверните ее наугад, - продолжал Жюльен, - и скажите мне первое слово первого попавшегося стихотворения. Я проказуватиму наизусть эту святую книгу, пока вы сами не спините меня.

Адольф открыл книгу, прочитал первые слова, и Жульен сказал напам ’ять целую страницу с такой легкостью, словно он разговаривал на родном языке. Господин де Реналь посматривал на жену с победным видом».

Конечно, этот ничем не покаВНОй пришелец, который с легкостью цитировал Священное Писание с любого места и еще и мертвой латыни, что ею пользуются только ученые и священники, произвел на присутствующих сильное впечатление. Если добавить к этому потішене самолюбие господина де Реналя (он же говорил, что Сорель подойдет на роль гувернера, и этот напыщенный Вально им еще позавидует), а также немного успокоенную скупость мэра (он же недаром плататиме этому парню аж триста франков!), то эффект был огромным. Жульен «почувствовал мгновенность» и не упустил своего шанса выжать из ситуации все возможное. Потому что, откровенно говоря, чем еще он мог поразить присутствующих? Этот экзамен закончился для него триумфом, абсолютной победой. Однако едва ли не самым главным для молодого честолюбця стало то, что «эта сцена утвердила за Жульеном право на звание “господин”». Здесь снова проявился тонкий психологизм и глубокое знание Стендалем жизни всех слоев населения. Ведь, казалось бы, плебей должен бороться за то, чтобы его назвали «господином» прежде всего сами господа, не так ли? Однако автор говорит, что в этом звании Жюльена не могли отказать «даже (!) слуги». Недаром народ говорит, не так паны, как підпанки... Наконец, благодаря своим личностным качествам - феноменальной памяти, выдержке, чувству собственного достоинства - «Жюльен сумел так поставить себя, что менее чем через месяц после его появления в доме даже господин де Реналь стал уважать его». Следующий свой экзамен Жульен также выдержал с успехом. Приглашенный в дом Вальню, в присутствии провинциальных чиновников - «сборщика налогов, акциВНОго инспектора, жандармского офицера и еще двух или трех чиновников» - он «был вынужден вновь вернуться к своей роли... Член-корреспондент Безансонської и Юзеської академий обратился к нему с другого конца стола с вопросом, правда ли то, что рассказывают о его удивительные успехи в изучении Нового Завета. Мгновенно воцарилась мертвая тишина; словно какими-то чарами, в руках ученого члена двух академий оказался Новый Завет на латинском языке. Только Жульен успел ответить ему, как тот прочитал начало какой-латинской фразы. Жюльен продолжал ее наизусть, память не подвела его, и это чудо вызвало всеобщее восхищение, что оказалось с тем шумным пылом, который возникает в конце обеда. Этот второй экзамен довершил его успех».

 

Иллюстрация к роману Стендаля «Красное и черное»

 

Приглашение на обед во все времена считалось определенным признанием человека, выявлением дружеского отношения к ней. Особенно, когда приглашают выше по общественным состоянием. Поэтому еще одним подтверждением абсолютной победы сына плотника стало то, что «прежде чем уйти, Жульен получил четыре или пять приглашений на обед. - И этот юноша делает честь нашему департамента! - хором восклицали гости. Договорились даже до того, чтобы выделить для него стипендию из общественных средств, чтобы он мог продолжать учебу в Париже». Успех Жульена тем ценнее, что его признали в родном городе и оценили те, кто еще вчера, встретив юношу, скорее всего, не обратили бы на него ни малейшего внимания, а то и пренебрежительно отвернулись бы от сына плотника.

Следовательно, только успешно сдав эти «экзамены», Жульен получил возможность подняться выше - учиться в Безансонській духовной семинарии. Однако «каждый финиш - это, по сути, старт»: там ему тоже Пришлось сдавать экзамены: «Аббат Пірар проэкзаменовал Жульена с теологии и был поражен его знаниями. Еще больше он удивился, когда начал подробно спрашивать юношу Священное Писание... Однако директор семинарии был потрясен окончательно, когда спросил Жульена об духовную власть папы и услышал точный перевод чуть ли не всей книги господина де Местра. Напрасно он ставил вопрос, чтобы узнать, действительно Жульен верит в доктрину де Местра. Юноша отвечал точно по книге, наизусть. После длительного экзамена ему показалось, что строгость господина Пірара к нему была только кажущаяся. И действительно, если бы не правила чрезвычайной суровости, ректор семинарии расцеловал бы Жульена во Имя логики, такие четкие, точные и ясные были его ответы. “Это смелый и здоровый ум, - думал он, - но тело хилое”».

