НОВЕЙШАЯ НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Герман Гессе (1877-1962)
Выдающийся немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии 1946 года, най оригинальнее и найхимерніший художник XX вв.
Герман Гессе родился 2 июля 1877 года в городе Кальв на севере Швабии. Жизнь писателя была тесно связана с двумя странами - Германией, где он родился, и с соседней Швейцарией, где долгое время жил в юности, а с 1919 года и до конца своих дней - поселившись близ Лугано в Монтаньйолі, где провел самые плодотворные годы творческой жизни. В 1923 году стал гражданином Швейцарии. Обе страны считали его «своим» писателем.
На становление характера Г. Гессе определяющее влияние имела местность, где он родился и где жила его семья. Один из дедов будущего писателя был миссионером и много лет проповедовал на Дальнем Востоке. Его дочь, мать Германа, продолжила дело своего отца. Отец романиста четыре
года занимал должность священника на далеких островах Тихого океана, но по состоянию здоровья вынужден был вернуться на родину. Супругов объединяла любовь к Богу, служение ему, строгие и скромные формы ежедневного быта. Это были высокообразованные люди, погруженные в свой внутренний духовный мир. Сын их, наоборот, проявил свою беспокойную, мятежную натуру. Он был нервным человеком, часто конфликтовал с окружением, его трудно было обуздать. Поэтому родители решили отдать Германа до воспитательного учреждения специального типа. Хотя отношения между сыном и родителями становились все хуже, однако генетически будущий писатель был чрезвычайно связан со своей семьей. Его заинтересованность Востоком, дальневосточными учениями было унаследованное от деда. Еще с детства душа ребенка тяготела к природе, провинции, что пробудило в ней антипатию к большим городам, к современной цивилизации. Сразу после окончания Первой мировой войны Г. Гессе поселился в небольшом швейцарском городке Монтаньйола. Там он жил, отделившись от большого мира, возделывал свой сад, занимался творческим литературным трудом. Находясь на расстоянии от своей беспокойной отечества, написал большие романы: «Степной волк» (1927), «Нарцисс и Гольдмунд» (1930), «Игра в бисер» (1943), которые принесли ему мировую славу.
Литературная деятельность Г. Гессе началась в конце XIX в. С 1895 года он работал учеником продавца книг в Тюбингене, а позже торговал книгами и антиквариатом в Базеле (1899). Его ранние стихи, рассказы были положительно оценены известными литераторами, они понравились и читателям.
Будущий писатель жил в трагическом мире, многое пережил и увидел в жизни, был знаком с жизнью своих современников, однако не писал о их ежедневные заботы. В своих известных книгах Г. Гессе пытался преподнести созданную им действительность до высоких сфер духа, абстракции и обобщения. Поэтому неслучайно, что в 1946 году он получил Нобелевскую премию «за вдохновляющую творчество, в котором все с большей очевидностью оказались классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль».
Главной темой творчества писателя стала тема воспитания. Перед войной существования Г. Гессе как человека и художника было обеспеченным и стабильным. В 1903 году он женился на умной и образованной женщиной. Она родила ему трех сыновей. Отделившись от суетливого мира, семья придерживалась уединенного образа жизни. Однако идиллия была мнимой. Внутреннее беспокойство постепенно уничтожал семью, гнал Г. Гессе в далекие края. Путешествие в Индию стала своеобразным бегством, знаком распада брачной жизни.
Взрыв Первой мировой войны стал для писателя глубоким потрясением. От самого ее начала он подчеркнуто негативно отнесся к такому повороту событий. Его пацифистская позиция вызвала осуждение и откровенную негативную оценку. Г. Гессе засыпали ругательными письмами, полными злобы и угроз. «Предатель», «беспринципная сволочь» - такими титулами награждали художника бывшие единомышленники.
