АНТУАН ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
(1900-1944)
Когда мы осмислимо свою роль на земле, пусть самую скромную и найнепомітнішу, тогда лишь мы будем счастливы. Тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что дает смысл бытию, дает смысл и смерти.
Антуан де Сент-Экзюпери
Глаза - это первое, что привлекало к нему внимание, видимо, потому, что зрачки цвета спелых каштанов... придавали взгляду особую глубину. В выражении его лица, что постоянно менялся, можно было прочитать несомненные признаки странного в его возрасте индивидуальности. Он некрасивый, но от него шла какая-то очарование.
Марсель Міжо
ЧЕЛОВЕК СОЛНЦА И ЗЕМЛИ. Личность Антуана де Сент-Экзюпери необычная: граф по происхождению, авиатор (гражданский и военный летчик) по специальности, он является одним из самых известных писателей XX века.
Сент-Экзюпери - поэт и философ действия. «Прежде чем писать, нужно жить»,- таким был его девиз. Когда в 1939 году Экзюпери спросили, что для него самое важное - летать или писать, он ответил: «Не понимаю, как можно разделять эти вещи, тем более противопоставлять их. Для меня летать и писать - одно и то же. Главное - действовать, главное - найти себя. Авиатор и писатель сливаются. Оба одинаково познают мир».
Хотя Сент-Экзюпери рос без отца (тот умер, когда мальчику было четыре года), его детство было добрым, светлым. Память о дом и детство будет становиться ярче с годами; через неудовлетворенность жизнью он будет создавать миф о огромный край детства, откуда приходит каждый человек. Экзюпери писал: «Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой страны». У него нет ни одной книги, в которой он не писал бы о детстве. Он был сильным, веселым, откровенным мальчиком. В 12 лет впервые взлетел в воздух (самолет вел известный французский летчик Жюль Ведрин).
Самая большая его страсть с детства - техника. Слаженная работа механизмов завораживает Экзюпери, как поэзия, как музыка. Телефон, радио, самолет, все приборы, которые помогают общению людей, всегда интересуют его. Он изобрел аэроплан - велосипед, мастерил различные механизмы. В 30-х годах Сент-Экзюпери запатентовал более десятка усовершенствований авиамоторов и приборов пилотирования. Он был наделен гениальным исследовательской интуицией.
После прекрасного детства Сент-Экзюпери увидел повседневную жизнь и долго искал себя в нем. Романтическое мировосприятие побудило его стать морским офицером (карьера военного моряка - традиция французской аристократии). Юный Антуан начинает посещать светские салоны, однако серьеВНОсть его стремлений, любовь к действию, творчеству преобладают над прелестями светской жизни. Потерпев неудачу на экзаменах в военно-морского училища, Сент-Экзюпери пытается найти себя в архитектуре. Но на архитектурном отделении Академии художеств он проучился чуть больше года. Поняв, что эта профессия не для него, Сент-Экзюпери подает прошение о зачислении в армию, в военно-воздушные войска,
Сент-Экзюпери пришел в гражданскую авиацию в ее героическую пору, когда летать было опасно. Он прокладывал новые трассы, испытывал новые машины, осваивал ночные полеты. С ним случались опасные аварии в горах и в пустыне. Ему нужна была вера, и он поверил в авиацию с ее героическим лимарським кодексом, культом мужества, дружбы, верности долгу.
Авиация была в 20-х годах совсем не обжитой воздушной стихией, которую и призван был воспеть Сент-Экзюпери. Он летал над тремя континентами, и самолет стал для него инструментом познания мира, дал ему возможность по-новому увидеть планету людей. Профессия летчика помогла ему понять неповторимые переживания человека, оторванной от земли, уединенной в небе, и сильнее ощутить связь человека с человеком, ответственность за все, что происходит в мире.
Именно авиация дала Сент-Экзюпери то, чего так не хватало ему в повседневной жизни: остроту переживаний, ощущение постоянного риска, возможность проверить свою способность быть личностью. Именно такой стиль жизни устраивал Сент-Экзюпери больше, чем любой другой.
