ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Новейшая история зарубежной литературы

ЛИТЕРАТУРА АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАН

Ричард Дэвид Бах (нар.1936 г.)

 

Американский писатель современности, автор произведений «Мост через вечность», «Чужой на Земле. Биплан», «Бегство от опасности», «Ничто не случайно», «За пределами разума», «Единственная» и др.

Родился Ричард Дэвид Бах в 1936 году в г. Оук-Парк. Он был праправнуком композитора И. С. Баха.

В течение четырех лет учился в Калифорнийском государственном университете. Увлекался самолетами, работал пилотом - каскадером в кино, пилота тактических испытаний ВВС. Автор технической литературы и летных инструкций.

Хотя авиация стала его настоящей страстью, Ричард Бах всегда мечтал стать писателем, писать о том, что его увлекало и волновало.

Рассказы и очерки писателя - драгоценный материал простого понимания и самой элементарной любви, на которой основывалась пирамида его творчества, которая вершиной своей поднялась в обитель высочайшего понимания Истины - сущности и сердцевины бытия Мироздания. Книги Ричарда Баха - ведущий путь в мир познания себя и своих возможностей.

Идеи, которые увлекали писателя, оказались важными для многих читателей.

Первой супругой Баха стала Лесли Перриш, с которой он познакомился во время съемок фильма по его книге «Чайка Джонатан Ливингстон» в 1973 году. После рождения шести детей супруги развелись потому, что Лесли потеряла веру в семью и брак. В апреле 1999 года Ричард Бах женился с Сабиной Нельсон-Олексонулос.

Писатель Бах признавался, что не любил писать книги: «Если я только могу повернуться к какой-нибудь идее спиной, оставив ее там, во мраке, за порогом, то я не возьму в руки перо. Но время от времени передняя стена внезапно с грохотом разваливается, осыпая все вокруг водопадом стеклянных брызг и кирпичной крошкой, и кто-то, переступив это все мусор, хватает меня за глотку и нежно говорит: Я не отпущу тебя, пока ты не втілиш меня словами и не запишешь их на бумагу».

«Чайка Джонатан Ливингстон» (1970) - одна из главных книг XX вв. Это краткая и мудрая притча о большой мечте, которая живет в душе каждого человека, - мечту о полете, о призвание, мечту о безграничной совершенство.

Идея написания книги возникла у автора в 1959 году и была реализована через восемь лет. Писатель считал, что он не автор произведения, а лишь медиум. Однажды, прогуливаясь по туманному берегу канала Белмонт Шор (штат Калифорния), услышал Голос, который произнес загадочные слова: «Чайка Джонатан Ливингстон». Повинуясь Голосу, он сел за письменный стол и записал марево, что прошло перед его глазами, как кинофильм. Но на этом история почти закончилась. Сколько писатель не пытался собственноручно продолжить повесть, ему это не удавалось, пока за 8 лет пригрезилось продолжение. Повесть не сразу поразила издателей и читателей, попытки издать ее отдельной книжкой закончились неудачно. Только после того, как книга была иллюстрирована великолепными фотографиями фотографа - анималиста Рассела Масона, она стала успешной.

По жанру - это иносказательно-философская повесть о назначении человеческой жизни. Ричард Бах задумал написать о птице, который мечтал пройти сквозь стену ограничений и запретов, проявив настойчивость в преодолении своих ограниченных возможностей, уверенность в необходимости борьбы за достижение своей цели.

Имя чайки Джонатан Лінвінгстон - имя знаменитого американского летчика 30-х годов XX ст.

Притча состоит из трех частей, эпиграфа: «Истинному Джонатану - Чайке, живущей в каждом из нас».

Главный герой - Чайка Джонатан Ливингстон - был не таким, как вся стая. Его не привлекала пища, он мечтал научиться летать, понять, что надо сделать, чтобы ускорить полет. Ради реализации своей цели отказался от еды, несмотря на скот, потому что имел одни кости и перья. Такую позицию Джонатана в стае никто не понимал, даже его родители, которые постоянно напоминали сыну о вечном призвании чайки - летать для того, чтобы есть. Поэтому поведение героя воспринималась другими как своеобраВНОе противопоставление, желание остаться свободным и независимым от общепринятых законов, стремление заглянуть в будущее, вызывать у других желание к совершенству и изменения жизненного уклада.

Чайка Джонатан работал на пределе своих возможностей, пытался быть сосредоточенным и осторожным, однако часто терпел неудач. Иногда падал на поверхность воды так больно, что ему казалось, будто разбился. В такие минуты старался быть нормальным Чайкой, осознавая, что так будет лучше для всех. Потом осознавал, что терял связь с Силой, которая заставляла его искать знания. Это побудило вновь осваивать свой страх и основы искусства высшего пилотажа, оставаться верным своей мечте.

Счастливый и окрыленный радостью открытия собственного Прорыва (все научатся летать, получат свободу), он ждал признания стаи. Однако его позвали к Кругу с целью отлучить от себя, обрекли на одиночество из-за безответственность и нежелание покориться. Все члены стаи были убеждены в одном: никому из чаек не дано понять смысл жизни, потому что они приходят в мир для того, чтобы есть и за счет этого как можно дольше в нем существовать.