В свою очередь, он стремился помочь пострадавшим от войны. В Берлине стал внештатным сотрудником Красного Креста и немецкой организации помощи военнопленным, руководителем библиотеки для заключенных и редактором «Воскресного вестника». Однако все это негативно повлияло на его слабую нервную систему. Смерть отца 1916 года, психическая болезнь жены, которой необходимо было лечиться в специальном заведении, разлука с детьми, которые воспитывались в пансионах за занятости отца общественной деятельностью и болезнь матери, - все это сделало писателя совсем одиноким и равнодушным, стало причиной его неоднократных медицинских обследований и лечений. По рекомендации друзей он посетил известного психоаналитика, ученика К. Г. Юнга. Проявления болезни отступили. Одновременно Г. Гессе начал изучать труды С. Фрейда, К. Г. Юнга и других психоаналитиков, которые раскрыли перед ним новые горизонты и способы углубления в душу человека.
На основе теории об подсознательное и его влияние на жизнь человека (К. Юнг) писатель создал собственную концепцию «пути к внутреннему «я». Сюжеты его произведений приобрели элементов фантастичности, символичности и мистического характера, тяготели к жанру утопии. Автор перенес события в далеких экзотических или вымышленных фантастических стран, местностей. Однако стиль сохранил свою высоко-интеллектуальность.
«Демиан» (1919)- роман, который был напечатан под псевдонимом. Повествование было поручено вести молодому человеку по имени Эмиль Синклер (это имя значилось как авторское и на обложке «Истории одной юности» - такой была вторая название «Демиана»), Т. Манн не сумел узнать настоящего автора этого произведения. Роман произвел на него «большое литературное впечатление». Он порекомендовал своему знакомому прочитать его: «Если у Вас есть время, прочитайте это произведение! Он, по моему мнению, является чем-то необычным...» Г. Гессе получил под маской Эмиля Синклера премию им. Фонтане, но через мистификацию отказался от нее.
Писатель выступил под новым неизвестным именем потому, что чувствовал себя в корне другим, не таким, которым заявил о себе в предыдущей творчества.
Второе название произведения «История одной юности» рассматривали не только как индивидуальную историю молодого человека, но и как рассказ о генерации тех, кто в 25 лет добровольцами ушли на фронт Первой мировой войны. Главного героя книги был наделен определенными чертами личности и биографии автора, однако это не способствовало этажном пониманию произведения. Один из исследователей романа - Фриц Боттігер писал об этом так: «Гессе такой же степени Синклер, как Гете - Вертер или Томас Манн - Ашенбах».
Содержанием произведения стали поиски Синклером своего собственного «я», преодоление авторитета других, которые подавляли его в детстве и юношестве, высвобождение из-под власти лживой, лицемерной морали окружения - семьи, школы, церкви. Эмиль не был сильной личностью, другие люди имели над ним власть, но он стремился стать самостоятельным. На пути к себе настоящему, внутреннего, герой встретил странного человека - отшельника Дэмиана, который убедил его в необходимости самопознания. Если бы общество, которое состояло из множества индивидов, ушло в этом направлении, оно бы смогло создать обновленную человеческое сообщество. Путь Дэмиана, по мнению автора, - это движение от «родительского мира» с его законами и ограничениями к «материнского мира», к природе, к первобытному в человеке, свободы и искренности.
В повестях «Кляйн и Вагнер» (1919) и «Последнее лето Клингзора» (1920) художник художественно осветил похожие проблемы. Молодой человек почувствовал свою ненужность, но ей не хватило силы жить уединенно. Единственный выход - возложение на инстинкты - стал опасным и привел к смерти. По такому принципу развивалась история Кляйна, который чувствовал себя одновременно композитором Вагнером и убийцей Вагнера. Находясь в полном одиночестве, он тяготел к человеконенавистничеству и преступления. Лишь в смерти герой нашел выход из ада собственного существования.
С темой смерти был связан и произведение «Последнее лето Клингзора». Главный герой - художник Клінгзор знал о своей смертельной болезни. Однако его волновало не только ее приближение, но и постепенная гибель всей старой западноевропейской культуры, то есть то, что тревожило самого писателя.
