ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.

ИСТОРИКО - ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС XVII ВЕКА.

ЕГО ОСОБЕННОСТИ

 

 

 

1. Литературная борьба XVII века

 

В начале XVII века в Европе сформировались государства с абсолютной монархией (Испания, Франция и др.), появились новые страны с преобладающей ролью среднего класса (Голландия), некоторые страны (Италия, Германия, Польша) находились в состоянии экономического упадка.

Католический Рим перестал быть религиозным центром Европы. От него, отказавшись платить налоги, отошли Англия, скандинавские страны, Нидерланды, часть германских княжеств, Женева. Европа разделилась по религиоВНОму признаку: лютеранство - в Германии и Скандинавии, кальвинизм - в Голландии, англиканская церковь - в Англии и др. Рим пытается вернуть былое могущество, однако это только усиливает напряженность в Европе и приводит к религиозным военных конфликтов.

Развитые европейские страны (Англия, Франция, Испания, Голландия, Швеция) захватили большие колониальные владения в Новом Свете и Северной Африке.

Между частями Европы связи углубились. Любой военный или революционный конфликт становился общеевропейским и отзывался в колониальных странах на других континентах. Так было во время Тридцатилетней войны (1618 - 1648), которая втянула в свою орбиту большое количество стран и изменила карту Европы. А буржуазные революции в Северных Нидерландах и Англии окончательно поменять соотношение сил в экономике и политике не только европейских государств.

В Европе XVII века параллельно сосуществовали уклады (иногда даже в рамках одного государства) - феодальный и буржуазный. Дворянство вынуждено было считаться с растущей буржуазией как общественным состоянием, набирал силы даже в странах с абсолютной монархией.

При этих условиях происходит формирование мировоззрения человека этой эпохи.

Человек потерял веру в себя: она видела себя только маленькой частичкой большого общественного целого, противостоять законам которого она была бессильна. Исчезло чувство ее личной причастности к тем событиям, что происходили. Возникает осознание конкретной грани человеческих возможностей, и появились сомнения относительно способности интеллекта усовершенствовать существующий миропорядок и сделать человеческую жизнь достойным.

Человек погрузились в свой внутренний мир, ища в нем опоры. Индивидуализм - отличительная примета времени. Кто-то возлагал надежды на монархию, видя в ней защиту от всякого зла. Некоторая часть (довольно большая) искала спасения в вере, доходя иногда до крайнего фанатизма. А кое-кто находил утешение в земных, чувственных радостях.

Барахтанье между землей и небом стало таким болезненным, что человек пришел к осознанию собственного несовершенства, греховности. Она все еще наивно верила, что телесную и духовную красоту можно совместить в одной избранной, идеальной лицу. Считала также, что красота и наслаждение земной жизнью временные и были лишь слабым отражением вожделенного райского блаженства. Личность стала высокоморальным и способной к самосохранению.

Наряду с первоочередной задачей, связанной с решением социальных проблем, в течение XVII - XVIII веков решался другое, не менее сложный вопрос: подчинение силы природы ума.

Французский философ XVII века Рене Декарт сформулировал практический смысл наук. Английский философ Фрэнсис Бэкон утверждал, что чем больше человек будет знать, тем больше она будет покорять себе природу.

Философские корифеи XVII века - Декарт, Бэкон, Галилей - способствовали активному развитию естественных наук.

Таким образом, XVII век - век научного овладения природой, подчинения ее власти человека; век общественной перестройки, абсолютизма.

Но без работы научной мысли XVII века не могло быть и речи о победное развертывания освободительного просветительского движения XVIII века соответственно.

Не осталось в стороне и искусство. В истории художественной литературы западноевропейских народов XVII век отмечен большими достижениями.

Следует отметить, что историческая судьба народов Западной, Центральной и Южной Европы в XVII в. сложилась по-раВНОму. Укрепление мировых торговых путей оказало негативное влияние на внутреннюю экономику Италии. Некогда богатейшая страна, центр европейской и мировой культуры в XIV, XV и отчасти XVI веках, Италия, которая подверглась пагубным походов интервентов, обнищавшая, ее культура рухнула, и в XVII веке итальянская литература не создала ничего выдающегося, что могло бы привлечь внимание соседних народов.

Почти такого же преобразования претерпела и Германия, на экономическую, политическую и культурную жизнь которой негативным образом повлияла Тридцатилетняя война. Германия тоже не дала миру в области литературы, по крайней мере, каких-то выдающихся достижений в XVI веке.

На короткий промежуток времени удалось вырваться вперед в Испании. Захватив большие заморские колонии, опустошая американские запасы золота, она быстро разбогатела и превратилась в XVI веке на одну из самых могущественных стран. Но это продолжалось недолго. Поток золота из Америки прекратился, а за это время внутренняя хозяйственная жизнь в стране, ее собственное производство успело прийти в упадок. К тому же в конце XVI века у берегов Англии терпит поражение весь испанский флот, так называемая «Непобедимая Армада».

После смерти М. Сервантеса (1616) испанская проза уже была не в состоянии занимать достойное место на мировой культурной арене. Однако силы Возрождения еще не иссякли у испанских драматургов первой половины XVII века: еще продолжал творить Лопе де Вега, сохранял свое могущество талант Педро Кальдерона.

В литературной жизни Западной Европы это был век Франции. Пережив религиозные войны второй половины XVI века, Украина достигла в XVII веке политической стабилизации. Здесь было установлено абсолютную монархию, что способствовало национальному объединению. Начинала широко развиваться культура. Вместе с именем Декарта на мировую арену выходит французская философия. П. Корнель, Ж. Расин дали лучшие образцы новой классицистической трагедии. Мольер создал комедию, которая после Шекспира и Лопе де Вега до появления комедий Бомарше не находила себе равных в драматургии Западной Европы.

Лафонтен подал классический образец байки. Значительных успехов достигла французская проза, в частности афористичная, представлена творчеством Паскаля. Ларошфуко, Лабрюйєра, мемуарная, психологический роман и т.д.

Таким образом, литература стран Западной Европы XVII века отразила в себе победы и поражения человеческой мысли, строго обусловлены историческими причинами. Она увековечила радости и страдания, думы и чаяния народов.

Понятие «литература XVII века» означало не календарный период, а культурно-историческую эпоху с присущими ей чертами, которые отличают ее от предыдущей эпохи - эпохи Возрождения и следующего периода - эпохи Просвещения.

В литературе XVII века четко выделились три художественных направления:

Ренессансный реализм, (представитель Лопе де Вега);

Барокко (П. Кальдерон);

Классицизм (П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер).

На первом плане искусства и литературы XVII века выдвинулось изображение внутренних противоречий человека, осмысление разорванности связи между личностью и обществом, между жизненными идеалами и реальной действительностью.