Презрение к обыденности, однообразия оказалась и в браке Сент-Экзюпери: его женой стала вдова испанского писателя Гомеса Карильо - Консуела. Это была эксцентричная, но очаровательная и грациозная женщина, полна внутренней поэзии и красоты. Непростые их отношения нашли впоследствии эхо в некоторых произведениях писателя, например, в «Маленьком принце».
Душевное беспокойство привел Сент-Экзюпери к авиации, которая усмирила «первый голод» души, но только первый, Ступив на путь поисков не смысла жизни, а самой жизни, деятельного и активного, Сент-Экзюпери не мог уже остановиться и, отталкиваясь от пережитого, шел к открытию важных для него моральных принципов. Он никогда не был просто зрителем, а всегда был участником того, что происходило: «Быть человеком - как раз и значит быть ответственным». В письме к другу в 1939 году он признавался: «Если мне не удастся воевать, я буду морально совершенно больным. Я имею много что сказать по поводу нынешних событий, но сказать я смогу об этом только как боец, а не как турист. Это единственная возможность, чтобы я когда-нибудь заговорил...
Нельзя говорить «мы», если відокремлюєш себя от других. И если ты тогда говоришь «мы», то ты просто негодяй!.. Я хочу участвовать в войне во имя любви, во имя неписаной религии, которую я исповедую».
Добровольно взяв на себя ответственность за все, что происходит в мире, Сент-Экзюпери действует: он дважды побывал в республиканской Испании, где шла грома-советская война, посетил Нью-Йорк и Москву, поехал в Берлин, чтобы воочию увидеть, что такое фашизм и какой тип человека вырастает из этой идеологии.
Мир, что его Сент-Экзюпери хотел видеть наполненным смыслом и солнцем, жизнью и счастьем,- этот мир с какой-то фатальной обреченностью катился в пропасть второй мировой войны. Сент-Экзюпери оставляет Испанию, охваченный желанием объясниться с миром, открыть людям духовный смысл жизни - вне идеологическими постулатами и политическими страстями. Так, Сент-Экзюпери всегда держался в стороне-политики, не принадлежал ни к одной из политических партий или организаций. В «Планете людей» он поставит этот вопрос как планетарно значимое: «Зачем спорить относительно идеологий?» Все современные ему доктрины писатель оценивал с точки зрения их способности объединять людей.
После испанских событий писатель почувствовал настоятельную потребность раскрыть социальный и нравственный смысл этой страшной драмы XX века. Писатель - гуманист от-стоював право каждого человека на жизнь, считая, что гибель отдельной личности приводит к гибели целых миров. «Планета людей», что появилась в год начала второй мировой войны, прозвучала для современников как страстная художественная проповедь всечеловеческого братства.
Сент-Экзюпери не раз, рискуя собственной жизнью, спасал своих товарищей и проявлял большое мужество и волю к жизни во время собственных аварий (в 1935 году в пустыне Сахаре, в 1938 году в Гватемале).
Когда фашисты напали на его родину, Сент-Экзюпери становится военным летчиком. После поражения Франции и объявленной демобилизации в 1940 году он эмигрирует в Америку. В 1944 году возвращается в армии - заместителем командующего 31-й эскадрильи средних бомбардировщиков. Его называли «старшим летчиком второй мировой войны». Свое сорокачотирьох летия Экзюпери отметил боевым вылетом. За два дня до его последнего вылета полковник Шассен сказал Экзюпери: «Вы за три месяца сделали столько, сколько молодым коллегам не удается и за год, Вы имеете теперь право говорить. И поэтому у вас уже нет больше права рисковать жизнью». Но писатель твердо решил, что останется в авиации до конца,
31 июля 1944 года майор Антуан де Сент-Экзюпери улетел на боевое задание и не вернулся. Обстоятельства его гибели остались невыясненными. Сама его смерть стала легендой, которая определила совершенно особое место в литературе этого писателя, признанного во Франции национальным героем. "Овладевая небеса, Сент-Экзюпери лучше понимал жизнь на Земле. Он таким и остался: человеком неба и земли, большим романтиком, который хотел счастья для людей в реальной жизни.