«Сіддгарта» (1922) - повесть, в основу сюжета которой положены поиски юношей Сіддгартою и его другом Говіндою идеала, гармонии и новой морали. События произведения происходили в древней, несколько условной Индии, в чрезвычайно отдаленном времени и пространстве от послевоенной Европы XX в. После долгих странствий и многочисленных приключений друзья нашли покой в своем внутреннем существовании, в роскошной природе и гармоничному жизни со всеми его контрастами, в соотношении добра и зла. Прозаическая повесть, но благодаря гармоничному сочетанию содержания и формы звучала высоко поэтично. Поэтому автор, бесспорно, справедливо назвал ее «индийской поэмой».
Все упомянутые произведения стали своеобраВНОй прелюдией к роману «Степной волк», в котором были воплощены все предыдущие ведущие идеи и главные характеры.
«Степной волк» - роман, который был направлен на изображение немецкой действительности 20-х годов XX ст. В нем Г. Гессе осуществил поиск путей формирования и становления человека. Писателя интересовало не только внешнее столкновение чувствительной человека - аутсайдера с грубым, эгоистичным миром послевоенной Германии, но и внутренний конфликт, противостояние духовного и чувственного. В основу романа положен сложный анализ психики современного человека по имени Гарри Галл ер. Он стал воплощением маргинального, постороннего, отчужденного индивида. Фиктивный издатель отмечал: «Я вижу в них (т.е. в записях Г. Галлера) нечто большее, чем документ времени, потому что душевная болезнь Галлера есть - сейчас я это знаю - не прихотью одиночки, а болезнью самого времени, неврозом поколения, к которому Галлер принадлежит».
В образе «степного волка» Гарри Галлера были воплощены одновременно две фигуры - та, которую преследовали, и та, которая преследовала. Попав в волшебного Магического театра, который служил автору своеобразным экраном, на котором проектировался состояние человеческих душ в передфашистській Германии, главный герой, как в зеркале, увидел тысячи лиц, которые составили его собственное. Школьный товарищ Гарри, ныне профессор богословия, в Магическом театре с удовольствием стрелял в автомобили, проезжавшие неподалеку. Игнорирование устоявшихся понятий и правил превысило все пределы. Саксофонист, наркоман Пабло и его подруга Термина оказались для Гарри настоящими учителями жизни.
Временное пространство романа составлял примерно пять недель. Формой повествования стала автобиография, которую автор («степной волк») оставил в заброшенном жилье, а издатель напечатал эту рукопись с собственным комментарием. Сюжет книги составили размышления о уединения и отчаяние прослойки интеллигенции, удаленного от мещанства и рабочей массы, зато сосредоточенного на собственной персоне. Изложения мыслей предшествовала примечание: «Только для сумасшедших».
Каждое столкновение с реальным миром травмировало сознание героя. Посещение кладбища во время похорон, как и визит к одному из университетских профессоров, свидетельствовали о неискренность и фальшь в человеческих отношениях. Галлер был не в состоянии противостоять этому, поэтому нашел спасение в бегстве, в мир собственных грез. «В двойном самовідчуженні он видел себя то в образе зверя как псевдововк - дикая, хаотичная, управляемая инстинктом человек, то как прирученный напівбюргер и последний рыцарь романтизма. Так, степной волк стал аутсайдером».
Пережитые чувства едва не привели к самоубийству героя. Г. Гессе предложил ему три варианта спасения: преодоление одиночества через возвращение к обществу; поиск первопричин своего состояния или признания общих для всех гуманистических традиций и приобщение к ним. Первый путь привел Галлера до среды богемы с неизменными атрибутами - танцами, музыкой и наркотиками. Куртизанка Термина научила героя искусству танца. Она понимала одиночество Гарри и согласна была на чистое чувство. Танцовщица из бара - Мария, легкомысленная, лишенная комплексов девушка, ввела «степного волка» в мир эротики, научила «маленьким приемам искусства и игры». Она ни к чему не стремилась, лишь умела дарить и получать радость. Знакомство с музыкантом - латиноамериканцем Пабло, на первый взгляд «довольной и беспроблемной ребенка», способствовало духовному выздоровлению героя. Жизнерадостный джазист подарил ему новые импульсы для существования.