Непонятный, непокоренный, одинокий, остаток своих дней чайка Джонатан провел в изгнании. Герой не упрекал себя, не жалел о цене, которую пришлось заплатить за свое стремление быть первым среди других в поиске Прорыва. Единственное, что беспокоило его, - это отказ других чаек поверить в славу полета. Причины такого порочного жизни он усматривал в страхе, злобе и скуке.

Чайка Джонатан не один имел желание научиться мастерски летать. Были стаи чаек, которые мастерски летали и постоянно совершенствовали свою технику полета. Ему повезло встретиться с такими умными птицами, вернуться на их землю, быть принятым в их стаю.

Чайка Джонатан видел, что для каждой чайки самым весомым в жизни было совершенствование полета и самого себя. Ему было очень хорошо с умными птицами. Он многому научился у своих братьев, у него даже были ученики. Однако по природе Чайка Джонатан был рожден для того, чтобы открывать истину для других. Ему больше всего хотелось вернуться к своей, родной, стаи и обучать своих братьев красиво летать.

Возвращаясь в родные края, Джонатан встретился с Чайкой Флетчер Линд, которого выгнали за любовь к полету. Он стал идеальным учеником Джонатана. Через три месяца к ним присоединилось еще шесть учеников чаек - изгнанников, которых захватила идея летать ради полетов. Когда все они достигли определенного мастерства, Чайка Джонатан сообщил им о том, что настало время вернуться к родной стае. Однако ученики не разделяли мнений своего учителя, ибо знали, что без разрешения нельзя возвращаться туда, где их не ждали и не звали. Убедительными для них стали такие слова Чайки - учителя: «Мы свободны, а потому имеем право идти туда, куда хотим, и быть самими собой везде, где находимся». Именно эти слова пробудили у птиц дух свободы, независимости, гордости и желание не подчиняться другим, показать, что они могут жить еще лучше и без стаи.

Возврат и полет чаек - вигнавців захватил шайку, которая, несмотря на запрет Главы, вступила с ними в общение. Постепенно вокруг Джонатана и его учеников появлялись птицы, которые приходили ночью, чтобы слушать объяснения учителя. Сначала они прятались, боялись быть разоблаченными. А уже через месяц от стаи отделилась первая чайка Терренс Лоуєлл, которая стала восьмым учеником Джонатана. Вслед за ней из стаи ушел Керк Мэйнард.

Тысячи птиц любовались полетом Джонатана и его учеников, прислушивались к словам учителя, не обращая внимания на то, что их могут увидеть. Ежедневно количество чаек увеличивалась. В стае про Джонатана говорили раВНОе: он или Бог, или дьявол. Большинство все же склонялось к второго утверждения. Вместе с тем ничто не останавливало Чайку Джонатана в своем стремлении изменить жизнь чаек на лучшее. И когда он увидел, что его ученики уже не нуждались в помощи, навсегда покинул их, выполнив свою миссию на земле. Его смерть - это переход к новой жизни и новых страданий.

Автор подвел читателя к выводу:

• ненависть и злоба не могут быть тем, что нужно любить;

• надо перенимать у других лучшее, что они имели;

• необходимо воспользоваться пониманием, выйти на небывалые плоскости самосознания и самосозидания, чтобы понять главное.

Мораль притчи: миссия каждого заключается в том, чтобы стать более совершенным, любящим, таким, каким только каждый в состоянии быть. На этой дороге никому не гарантирована потеря старых друзей (даже семьи), однако не надо заморачиваться этим, через некоторое время появятся новые. Необходимо каждому помнить и не забывать о том, что во всех испытаниях их будет поддерживать безграничная сила света.

В 1973 году американский режиссер Холл Бартлетт экранизировал повесть.

Спектакль столичного Свободного театра по мотивам «Чайка Джонатан Ливингстон» уже почти 10 лет не сходит со сцены. 18 января 2004 года актеры сыграли этот спектакль сотый раз.

Аллегоричность повести: стая чаек - нашу повседневную жизнь;

полет Джонатана Ливингстона - свобода;

стремление совершенствовать полет - путях человеческого самосовершенствования, желание познать смысл бытия и осмыслить свой статус в мире.

Много критиков, рецензентов отметили в повести наличие евангельских и буддийских мотивов. Библейско-евангельский сюжет оказался в обранництві и изгнании, возврате к тем, «чей разум открыт к знаниям», учениках - апостолах, чудесах, посещении рая для чаек, смерти и воскресении. Вместе с тем подчеркнуто, что в притче отсутствует любой религиозный пафос. Как доказательство, приведем цитаты из произведения: «Вера здесь ни к чему... Даже в случае обычного умение летать на одной вере далеко не залетиш». Наставляя своего ученика, Чайка говорил ему: «Не давай им распускать про меня нелепые сплетни. Или делать из меня бога, хорошо, Флетч? Я чайка. Ну, разве что люблю летать».

