ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6 КЛАСС

И семестр

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

УРОК № 1

Тема. Познавательное значение мировой литературы: изображение в ней жизни, быта, обычаев, мировоззрения, духовных и нравственных ценностей разных народов мира

 

Цель: выяснить, в чем заключается познавательное значение мировой литературы, вспомнить произведения, которые изучались в 5-м классе, узнать о книгах, которые будут прочитаны в 6-м классе; развивать любознательность, смекалку; воспитывать любовь к книге как источнику знаний.

Оборудование: головоломка, схема, тексты, миниатюры Ф. Крівіна, кроссворд.

 

Литература каждого народа - это лучшее зеркало его жизни.

И. Франко

 

Весь мир, за исключением только диких наций, управляется книгами.

Вольтер

 

ХОД УРОКА

И. Мотивация учебной деятельности

Учитель. С. Я. Маршак, известный российский поэт и драматург, много писал для детей, однажды обратился к своим читателям:

«Уважаемые читатели, хотели бы вы пообщаться с писателями? Скажем, с Пушкиным, Толстым, Грином? Встретиться с ними не так трудно. Я могу дать их точный адрес: ____________. Все самое важное и интересное, что могли бы рассказать вам эти писатели, вы найдете в этих ____________».

Где же можно встретиться с любимыми писателями и найти все самое важное и интересное? Вы узнаете это, если соберете слова из «рассыпанных» букв.

 

 

• Какие бывают библиотеки? Ходите ли вы к ним?

• Есть библиотека у вас дома?

• Какую роль в вашей жизни играют книги?

 

II. Изучение нового материала

1. Чтение миниатюры Ф. Крівіна «Строительство прошлого»

«Я живу в Древней Греции, выхожу с декабристами на Сенатскую площадь... Нереальная жизнь, но у него есть прекрасное качество: из него можно строить что угодно.

Из реальности строить трудно, она плохо поддается изменениям. На то, чтобы переместить кирпичик, иногда нужно потратить жизнь. А нереальность меняется от одного движения мысли. И люди которые в ней живут: Сократ, Микеланджело, Достоевский... И все доступные, встречайся, с кем хочешь, можешь даже собрать тех, кто никогда между собой не встречался, из разных стран и времен...

А наше настоящее - когда оно станет прошлым? Захочется ли кому-нибудь в нем жить? Мы же строим не только будущее, прошлое строим - на все будущие времена».

• Попадали ли вы в «нереальный мир» благодаря книгам?

• С кем из известных писателей прошлого вы хотели бы встретиться?

 

2. Работа с эпиграфами

• Объясните слова французского просветителя Вольтера.

• Прочитайте высказывание И. Франко, вынесенный в эпиграф урока. Объясните, как вы его понимаете.

(В литературных произведениях, как в зеркале, отражаются быт, обычаи разных народов, их взгляды на мир и мораль, главные жизненные ценности. Чем больше читаешь произведений зарубежной литературы, тем больше узнаешь о жизни людей в разных странах.)

 

3. Работа над темой урока

Кроссворд «Литературный»

- Давайте вспомним, какие произведения зарубежной литературы мы читали в 5-м классе. («Золушка», «Руслан и Людмила», «Снежная королева», «Двенадцать месяцев», «Маугли», «Честная бедность»,«Есть в осени первоначальной...», «Приключения Тома Сойера»...)

- Кроссворд «литературный» проверит, хорошо ли вы помните авторов этих произведений.

 

 

1. Автор сказки «Маугли».

2. Кто написал поэму «Руслан и Людмила»?

3. Писатель, создавший «Приключения Тома Сойера».

4. Автор сказки «Золушка».

5. Кто написал сказку «Снежная королева»?

6. Драматург создал пьесу «Двенадцать месяцев».

7. Автор поэзии «Есть в осени первоначальной...»

8. Поэт, написавший стихотворение «Честная бедность».

9. Автор хокку

10. Вид искусства, в котором художественный образ создается с помощью слова.

Составление схемы «Все флаги будут в гости к нам...»

- Зарубежная литература открывает нам необъятный мир культуры разных стран мира. Помните ли вы, в каких странах жили и творили знаменитые писатели и поэты?

- Что вы узнали из прочитанных книг о быт и обычаи, мировоззрение людей разных наций?

(Из повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера» мы узнали о жизни простых американцев в небольшом городке США в XIX веке.

 

 

Хокку Мацуо Басе перенесли нас в волшебный мир японской природы, помогли понять особое, уважительное отношение японцев к ней.

Узнали мы и о моральные законы разных народов, нашли в них немало общего. В немецкой сказке «Госпожа Метелица» осуждаются лень и уславлюється трудолюбие. Во французской сказке «Золушка», как и в российской «Двенадцать месяцев», вознаграждаются доброта, терпение, трудолюбие героев. Быть достойным и мужественным человеком обучают сказка Г. Киплинга «Маугли» и стихотворение Г. Бернса «Честная бедность».)

Слово учителя

- В 6-м классе вы познакомитесь с новыми для вас произведениями зарубежной литературы.

Читая мифы народов мира, вы сможете сравнить представление различных наций о создании мира и возникновения человека на земле.

Басни Эзопа, Ж. де Лафонтена и И. А. Крылова докажут, что главные нравственные ценности в жизни человека являются неизменными в течение многих веков.

Общественный строй, быт, обычаи Англии и России XIX в. откроются вам в книгах Ч. Диккенса и А. П. Чехова.

Экзотическая природа Южной Америки и Африки нашла свое отражение в романах Д. Дефо та Же. Верна. Волнующие приключения, знакомство с мужественными, отважными героями и обычаями африканских племен не только увлекут вас, но и обогатят знаниями по истории, географии, морского дела.

Рассказ писателя-фантаста Г. Брэдбери помогут представить, во что может превратиться будущее планеты Земля, а философская сказка А. де Сент Экзюпери научит, как этого не допустить.

 

III. Итоги урока

Учитель. Сегодня на уроке мы:

• обратили внимание на необходимость чтения художественной литературы;

• выяснили, что в художественных произведениях отражается жизнь, побыть, обычаи, мировоззрение разных народов;

• вспомнили произведения, изученные в 5-м классе, и узнали о книгах, которые будут прочитаны в 6-м классе.

Заключительное слово учителя

Вот и кончены наши заботы -

Спит задачник, закрыта тетрадь,

Руки тянутся к книге. Но что ты

Будешь, мальчик, сегодня читать?

 

Хочешь - в дальние синие страны,

В пенье вьюги, в тропический ВНОй

Авто нас с тобой капитаны,

Налегая На штурвал реВНОй.

(Г. Рождественский)

 

IV. Домашнее задание

Подготовить устный рассказ о своей любимой книге.