ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Новейшая история зарубежной литературы

НОВЕЙШАЯ НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Лауреаты Нобелевской премии - Г. Грасс и Г. Гессе. Общая характеристика их творчества Гюнтер Грасс (род. 1927 г.)

 

Немецкая литература XX в. подарила искусству писателей мирового масштаба: И. Бехера, А. Зегерс, Э. М. Ремарка, Б. Брехта. Среди когорты художников слова видное место заняли и лауреаты Нобелевской премии по литературе: Т. Маны (1929), Г. Белль (1972), Г. Грасс (1999).

Самым молодым Нобелевским лауреатом назвали Гюнтера Грасса - талантливого писателя, художника, скульптора, графика, музыканта. Однако для большинства рядовых людей его имя оставалось до этого времени неизвестным. Не упоминалось о нем и в большинстве отечественных учебников по истории немецкой литературы и, соответственно, его творчество не изучалось в школе. Печатать романистику Г. Грасса в Украине начали только после 1999 года. Объясняли этот факт тем, что в Советском Союзе было запрещено выдавать «подобную» литературу (автор сокрушительно критиковал и пародировал «реальный социализм»). Отдельные критики определяли романы Гюнтера Грасса как порнографические, что тоже, безусловно, стало препятствием для их публикации за рубежом.

Гюнтер Грасс родился 16 октября 1927 года в Данциге (ныне - портовый польский город Гданьск). По линии матери он - кашуб (небольшое славянское племя, а сейчас - вымирающая национальная меньшинство, которое издавна селилась возле берегов Вислы). Во все времена кашубов оттесняли сильные соседи - немцы и поляки. Собственно рождения на долгие годы определило ведущее круг тематики творчества писателя.

В 1944 году Гюнтера Грасса призвали в ряды армии. В 1945 он был ранен, а впоследствии он попал в плен американцев. В 1946 году Грасс уволился и работал сначала на калийной шахте, а с 1947 года исполнял обязанности помощника мастера по изготовлению могильных плит. Именно там он и обнаружил незаурядные способности художника. С 1948 по 1949 годы будущий лауреат Нобелевской премии учился в Дюссельдорфской академии художеств, а с 1953 года - в институте изобразительного искусства западного Берлина.

Гюнтер Грасс - талантливый и самобытный художник, мастер акварели, график и скульптор. Его работы были представлены на выставках в Нью-Йорке, Лондоне, Копенгагене, Амстердаме, Токио и, конечно же, в ряде немецких городов.

Свои литературные произведения он иллюстрировал сам. В творчестве писателя гармонично соединилось словесное и изобразительное начала.

В 50-х годах Г. Грасс обратился к литературе, вошел в «Группу 47», которую возглавлял Ганс Вернер Рихтер. Он написал в честь основателя и лучшего друга повесть «Встреча в Тельчті» (1979), эссе «Симон Дах на день рождения» (к 75-летию со дня рождения Рихтера). Члены «Группы 47» не хотели допустить в Германии повторение прошлого, стремились создать новую литературу. Тема вины немцев, нацизма, тех, кто его поддерживал, был соучастником и сочувствовал, стала одной из ведущих в творчестве Г. Грасса. По жанру это были «романы воспитания», «романы - притчи».

Прозе романиста предшествовали поэзия (в 1955 году он выступил на заседании «Группы 47» с чтением собственных стихов) и драматургия (в течение 1956 - 1957 годов выступал на таком же заседании с чтением своих абсурдистских пьес «Наводнение» и «Дядя, дядя»).

Гюнтер Грасс вошел в литературу Германии в 1959 году стремительно и со скандалом, когда увидел свет его роман «Жестяной барабан».

«Данцигская трилогия», «Жестяной барабан» (1959), «Кошки-мышки» (1961), «Собачьи годы» (1963)

Название трилогии была не случайной, потому что город Данциг стало главным элементом, который связал все три романа. Именно оно с детских лет и на всю жизнь оставило яркие впечатления в памяти писателя. Романы, которые вошли в знаменитой трилогии, можно считать остро сатирическими, ведь в них четко обозначилась тема, которая в дальнейшем стала главной в творчестве прозаика, - формирование и становление личности.

Гюнтер Грасс напряженно искал в своих произведениях новых путей воспитания будущего поколения, что, соответственно, потребовало от общества страны отстранить представителей старшего поколения с их программой.

Он сделал попытку изменить или даже разрушить привычные представления о немецкое общество в послевоенный период, а также о немецкой культуре в целом. Все это автор рассмотрел под неожиданным углом зрения, а рассказ поручил довольно нестандартном герою - Карлу Оскару Мацерату, который находился в сумасшедшем доме со своим неразлучным спутником жизни» - жестяным барабаном.

В романе возникли два мира - мир взрослых и мир ребенка, который видел всю фальшь и недостатки другого мира. В знак протеста против этого Оскар перестал расти и навсегда остался трехлетним ребенком физически, но отнюдь не духовно. Всю свою дальнейшую жизнь он боролся с миром лжи, разврата, предательства, жестокости и войны. Герой иногда не понимал взрослых, иногда был полон ненависти к их образу жизни и мышления: «господин Мейн, который только что покончил с люлькой, заснул. В его жизни существовало только три настоящих состояния: бутылка с настойкой можжевельника, люлька и сон».

Метод борьбы Оскара такой же нестандартный, как и он сам, - это неистовый барабанный дробь как своеобраВНОе выражение протеста против мира взрослых. Для героя весомыми были духовные, а не материальные ценности: «Приближается мой пятнадцатый день рождения, и, как всегда в сентябре, я предпочел бы жестяной барабан, отрекаясь от всех сокровищ мира, чувства мои стойко направлены к барабану с бело-красного лакового бляха». Барабан символизировал поэтическое искусство. История Германии воспринималась не как поучительная трагедия, а как абсурдный фарс, который надо было перевести на темп марша, для чего и понадобился жестяной барабан.

Итак, Гюнтер Грасс своим романом сделал попытку разрушить привычные представления в литературе, посмотреть на все с другой, нетрадиционной стороны. В его произведениях все было многозначительным. Писатель выступил не только философом и мастером оригинальной немецкой прозы, а еще и пророком. За десять лет до объединения двух немецких государств он убедился в необходимости объединения немецкой культуры, в ее исключительной роли в условиях всеобщего отчуждения и враждебности, разобщенной страны, а также указывал на средствах самореализации.

 

Особенности творческого метода Г. Грасса:

• уход от реальности;

• альтернатива мышления, которое розвінчувало традиционные литературные нормы и писательские установки;

• наличие форм комического (гротеск, сатира);

• стремительность фантазии, выразительность языка, глубина выводов;

• побуждение читателя к анализу и размышлению;

• воспроизведение хода истории;

• двоплановість сюжета: сочетание условного и реального, символического и реально-конкретного;

• создание притчового характера произведений.