ВСТУПЛЕНИЕ
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
XIX ВЕКА: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ
От всех предыдущих XIX века будет отличаться точным и проницательным изображением человеческого сердца.
Стендаль
ХІХ это сладкое слово «свобода»
В истории человечества XIX в. было эпохой столь же судьбоносной, насколько динамичной и противоречивой. Начиналось оно под грохот артиллерии Наполеона, который слышали Африка и Европа, Берлин и Москва, Аустерлиц и Ватерлоо. Многие тогда верили, что этот «никому не известный бедный лейтенант, сделался владыкой мира с помощью только своей шпаги» (Стендаль, «Красное и черное»), был рыцарем «свободы, равенства и братства». Однако, достигнув власти, ярый поборник свободы и враг монархии сам стал императором! Это было еще одной горькой пилюлей для тех, кто верил в лозунги Просвещения и Великой французской революции 1789-1793 гг. о наступлении эпохи «свободы, равенства и братства». Красивые лозунги обернулись на кровавый террор, а «основаны “победой разума” общественные и политические учреждения оказались злой, смехотворной карикатурой на блестящие обещания просветителей» (Ф. Энгельс).
В начале XIX в. победа капитализма над феодализмом стала очевидной и окончательной. На смену власти монархов и аристократов пришла власть «денежного мешка», который царит и сейчас. Это был глобальный идейно-политический перелом, даже больше, чем гибель античного мира. Ведь античная европейская цивилизация охватывала преимущественно территорию стран Средиземноморья (Эллады и Рима), тогда как феодализм распространился почти по всей Евразии.
Ж. Энгр. Наполеон I - император Франции XIX века: это сладкое слово «свобода»
Франция, Париж, Наполеон в нашем повседневные
Видимо, революционеры имеют какую-то магическую, не до конца збагненну привлекательность. Возможно, все, кто страдает, но никак не решается восстать против гнета, с особым уважением относятся к тем, у кого на это хватило сил и мужества. Так или иначе, а на рубеже XVIII-XIX в. авторитет революционной Франции в мире был чрезвычайно высоким. Персонифицированным воплощением Великой французской революции стал Наполеон Бонапарт, которого в Европе одни боготворили, другие ненавидели, но не игнорировал никто.
«Экзистенциальное эхо» (определенные знаки, мессиджи, артефакты) тех бурных событий уже так давно и глубоко вошло в наш обиход, что часто мы его даже не замечаем. Так, глядя на статую Свободы (но - вочасний Колосс Родосский) в Нью-Йорке, мы не всегда вспоминаем, что этот величественный памятник Соединенным Штатам к 100-летию Декларации независимости подарила Франция, которая поддерживала США в борьбе за независимость. Так же редко присматриваемся и к американской долларовой банкноты, где в центре изображена «Декларация прав человека и гражданина», принятая революционным французским Конвентом в 1791 г. А о том, что незлагоджену и абсолютно несогласованную систему мер в Европе унифицировал Наполеон, помнят только специалисты. До этого в каждой стране была своя система мер. Так, во Франции измеряли расстояние лье, в Англии-милями, в России - верстами. И именно французы предложили единую и универсальную для всей Европы и мира систему мер, - метр. В Париже собрались авторитетные ученые (среди них уже знакомые нам энциклопедисты), которые решили: пусть метром называется мера длины, равная одной десяти миллионной части меридиана, проходящего через Париж. Того самого меридиана Гринвича, над которым в знаменитом Музее наук, искусств и ремесел и сейчас раскачивается один из содержательных в истории человечества символов мира и Вселенной - маятник Фуко. Тогда же (по решению Наполеона) из платины была отлита метровая линейка шириной 25 мм, толщиной 4 мм (эталон) и помещена в архив академии наук, за что ее назвали «архивным метром». Однако для пропаганды научной величия своей страны французы не поскупились: тогда же, кроме архивного метра, было вылито также из платины (но с примесью никеля) 31 аутентичный эталон. Эти копии архивного метра направили в различные страны континента. А что же с измерением веса? Попробуйте не запутаться, когда бы вас попросили купить, скажем, два фунта сахара и шесть унций молока. Такой привычный сейчас килограмм - это вес одного квадратного дециметра воды, взятой из реки Сены при температуре +4 °С.
