ИСТОРИКО - ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС XVII ВЕКА.
2. Ренессансный реализм в литературе XVII века
Ренессансный реализм продолжал демократические традиции гуманистов Возрождения.
Сам термин «ренессансный реализм» было взято литературоведами с той целью, чтобы обозначить ту часть художественного достояния XVII века, которая не могла быть отнесенной ни к классицизму, ни к барокко и непосредственно была связана с идеями и эстетическими позициями гуманистов Возрождения.
Тем более условный характер имел сам термин «реализм», ведь в произведениях писателей, которых мы можем отнести к этому направлению, даже не поднимался вопрос об отражении внутреннего мира человека, его чувств, переживаний и страстей. Несмотря на это, ренессансный реализм сыграл, безусловно, положительную роль в становлении реализма вообще. Его историческая заслуга состояла, главным образом, в проведенной им решительной борьбе с аристократической чрезмерной изысканностью литературы барокко с присущей ей фальшивой идеализацией феодального общества и с ее чопорным, преціозним составом.
Яркий представитель этого литературного направления в XVII веке Лопе де Вега противопоставлял пессимизма, отчаяния поэтов барокко неисчерпаемую оптимистическую энергию своих блестящих комедий, полных солнца и жизненных сил. Лопе де Вега вместе с тем отвергал «ученый» догму классицистической теории, выступая за свободное вдохновение художника и его близость к народным массам.
Писатели - представители направления ренессансного реализма - специально и осознанно выбирали «низменные» формы, воспроизводя «грубую правду жизни. Среди шуток и в ряде неприличных каламбуров встречались очень глубокие по своей социальной сути идеи о том, что «земные блага является общим достоянием, что они не должны принадлежать одному человеку больше, чем другим».
В - национальное своеобразие;
И
М - народность;
В
Г - правдивость в сочетании с обобщенностью;
И - эстетическая прелесть, которая предоставляет наслаждения.