В одну из карнавальных ночей Гарри Галлер приобщился к «ощущение праздника, опьянел от слияния с теми, кто праздновал, от тайны растворения отдельной личности в толпе, мистики единения и радости». Попробовав наркотиков, герой получил возможность попасть в мир снов.
Он осознал: чтобы преодолеть инстинкты степного волка, ему необходимо было воспитать в себе позитивное отношение к новому миру с его техникой и массовой культурой.
Гарри Галлер много пережил в жизни, но ему еще нужно было преодолеть немалый путь, чтобы найти духовную гармонию. Финал романа оставил герою определенную перспективу.
Герман Гессе - представитель «интеллектуального романа». Он не изображал реальностей всемирной катастрофы Второй мировой войны. В его книгах отсутствовало то, что составляло главный предмет изображения в антивоенных романах Е. М. Ремарка или А. Цвейга, А. Барбюса или Е. Хемингуэя. Вместе с тем творчество писателя отразило современность с необычайной точностью.
Писатель стал страстным защитником личности, которая на пути к собственному «я» должна была избавиться от навязанных ей масок, стать в полном смысле слова собой. При этом его интересовали, в отличие от большинства современников, не изысканные изломы индивидуальной психологии, не то, что разъединяло людей, а то, что их объединяло.
«Степной волк», роман «Демиан» и повесть «Клейн и Вагнер» вошли в состав произведений Г. Гессе, максимум воссоздали хаотичность и разорванность своего времени. Они составили контраст его позднем творчестве, самыми выдающимися достижениями которой считались повесть «Паломничество в страну Востока» (1932) и роман «Игра в бисер» (1930-1943). Однако в действительности такое противоречие было поверхностным, поскольку писатель всегда хранил верность главному направлению своей работы - сосредоточению внимания на внутренней жизни людей. В сравнительно мирные годы, не имея, по его выражению, доверия к «неустойчивой и пасмурной государства», он писал книги, полные ощущения катастрофы, приближалась.
«Паломничество в страну Востока» (1932). В этом произведении Г. Гессе изобразил действительность, которой практически не существовало, о которой только можно было догадываться. Писатель совершил фантастическое путешествие через века и пространства, во время которой случайно встретил людей, среди которых были современники, герои его произведений и герои литературы прошлого. В основу сюжета положена история отступничества главного героя, который имел инициалы автора (Г.Г.).
После завершения работы над романом художник прожил почти 20 лет в Монтаньйолі в доме, который отдал ему в полное распоряжение поклонник его таланта. Ежедневно он работал в своем небольшом садике. Хотя и не был мизантропом, однако не любил пустых разговоров и довольно часто в корректной форме объяснял навязчивым гостям, как ему надоели эти посещения. Однако мировая слава накладывала свои обязанности. Были в Г. Гессе и милые друзья, такие как Т. Манн, с которыми он мог говорить и молчать часами.
Смерть писателя была легкой, как у праведника. Он умер в 1962 году во сне. Вечером последнего дня положил на кровать своей второй жены Нінон Доблін, с которой прожил последние девятнадцать лет в любви и согласии, лист бумаги со следующим стихом:
Рвано надломлена ветка Год за годом под ветром Сухо скрипит свою песню, Без коры и без листьев, Голая, блеклая, зморена Слишком длительным жизнью, Слишком длительным умиранием. Жестко, плотно звучит ее пение, Упрямо звучит и робко вместе Еще одно лето, Еще одну зиму.
Украинский язык отдельные произведения Г. Гессе переводили Есть. Попович, Л. Костенко, Л. Череватенко.
Мастерство Г. Гессе:
• увеличение количества бессознательного в частной и общественной жизни людей (всенародное одобрение Первой мировой войны в Германии, успех фашистской демагогии);
• беспокойство особым положением человека, который потерял всякие моральные ориентиры;
• уделение значительного внимания внутренней жизни героя, невидимой действительности;
• отображение хаотичности и разорванности своего времени, полного ощущения приближения катастрофы;
• утверждение за личностью права на подвижное соотнесение себя и мира и возможность постичь пределы и задачи целого и подчинять им свою судьбу.