И снова Париж, Франция, Наполеон.
Статуя Свободы в г. Нью-Йорке
Памятный знак в г. Киеве на месте дома, где происходили тайные съезды Южного общества декабристов
В Европе развернулись политические и национально-освободительные движения. Так, в декабре 1825 г. на Сенатской площади в Петербурге, неподалеку от воспетого А. Пушкиным «Александрийского столпа», произошло восстание прогрессивно настроенной части русских дворян против тирании, за конституционный государственный строй (рус. декабрь, отсюда - декабристы). Выступление декабристов жестоко подавлено, его пятерых лидеров повесили, а других сослали в Сибирь. Это было тяжелым ударом по иллюзиях и вольнолюбивых стремлениях либерально настроенной части российского общества.
Политическая оттепель, начавшаяся было в Российской империи, закончилась лютым сибирским морозом. Или литераторы могли стоять в стороне от этих событий, не реагировать на настроения времени? Конечно нет, недаром же мы с вами уже вели речь о принципиальной настроением отличие творчества поэтов-современников: жизнерадостность Пушкина («Товарищ, взойдет она, / Звезда привлекательного счастья, / Россия возбудится от сна /И на руинах самовластя / Напишет наши имена!») и пессимизм, «мировую скорбь» Лермонтова («Печально я гляжу на наше поколенье!»).
В то же время в Италии, находившейся под властью австрийцев, набирало силу движение карбонариев - «угольщиков». Такое название он получил от одного из многочисленных любимых ими магических ритуалов - выжигания древесного угля, символизирующий духовное очищение человека. Карбонарии боролись за независимость и объединение страны и установление в ней конституционного строя. Они принимали участие во многих революциях, в результате которых 17 марта 1861 г. Италия была провозглашена единым государством.
Как вы уже знаете, проживая в разных городах Италии, карбонаріям помогал и свободолюбивый английский лорд Джордж Байрон через родственников волшебной Терезы Гвиччиоли (помните загадку имени любимого юного Ивана Мазепы, героя поэмы выдающегося английского романтика?). Ему была небезразлична свобода народа как на родине, в Великобритании (вспомните выступление Байрона в парламенте в защиту луддитов), так и в других странах. Ведь его кредо было таким:
Как из рабства не можешь освободить свой край,
Борись для чужого народа.
О подвигах Греции и Рима вспомни
И умри в боях за свободу!
Перевод Д. Паламарчука
Кроме того, Байрон своими вольнолюбивыми стихами призывал к борьбе за независимость от Османской империи и греков, напоминая им о славе их предков-эллинов:
Сыны Эллады!
Вставайте, рвите оковы.
Зовет давняя слава вас
I предки, достойные уважения!
Перевод Д. Павлычко
Одним из главных центров объединения греческих национально - освободительных сил в начале XIX в. стал город Одесса, где и ныне существует многочисленная греческая община и функционируют греческие церкви. Именно здесь в 1814 г. была основана общенациональная тайная организация греческих патриотов «Филики этерия» («Дружеское общество»). Она была создана по образцу тайной масонской ложи или подпольного общества карбонариев. Именно эта организация подготовила греческую революцию 1821-1829 гг., которая завершилась освобождением Греции из-под власти Османской империи. За деятельностью напівтаємних греческих обществ в Одессе наблюдали (а иногда и приобщались к ней). Пушкин и А. Мицкевич, сосланы на юг Российской империи за вольнолюбивые настроения и стихи. После длительной борьбы за освобождение из-под власти Турции Греция была провозглашена независимым государством (1830).
Франция как «эпицентр» революций
1789-1794 гг. - Великая французская революция
14 июля 1794 г. - штурм Бастилии 1792-1794 гг. - Первая республика
1794 г. - термидорианский переворот 1795-1799 гг. - Директория
1799 г. - военная диктатура Наполеона (1799-1804 гг. - консульство) 1804-1815 гг. - Первая империя (Наполеон Бонапарт)
1815-1830 гг. - Реставрация Бурбонов (власть получили дворянство и духовенство)
1830-1848 гг. - Июльская монархия (к власти пришел Луи Филипп) 1848-1851 гг. - Вторая республика, установленная Февральской революцией (25 февраля 1848 г.). Существовала до государственного переворота Луи Бонапарта 2 декабря 1851 г. номинально - до провозглашения Второй империи (2 декабря 1852 г.)