«ИЩИТЕ МЕНЯ В ТОМ, ЧТО Я ПИШУ». Творчество Антуана де Сент-Экзюпери, его жизнь и его работа связаны между собой очень тесно и непосредственно. Недаром критики считают, что все его книги - это своеобразная автобиография, дневник писателя. Это так и не так.
Действительно, автобиографические и фактические элементы очень значительные во всех произведениях Сент-Экзюпери. Он входит в авиацию и в литературу одновременно: в 1926 году поступает на службу в «Генеральную компанию авиационных предприятий» и в этом же году издает свой первый рассказ «Летчик», которое было благосклонно встречено критикой.
Сент-Экзюпери воспринимал духовный кризис XX века как наибольшее зло эпохи и все свои усилия направлял на восстановление системы гуманистических ценностей. Он сочетал в своем творчестве страсть моралиста и любопытство философа, аргументированность теоретика и вдохновение поэта. Поэтому его никогда не покидало вопрос, а что именно делает человека человеком. Ответ на это он пытался найти и во время написания романов, повестей, рассказов.
«Южный почтовый» (1929) - самое романтичное произведение Сент-Экзюпери; в нем выражено бунт против самодовольства буржуа, бескомпромиссное неприятие жизни, лишенного высших ценностей. По жанру «Южный почтовый» близок к повести с традиционным сюжетом: Жак Берни влюбляется в подругу детства Женев'єву, но они вынуждены расстаться, и Жак погибает во время одного из полетов. По форме повествования - это монолог о друга. Присутствие могущественной личности автора придает книге лирико - философскую окраску, Жак Берни напряженно ищет себя, смысл своего существования, смысл жизни вообще. Ему обязательно нужно найти формулу, которая бы все соединила. В конце герой склоняется к философии действия: судьба человеческая должна быть вписана в общую работу всего человечества. Эта совместная работа способна дать смысл и жизни, и смерти.
В «Южном почтовом» уже заложены идеи, которые станут определяющими для философии и творчества писателя. Действий повести также формируются особенности стиля, связаны с опытом человека, который всматривается в землю, что проплывает под крылом самолета. Здесь впервые возникают мотивы - символы, которые будут развиваться в последующих произведениях писателя; это мотивы детства, дома, колодца, змеи. Впоследствии смерть маленького принца будет напоминать смерть Берни, ведь оба бегут к звездам, выбирая родину, мир своего детства и отбрасывая будничный мир взрослых.
В повести «Ночной полет» (1931) рассказывается об истории гибели пилота Фабьена во время перелета через Кордильеры. Его шеф Ривьер, хоть и потрясен горем, верит, что это поражение «приблизит подлинную победу». Фабьен погибает, но другие пилоты, эти «труженики неба», отправляются в ночной полет. Итак, полет продолжается. Как и все книги Сент-Экзюпери, «Ночной полет» - это прежде всего размышления о смысле человеческой жизни, о том, что есть ценнее, чем человеческая жизнь. Ответ: дело человека - ценнее ее жизни. «Я уважаю то, что живет дольше, чем люди»,- пишет Сент-Экзюпери. Его книги восстанавливают разрушенную веру в нравственные и благородные цели. Звездный путь людей и человечества - то дорога веры и надежды, дорога благородных порывов и душевной красоты. Бесконечность этого пути отстаивается в «Ночном полете».
В 1939 году Сент-Экзюпери опубликовал свою книгу «Планета людей». Это произведение трудно отнести к какому традиционного литературного жанра. Писатель видм-вляється от сюжета, единство произведения достигается благодаря движению философской мысли автора. «Планета людей» - образец интеллектуально-лирической прозы. Однако эту книгу во Франции было отмечено премией, присуждаемой романам: настолько поразила современников эта страстная, поэтическая проза. По жанровым признакам «Планета людей» - синтез репортажа с философским эссе. Фрагменты, сюжетно завершены, своеобразные вставные новеллы (про друзей - летчиков Мермоза и Гійоме, о негра Барка) входят в книжку на равных правах с разделами пейзажными, публицистическими, философскими. По жанру книга близка к философской совести эпохи Возрождения .и произведений Дидро и Вольтера, но она глубоко современная материалом и подходом к его изображение. Это разговор автора с читателем, это рассказ об увиденном и пережитом, это приглашение вместе задуматься над проб-проблемами века. Книга разделена на восемь разделов, объединенных, как всегда у Сент-Экзюпери, могущественной личностью автора - лирического героя, участника или свидетеля событий. «Планета людей» .
