ИСТОРИКО - ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС XVII ВЕКА.
3. Барокко, его философские основы
Барокко - литературный и общественно-художественное направление, зародившееся в Италии в середине XVI века, распространился на другие европейские страны, где существовал на протяжении XVI - XVII веков.
Термин «барокко» был введен в XVIII веке, причем не представителями направления, а их противниками - класицистами, которые видели в искусстве барокко всецело отрицательное явление.
Этимология термина «барокко» не определена и на сегодня. Вероятнее всего, он происходит от португальского выражения «perola baroko» - «жемчужина неправильной формы» или от итальянского слова, которое означает «вычурный», «причудливый».
Термин «барокко» впервые был применен для характеристики стиля архитектурных сооружений. Впоследствии его начинали употреблять для обозначения других художественных явлений. В XVIII веке применяли к музыке, а в XIX веке его скульптуры и живописи. В конце XIX века начали говорить о барокко в литературе.
Расцвет европейского литературного барокко пришелся на XVII век, который по-єднувало две большие эпохи - Ренессанс и Просвещение. В барочном направлении следует усматривать синтез искусств двух эпох - Возрождения и Средневековья (готики), хотя нельзя исключать и наличия в нем целого ряда оригинальных стилистических приемов и поэтических черт.
Характерной особенностью новой эпохи стала противоречивость мыслей и чувств. Если главным для эпохи Возрождения был страстный поступок в мире («Ромео и Джульетта», «Дон Кихот»), то для барочной эпохи - страстные размышления о мире. Литература барокко вела человека в мир невозможного, в мир грез и сновидений.
Характерные черты направления:
• трагическая напряженность;
• мировосприятия;
• пессимизм;
• скепсис, разочарование;
Человек, согласно с ведущей барочной идеей, - песчинка во Вселенной. Жизнь ее мимолетно, в нем господствуют случай и рок. Самые распространенные темы литературы барокко - «memento more» («помни о смерти») и «vanitas» («суета»). Человек обречен на жизненную суету и страдания, а также на смерть, что есть спасение от скорби жизни;
• противопоставление реальности и иллюзий;
• гармоничное сочетание трагического с комическим, возвышенного с пошлым, ужасного с забавным, то есть «сочетание несочетаемого»;
• інакомовність;
• наклон к усложненной формы;
• взгляд на Бога как на вершину совершенства (но хранился и антропоцентризм: человек трактовалась не как противовес Богу, а как самое совершенное его творение);
• сохранение античного идеала красоты, но попытка сочетания его с христианским идеалом (Венера Милосская и Сикстинская мадонна).
Термин «барокко» дал возможность объединить в рамках этого литературного направления немало течений и школ, которые существовали в основном в течение XVII века и отличались типологически родственными чертами. Остановимся на характеристике некоторых из них.
1. Гонгоризм - аристократическая школа в испанской поэзии, которую начал по-ет Луис де Гонгора.
Признаки этой школы
• отказ от ренессансного принципа доступности поэзии;
• утверждение культа чистоты формы, принципиальной безсюжетности и усложненности поэтического слова.
2. Маринізм - литературное течение в Италии XVII века, связана с именем Джамбатісто Марино.
Характерные черты этой школы:
• преимущество формы над содержанием;
• наличие прихотливых метафор, сравнений, словесной игры при отсутствии ощущения, этических и общественных идей.
3. Преціозна литература - (от франц. «изысканный», «утонченный») аристократическое направление в литературе Франции XVII века.
Особенности
• воспевание галантного любви и мелких эпизодов из светской жизни;
• использование прихотливых метафор, условных аллегорий, перифраз;
• любимые формы лирики: сонеты, рондо, послание.
4. Метафизическая школа - направление в английской литературе XVII века.
Признаки
• характерная крайность осложненной формы;
• изобретение капризных образных концепций (кончетто), метафор;
• тяжелое расшифровки символов и аллегорий.
Вывод. Итак, барокко в искусстве и литературе XVII века стало одним из самых могущественных стилевых направлений, которые создали неоспоримые художественные ценности. Главнейшей задачей барокко было растрогать человека, произвести на нее сильное впечатление. Эпоха барокко - неповторимое художественное явление, которое оставило после себя причудливые, а порой даже причудливые памятники во многих европейских странах.