1852 г. - Вторая империя - период правления Наполеона III (2 декабря 1852 г. - 4 сентября 1870 г.)
1870-1871 гг. - франко-прусская война, в ходе которой произошла Сентябрьская революция 1870 г., что стало началом Третьей республики (1870-1940)
18 марта 1871 г. - первая в мире пролетарская революция в Париже (Парижская коммуна)
В июле 1830 г. в Париже состоялась еще одна революция, которая окончательно положила конец попыткам реставрации во Франции феодально - монархических порядков. Ее основной движущей силой стали рабочие и ремесленники. В результате Июльской революции к власти пришел король Луи Филипп, ставленник торгово-промышленной и банковской буржуазии, который правил до Февральской революции 1848 г.
Почти одновременно с французским вспыхнуло польское націоально-освободительное восстание в Варшаве (1830). Существует мнение, что оно отвлекло внимание России от Парижской революции и помешало царским войскам подавить выступление французов. Одним из идейных вдохновителей Варшавской революции был поэт-романтик Адам Мицкевич. Влияние его произведений на морально-психологическую подготовку восстания был огромным. Польские патриоты черпали силы и вдохновение прежде всего в его поэме «Конрад Валленрод» (1828), эпиграфом к которой стали слова известного политика Никколо Макиавелли: «Есть два способа борьбы: надо быть лисой и львом». Эта формула для поляков была чрезвычайно актуальной, поскольку учитывала соотношение сил между могущественной тогда Российской империей («левом») и оккупированной ею, обескровленной, разорванной Польшей (которая временно стала лисом»). Это сразу понял кат польской независимости, один из персонажей поэмы А. Мицкевича «Дзяды» - российский сенатор М. Новосильцев, отметив в доносе царю, что «Конрад Валленрод» имеет целью «возгревать патриотизм, который угасает, воспитывать неприязнь и готовить будущие события, учить современное поколение быть сейчас лисом, чтобы впоследствии превратиться в льва». Когда поляки восстали, то сигналом к общенациональному выступлению стал штурм Бельведерского дворца в Варшаве, где находились российские чиновники. Об огромной роли А. Мицкевича и его поэмы в подготовке этого восстания один из его участников написал так: «Слово стало делом, а “Валленрод” - Бельведером».
Разгон манифестантов в г. Вене в 1848 г.
Баррикады на улицах г. Парижа в 1848 г.
1848-1849 гг. были настолько богаты на революции, что их метафорически назвали «весной народов» в разных европейских странах. Ведь весной природа замирает зимой, пробуждается. Да и много угнетенных народов Европы пробуждались к новой, свободной жизни. Именно тогда венгров, которые не хотели находиться в составе империи Габсбургов, призывал к борьбе и мужеству Шандор Петефи (вы уже изучали его стихотворение «Когда ты муж, будь мужественным!»).
В 1851 г. во Франции произошел очередной государственный переворот, повлекший установление Второй империи. Эти события - выступление крестьян и ремесленников на защиту республики в 1851 г. - изображены в романе Эмиля Золя «Карьера Ругонов». К власти пришел ставленник буржуазии Наполеон III, который правил вплоть до начала франко-прусской войны (1870-1871), а точнее - до Сентябрьской революции 1870 г.
Ветер перемен коснулся и консервативной Российской империи, где в 1861 г. было отменено крепостное право. Значит, не зря боролись за освобождение народа не только политики, но и писатели, в частности - поэты «некрасовской школы». Ведь сам ее основатель, «певец страданий народных», Николай Некрасов провозгласил, что можно не быть поэтом, но гражданином надо быть непременно.
XIX в. заканчивалось так же, как и начиналось, - под залпы пушек и выстрелы ружей: в 1871 г. во Франции состоялась первая в мире пролетарская революция и была создана Парижская коммуна.
Итак, в XIX в. повсюду происходили революции, продолжалась борьба за свободу и художественная литература была в эпицентре этих событий.