Земля лучше все книги помогает нам понять самих себя. Потому что она оказывает нам сопротивление. Человек узнает себя в соревновании с препятствиями. Однако, чтобы преодолеть их» нужное орудие. Нужен рубанок или плуг. Ходя круг земли, земледелец понемногу вырывает у природы некоторые из ее тайн и добывает всечеловеческую правду. Так же и самолет - орудие, которое прокладывает воздушные пути,- приводит человека к всех извечных вопросов.
Далее автор вспоминает свой первый ночной полет над Аргентиной, свою работу пилотом в 1926 году на почтовых самолетах между Францией и Южной Америкой. Анри Гійоме, друг писателя, которому и посвящена эта книга, учит его ремесла летчика. В «Планете людей» Сент-Экзюпери впервые рассказал о своих товарищей - пионеров французской гражданской авиации Жана Мермоза и Анри Гійоме.
Мермоз прокладывал новые воздушные пути над пустыней Сахара, затем - над Андами, осваивал ночные полеты: «Ночь был потушен, и Мермоз взялся к оке-ану... Так Мермоз покорял пески и горы, ночь и море. Не раз пески и горы, ночь и море поглощали его. Но он возвращался, снова отправлялся в дорогу».
Осмысливая жизнь через призму своей профессии, Сент-Экзюпери пытается понять, чем профессия летчика обогащает человека, а через нее и все человечество. «Поначалу казалось, самолет отдаляет человека от природы,но нет, еще более властными становятся ее законы». Летчик мыслит масштабами созвездий и континентов, он - человек действия.
Мермоз проработал двенадцать лет и однажды не вернулся: «... длинная труд Мермозова завершена, и он пошел па покой - так засыпает жнец в поле, честно связав последний сноп».
Писатель стремится осмыслить нравственные уроки жертвенной преданности Мермоза и Гійоме своему ремеслу. Они пришли в авиацию, как другие идут в монастырь». Ради чего они работают и рискуют? Ради материальных благ? «Величие всякого ремесла, быть может, прежде всего в том и состоит, что оно объединяет людей: ибо нет на свете ничего дороже над узы, соединяющие человека с человеком».
Сент-Экзюпери славит братские связи между людьми. В армии, на заводе, в спортивной команде человек, забывая о самой себе, находит себя. Через всю книгу проходит мысль автора о величие всякого ремесла, которое объединяет людей, об ответственности человека за себя и за других. «Мы дышим полной грудью лишь тогда, когда связаны с нашими собратьями и имеем общую цель; и мы знаем по опыту: любить - это не значит смотреть друг на друга, любить - значит вместе смотреть в одном направлении».
Постепенно тема ответственности человека за все, что происходит на земле, становится главной в творчестве Сент-Экзюпери.
Быть человеком - это и значит чувствовать, что ты за все отвечаешь. Паленіти со стыда за нищету, хотя она вроде и не по твоей вине. Гордиться победой, одержанной товарищами. И знать, что, муруючи, помогаешь строить мир.
Таким человеком является летчик Анри Гійоме. После аварии он на протяжении пяти дней, несмотря на голод, физическую истощенность, не теряет самообладания и прилагает все усилия, чтобы добраться до людей. Его поддерживает мысль, что в него верят жена и товарищи, поэтому и он преодолевает все препятствия. После рассказа о подвиге и удивительное спасение Анри Гійоме идут размышления автора о пилота и авиацию, воспоминания о детстве, о происшествии, пережитую Сент-Экзюпери в Аргентине, про аварию в Ливийской пустыне, когда, затерявшись в песках, он едва не погиб от жажды. Все сюжеты объединяет такой тезис: «Мы - экипаж одного корабля».
Почти все поэтические открытия, что нашли воплощение в книге, осуществлены в дороге: в самолете, в поезде, в разных странах. «Планета людей» - путешествие автора в пои-ках истины. Сент-Экзюпери, большую часть жизни проведя в полетах, в странствиях, ценит «корни» и «связи», что образуют постоянство мира, без которой человек чувствует себя чужой всем (новелла - притча о чернокожего невольника Барка).
