ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.

ИСТОРИКО - ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС XVII ВЕКА.

3. Барокко, его философские основы

Барокко - литературный и общественно-художественное направление, зародившееся в Италии в середине XVI века, распространился на другие европейские страны, где существовал на протяжении XVI - XVII веков.

Термин «барокко» был введен в XVIII веке, причем не представителями направления, а их противниками - класицистами, которые видели в искусстве барокко всецело отрицательное явление.

Этимология термина «барокко» не определена и на сегодня. Вероятнее всего, он происходит от португальского выражения «perola baroko» - «жемчужина неправильной формы» или от итальянского слова, которое означает «вычурный», «причудливый».

Термин «барокко» впервые был применен для характеристики стиля архитектурных сооружений. Впоследствии его начинали употреблять для обозначения других художественных явлений. В XVIII веке применяли к музыке, а в XIX веке его скульптуры и живописи. В конце XIX века начали говорить о барокко в литературе.

Расцвет европейского литературного барокко пришелся на XVII век, который по-єднувало две большие эпохи - Ренессанс и Просвещение. В барочном направлении следует усматривать синтез искусств двух эпох - Возрождения и Средневековья (готики), хотя нельзя исключать и наличия в нем целого ряда оригинальных стилистических приемов и поэтических черт.

Характерной особенностью новой эпохи стала противоречивость мыслей и чувств. Если главным для эпохи Возрождения был страстный поступок в мире («Ромео и Джульетта», «Дон Кихот»), то для барочной эпохи - страстные размышления о мире. Литература барокко вела человека в мир невозможного, в мир грез и сновидений.

Характерные черты направления:

трагическая напряженность;

мировосприятия;

пессимизм;

скепсис, разочарование;

Человек, согласно с ведущей барочной идеей, - песчинка во Вселенной. Жизнь ее мимолетно, в нем господствуют случай и рок. Самые распространенные темы литературы барокко - «memento more» («помни о смерти») и «vanitas» («суета»). Человек обречен на жизненную суету и страдания, а также на смерть, что есть спасение от скорби жизни;

противопоставление реальности и иллюзий;

гармоничное сочетание трагического с комическим, возвышенного с пошлым, ужасного с забавным, то есть «сочетание несочетаемого»;

інакомовність;

наклон к усложненной формы;

взгляд на Бога как на вершину совершенства (но хранился и антропоцентризм: человек трактовалась не как противовес Богу, а как самое совершенное его творение);

сохранение античного идеала красоты, но попытка сочетания его с христианским идеалом (Венера Милосская и Сикстинская мадонна).

Термин «барокко» дал возможность объединить в рамках этого литературного направления немало течений и школ, которые существовали в основном в течение XVII века и отличались типологически родственными чертами. Остановимся на характеристике некоторых из них.

1. Гонгоризм - аристократическая школа в испанской поэзии, которую начал по-ет Луис де Гонгора.

 

Признаки этой школы

отказ от ренессансного принципа доступности поэзии;

утверждение культа чистоты формы, принципиальной безсюжетности и усложненности поэтического слова.

2. Маринізм - литературное течение в Италии XVII века, связана с именем Джамбатісто Марино.

Характерные черты этой школы:

преимущество формы над содержанием;

наличие прихотливых метафор, сравнений, словесной игры при отсутствии ощущения, этических и общественных идей.

3. Преціозна литература - (от франц. «изысканный», «утонченный») аристократическое направление в литературе Франции XVII века.

 

Особенности

воспевание галантного любви и мелких эпизодов из светской жизни;

использование прихотливых метафор, условных аллегорий, перифраз;

любимые формы лирики: сонеты, рондо, послание.

4. Метафизическая школа - направление в английской литературе XVII века.

 

Признаки

характерная крайность осложненной формы;

изобретение капризных образных концепций (кончетто), метафор;

тяжелое расшифровки символов и аллегорий.

Вывод. Итак, барокко в искусстве и литературе XVII века стало одним из самых могущественных стилевых направлений, которые создали неоспоримые художественные ценности. Главнейшей задачей барокко было растрогать человека, произвести на нее сильное впечатление. Эпоха барокко - неповторимое художественное явление, которое оставило после себя причудливые, а порой даже причудливые памятники во многих европейских странах.