Однако самым тяжелым испытанием была первая беседа Жульена с гостями влиятельного парижского вельможи маркиза де Ла-Моля. «Маркиз, видимо, уже рассказал об образовании, которое получил Жульен, потому что один из гостей начал с ним разговор о Горация... Как на провинциала, фразы его были не слишком длинные. Он понравился... “Неужели он и вправду что-то знает?” - подумал маркиз. Отвечая, Жульен высказывал собственные соображения и настолько преодолел свою робость, что обнаружил хоть не остроумие - вещь недостижимая для того, кто не знаком с употребляемым в Париже языком, - но, во всяком случае, своеобразные мысли, высказанные, правда, не всегда изысканно и уместно. Кроме того, все убедились, что латынь он знает в совершенстве». Следовательно, и здесь, в высших аристократических парижских кругах, Жульен сдал экзамен успешно.

Обратите внимание также на то, что Жюльен Сорель постоянно работает над собой. Так, во время своего первого экзамена в доме господина де Реналя он еще не знал произведений Горация и утверждал, что «священный сан, к которому он готовится, запрещает ему читать такого нечестивого поэта». Однако уже в Безансоне «в конце экзамена один лукавый экзаменатор заговорил о Горация, Вергилия и других светских авторов. Тайком от товарищей Жульен выучил наизусть многие строки из этих авторов. Увлеченный своими успехами, он забыл, где находится, и на повторные вопросы экзаменатора с жаром стал читать наизусть и пересказывать своими словами оды Горация». Итак, Жульен много читал, и среди прочего-даже запрещенных в семинарии авторов-язычников, то есть рисковал быть наказанным, что вскоре и произошло. Однако заметим, что в Безансоне за знания римских классиков, труд, любовь к чтению и книги его было щедро вознаграждено: «Прелат захотел расспросить Жульена о его обучения. Он поставил Жульєнові несколько вопросов из догматики и был поражен. Затем прелат перешел к классикам - к Вергилия, Горация, Цицерона. “За эти имена, - подумал Жюльен, - я достал свой сто девяносто восьмой номер. Теперь мне нечего терять, попробуем блеснуть”». Ему повезло: прелат, сам прекрасный знаток классиков, был восхищен: «Прелат велел принести ему восемь томов в прекрасной оправе и изволил собственноручно написать на титульной странице первого тома несколько слов Жульенові Сорелю латинском языке». После такого роскошного подарка - восьмитомника древнеримского историка Тацита - перед Жульеном начали предотвращать те семинаристы, которые еще недавно его откровенно презирали. А уже в Париже, попав в дом маркиза де Ла-Моля, который имел большую библиотеку, Сорель начал буквально наслаждаться в этой библиотеке: «...он забрался в темный уголок и оттуда восторженно рассматривал блестящие корешки книг: “И все это я смогу прочесть! - сказал он себе. - Ну, как мне здесь могло бы не понравиться?”»

Кроме любви к книге, стремление к самосовершенствованию и умственных способностей, Жульєнові присущи искренность и доброта. Это отметил, например, ректор Безансонської семинарии Пірар: «Господин аббат Ша-Бернар очень хвалит вас в своем письме ко мне. Я в целом доволен из вашего поведения. Правда, вы очень неосмотрительны, даже безрассудные, хоть это сразу и незаметно; однако к этому времени сердце у вас хорошо, даже великодушное, выдающийся ум. В общем я вижу в вас искру, которой нельзя пренебрегать». И всегда суровый аббат Цірар не сдержался, «голос его задрожал:

- Да, сын мой, я полюбил тебя... Тебе уготована нелегкая судьба. Я вижу в тебе нечто такое, что оскорбляет низменные души. Тебя везде будут преследовать зависть и наветы. Куда бы не забросило тебя провидение, твои товарищи всегда будут ненавидеть тебя. А если изобразят, будто любят, то только с целью погубить тебя еще увереннее. Только одно может тебе помочь: не полагайся ни на кого, кроме Бога, он дал тебе наказание за твою самоуверенность... Если ты неуклонно триматимешся истины, рано или поздно враги твои будут поборені».