В «Планете людей» автор размышляет о хрупкости нашей цивилизации, о постоянные угрозы войн, природных катаклизмов и т.д. Сент-Экзюпери имел возможность разглядывать земные пейзажи с высоты нескольких тысяч метров. Это выработало у него своеобразную точку зрения: «Боже, какая эта пустынная планета!» Самолет как «инструмент анализа» помог пилоту увидеть настоящие очертания планеты. Писатель говорит об опасности разрушения гармонии человеческих отношений, взаимоотношений с окружающим миром. Его тревожит, что с бурным развитием материальной культуры XX века духовная культура становилась для человека второстепенной необходимости. С глубоким волнением, с душевной мукой думает он о тех, кто в этом мире обречен на убожество - и материальное, и духовное.
В повести появляется библейский образ Глины (глины), из которого вылеплено человека. Сент-Экзюпери рассказывает о своей встрече в поезде с рабочими - поляками, выселенным из Франции и обречены на нищенство. «Под какой страшный пресс они попали? Что их так изуродовало?.. Почему же такой ущербный благородный Глей, что с него вылеплено человека?» Бездуховность лишила этих несчастных человеческого облика. Писателя мучает то, что «в каждом из этих людей, возможно, убит Моцарт». Чтобы не высох, затвердел тот библейский Глей, чтобы душа была жива,- нужно развивать в себе духовность.
«И только Дух, коснувшись Глины, творит из нее Человека». Это последние слова повести «Планета людей». Писатель болезненно стремится найти истину, веру, способную одухотворить и объединить людей.
Самая яркая черта стиля Сент-Экзюпери - афористичность, присущая лирико - философской прозе вообще. Мысли автора выражаются в законченных сентенциях, суждениях, афоризмам: Правила похожи на религиозные обряды: они кажутся нелепыми, но они формируют людей.
Истина человека - это то, что делает ее человеком.
Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.
Сент-Экзюпери говорит как мыслитель, используя точные слова и неопровержимые доказательства. Но одновременно он говорит как поэт.
Люди и даже неодушевленные предметы якобы оживают под его пером. Образы поражают новиВНОй, неожиданностью, и, как правило, они связаны с его профессией: «водоем ночного неба», «небесная яблоня должна была уронить еще и плоды» (метеориты).
Сент-Экзюпери часто использует образы - символы. Символика - одно из средств художественного обобщения, концентрации смысла. Тяготение к символике обычно связано с притчевой манере повествования, что естественно для писателя - моралиста. Однако при всей назидательности его притч Сент-Экзюпери не дидактик, а прежде всего поэт. Образы - символы просты и универсальны: вода, дерево, сад, роза, садовник, огонь. Огоньки на земле во время ночного полета - маяки, «живые звезды», «известие от человека человеку», «каждый огонек извещает о чуде человеческого духа».
Для писателя, который проводил большую часть своей жизни в странствиях, важна символика «дома», «корни», «связей». В «Планете людей» он пишет: «... не в том чудо, что дом укрывает нас и греет... Чудо в том, что незаметно он передает нам запасы нежности». Дом связан с воспоминаниями детства, это духовная родина человека, И не только дом детства, а любой настоящий дом был для писателя чем-то близким к храму (это одна из важных тем в «Планете людей»).
Символика воды достигает ее мифологического значения: «...надо поверить в воду, как в Бога... Вода дороже золота, малая капля воды высекает из песка зеленую искру - росток». Вода в художественном мире Сент-Экзюпери - источник всякого существования, олицетворение творческих способностей, живой силы, бессмертия.
Образ Дерева в «Планете людей» - символ не только неисчерпаемости жизни, но и символ родного края. Дерево соединяет небо и землю, олицетворяет общность. «Мы - ветви одного дерева»,- говорит о человечестве Сент-Экзюпери.
Повесть «Планета людей» - наиболее фактологическая и биографическая. В предыдущих произведениях личный опыт писателя сочетался с художественным вымыслом, а в этой книге появляются реальные факты и реальные люди. Кажется, автор отвергает литературные условности, отказывается от выдумки, отдавая предпочтение точности. Пи-сьменник выбирает кратчайший путь к читателю, выражая свои мысли не только опосредованно - через поэтические образы, но и в прямых авторских сентенциях.
Сам Сент-Экзюпери в одном из писем так определил свою цель: «Я писал «Планету людей» страстно, чтобы сказать моему поколению: Вы - обитатели одной плане-ты, пассажиры одного корабля».
«Планета людей» прозвучала для современников яркой и сильной художественной проповедью. Перед угрозой войны, надвигающейся она воспела «чудо человеческого сознания», способность людей сотрудничать несмотря на все различия во взглядах, призывала к единению. Это произведение имел особый успех у современников писателя, прежде всего во Франции и США. «Планету людей» читают сейчас во всем мире, потому что в этой повести утверждается идея человеческого единства.
Пафос моральной философии Сент-Экзюпери заключается в том, что он боролся против отчуждения личности. Трагедия человека XX века - в ощущении своего одиночества, в страхе перед гибелью мира. И писатель стремится освободить человека от трагического мироощущения. Сент-Экзюпери часто повторял: «Я дитя своего дома, я принадлежу Франции». И именно поэтому он так остро чувствовал свою связь со всей планетой людей. У человека должно быть ощущение своей принадлежности хотя бы к простейшему сообщества, и это уже связывает ее со всеми другими. «Мы друг для друга путешественники, различными путями спешат к месту общей встречи» («Письмо к заложнику»).
Своеобразие стиля Сент-Экзюпери в том, что, несмотря на философичность, в его книгах отсутствуют сухие абстракции, а сложные философские понятия и проблемы становятся жизненными благодаря ярким художественным образам. И это вполне понятно: ведь Сент-Экзюпери - художник, он мыслит образами и именно образами. Моральная философия выводится непосредственно из реального жизненного опыта: полетов, аварий, побед, о которых рассказывается в стихах и с воодушевлением.
Язык книги отличается поэтичностью и простотой, яркой обраВНОстью, новой метафоричністю: «климат грусти», «пейзаж сердца», «плотность тишины». Благодаря такому сочетанию несочетаемого привычные истины воспринимаются по-новому, необычно раскрывается их содержание, а это заставляет задуматься человека, тревожно всматривается в окружающую жизнь, ищет и не находит ответы на вечные вопросы.
«Планета людей» вышла слишком поздно: война уже охватывала Европу, члены одного экипажа - человечества, обезумев, начали уничтожать себя.
Повесть «Военный летчик» (1942) по форме - репортаж о событиях одного дня: о полете французского самолета - разведчика до города Арраса, который оказался в немецком тылу. Полет над гигантской битвой в часы всеобщей растерянности и отчаяния открывает не только ужас и бессмысленность всего, что происходит, но и неизбежность победы над нечеловеческими силами. Повесть полна мучительных раздумий о духовном вырождении людей. Отсюда печальный, элегический тон авторских размышлений. Нужно победить эгоистической разобщенности людей, соединить их общностью благородных целей ради спасения человечества от фашизма - такая позиция Сент-Экзюпери. А потому необходимо действовать, принимать участие в борьбе с нацизмом, и тогда обновятся утраченные духовные ценности. В «Военному летчику» есть замечательные слова: «Ремесло свидетеля всегда вызывало у меня отвращение. Если я не участвую, то кто я? Чтобы быть, мне нужно участвовать».
Писатель оставил незавершенным огромный рукопись, который по объему составляет едва ли не половину всего, что им написано. Рукопись опубликована в 1948 году под условным названием «Цитадель». По форме это рассказ молодого берберского вождя жизненные наставления своего отца, по сути - размышления, поучения, наставления пророка. Эта книга, по замыслу автора, должна помочь каждому построить в своем сердце цитадель человечности.
Об уважении к человеку, об ответственности каждого человека за вселенную написал Антуан де Сент-Экзюпери мудрую и печальную сказку «Маленький принц» (1943). Это один из самых поэтических его произведений. Андре Моруа считал, что «Маленький принц» - «детская книга для взрослых», а сам автор предупреждал: «Я не хотел бы, чтобы мою книгу читали ради забавы». Сент-Экзюпери сам нарисовал иллюстрации к «Маленькому принцу», и теперь это произведение всегда печатают с рисунками автора.
«Маленький принц» - философская сказка - притча. Ее вряд ли можно толковать однозначно; каждый читатель может взять из повествования философа - поэта лично для него значимое.
Появление маленького принца в пустыне, его встреча с летчиком, который потерпел крушение,- это символическое напоминание взрослому о его «внутреннюю родину» - детство, которое всегда с ним. А исчеВНОвение принца - трагедия взрослого, в душе которого погибает ребенок.
Сказка полна удивлением светлой существа перед уродством жизни взрослых. Жители планеток, что их посещает герой сказки, демонстрируют ему человеческие пороки в их обнаженной, доведенной до абсурда гротесковій форме. Ведь, согласно сказочной традиции, эти фигуры выступают как определенные символы. Маленький принц много чего не понимает во взрослых людях, а главное - их безразличия к жизни и других людей.
Сент-Экзюпери снова восстает против потери людьми человечности: «Мне обидно за мое поколение, которое полностью лишено человеческой сути». Не потому ли и сама поэтическая сказка Сент-Экзюпери звучит как исполненный отчаяния крик одинокого человека в пустыне жизни?..
Сказка Сент-Экзюпери возвращает людей к вечным ценностям. Человек не может жить одиноко. Маленький принц путешествует, чтобы найти друга. Обряд его посвя-щение в тайну человеческих отношений начинается на Земле. Первое существо, которое он встречает,- гадюка. Героиня многих легенд и сказок, гадюка (змея) стережет источника мудрости или бессмертия, олицетворяет волшебные силы. У Сент-Экзюпери она символизирует чудодейственную силу, горечь приобретенных человеком знаний, мудрость и жестокость.
Другой важный символический образ - Лис. Он появляется перед мальчиком как один из «ста тысяч других лисиц». И открывает ему большой секрет человеческих отношений: прирученный, он становится для маленького принца единственным из многих. Эпизод с Лисом - ключевой в сказке, в словах Лиса - символ веры писателя: познать что-то можно только полюбив.
«Узнать можно только те вещи, что приручиш,- молвил Лис. - Людям все не хватает времени что-то познать. Они покупают готовые вещи в магазинах. И ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и поэтому люди больше не имеют друзей».
«Приручение» заключается в «создании уз»; человек, прирученное нами, нуждается в нас, так же, как мы нуждаемся в ней. Ведь мы несем ответственность за тех, кого «приручили». Лис учит маленького принца: «Ты для меня всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен... И как ты меня приручиш, мы станем нужны друг другу». Любовь не только связывает нас с другими существами, но и помогает нам лучше понимать окружающий мир, обогащает нашу жизнь: «Только сердце видит. Самого главного глазами не увидишь».
Третья важная символическая фигура в сказке - Роза, которую маленький принц выращивал на своей планете. Глубокое понимание психологии любви, которого с помо-щью Лиса достигает маленький принц, усиливает его желание вернуться домой, потому что он еще острее почувствовал свою ответственность и за судьбу Розы, и за судьбу своей планеты.
Творчества Сент-Экзюпери присущи сквозные символы, например: вода (родник, колодец) - «окно жизни», ее мифологическое значение - «живая вода», то есть источник жизни, возрождения, творчества, бессмертия. И когда в пустыне маленький принц находит колодец, он не только утоляет жажду. «Я поднял бадью с его уст, Он пил, закрыв глаза. То была наилучшая учта. Вода и была не проста... Она была как подарок сердцу».
Книги Сент-Экзюпери продолжают читать во всех уголках Земли, потому что они рассказывают о смысле жизни, излучают человеческое тепло. Прощаясь с летчиком, маленький принц говорит: «И когда ты втішишся (в конечном счете всегда утешаются), ты будешь рад, что знал меня когда-то. Ты всегда будешь моим другом».
Знакомство с творчеством Антуана де Сент-Экзюпери приносит большую радость духовного общения с Человеком, Другом, Философом, Художником.