Буддийские мотивы оказались в преобразовании, основой которого стало страдания. «Мы перелетаем из одного мира в другой... А чтобы понять совершенство, на это ушла еще добрая сотня жизней». В притче акцентировано внимание не на развитии образа Джонатана Ливингстона, а на основном постулате буддизма - идеи перерождения и достижения совершенства. «Цель жизни - поиск совершенства, а задача каждого из нас - максимально приблизить его проявление в самом себе, в собственном состоянии и поведении. Закон на всех уровнях бытия - один и тот же: свой следующий мир мы выбираем посредством знания, которое нашли здесь. И если здесь мы отдаем предпочтение невежеству, то знание наше осталось дотеперішнім, - следующий наш мир ничем не будет отличаться от нынешнего, все его ограничения сохранятся, и таким же неподъемным будет гнетущий груз непонятного вызова».

Присутствие евангельских и буддийских мотивов критики объясняли расцвет в 60-70-х годах XX в. молодежного движения хиппи, представители которого отказались от потребительского взгляда на жизнь, утверждали культ свободы, любви, провозгласили своими кумирами Иисуса, Будду, Ганди, обратились в восточных учений.

Рэй Брэдбери отозвался о повесть - притчу так: «Эта книга Ричарда Баха действует сразу в двух направлениях. Она дает мне чувство Полета и возвращает мне молодость».

«Карманный справочник Мессии». Не смотря на то, что произведения Г. Баха не содержали предисловия и послесловия, это произведение начался со своеобраВНОго вступления. Автор сообщил о том, что пользоваться справочником. Его научил мессия Дональд Шимода. После смерти мессии (которого вроде бы убили местные жители, решив, что он колдун) писатель развернул справочник и прочитал: «В этой книге все может показаться ошибкой». В гневе он бросил книгу в поле (штат Айова), а затем навсегда покинул это место и никогда не бывал на том поле. Через двадцать лет получил бандероль с произведением и вложенным письмом, в котором сообщалось, как была найдена книга во время работы на поле, а также высказывалось мнение, что она - собственность писателя, которая почти не пострадала, и должна была принадлежать ему. Обратного адреса не было. Ричард Бах развернул книгу. Опять же те же слова «В этой книге все может быть ошибкой». Писатель еще раз закрыл глаза, взял книжку в руки и спросил: «Дорогой удивительный томик, зачем ты ко мне вернулся?» Ответ был такой: «Все люди, все события в твоей жизни возникают потому, что призвал их туда ты. Что ты будешь делать с ними - решать тебе».

Ричард Бах решил предоставить возможность читателю самому в любое время развернуть книгу и перечитать ее всю, прислушиваясь к шепоту мудрости. Используя справочник, закрыв глаза, можно задавать вопросы, разворачивать книгу на любой странице, выбирать правую или левую сторону, открывать глаза и читать ответ. Размещены на каждой странице справа и слева стихотворные строфы - это философские обобщения по вопросам смысла бытия, понимание любви и ненависти, гнева и страха, роли знания и стремление к совершенству, испытание человека на земле, познания самого себя и т.д.

Все секреты предельно просты для их осознания и восприятия. Некоторые идеи, изложенные в справочнике, высказывались прозаиком в других его книгах.

Автор утверждал: гарантия на сложное и счастливую жизнь содержится в следующем:

1. Необходимо определиться с тем, что любишь делать больше всего на свете.

2. Делать то дело, которое нравится, несмотря на любые преграды.

3. Дарить другим то, чему научился, но только тем, кто понимает ценность такого дара и хочет его иметь.

Итак, написанная Ричардом Бахом книга - это своеобразный инструктаж о том, как спасти мир и усовершенствовать себя.

«Мост через Вечность» - произведение во многом автобиографическое. В жизни Ричарда Баха фактически все было почти так, как описано в романе. Правда, в некоторых местах автор вольно обошелся с хронологией, некоторые персонажи взял с реальных людей, большинство имен придумал. В этом произведении рассказывалось о поиске Великой Любви, смысла бытия и встречи с Единственной Женщиной.

Книгу писатель начал с посвящения к Лесли, которая научила летать автора. Она состояла из 49 глав, которым предшествовал эпиграф Е. Е. Каммингса: - как же мы счастливы: ты и я, чей дом лежит вне времени; мы, спустившиеся с благоухающих гор вечного сейчас, чтобы поиграть в рождение и смерть день - другой (а возможно и меньше).

Мост через Вечность - это то единственное, что никогда не закончится на Земле, это-Любовь между мужчиной и женщиной.

Главный герой - Ричард Бах, летчик, писатель, актер и философ, человек слишком талантливая и одаренная. Родился в семье священника, учился в средней школе им. Вудро Вильсона в Лонг-Бич, Калифорния. Через ненависть к английской грамматики в последний год своего обучения в школе выбрал курс Литературное Творчество. Потом был колледж, в котором учился первый и последний год, потому что встретился с Бобом Кічем, который стал его летным инструктором. Летные уроки в корне изменили всю жизнь Ричарда. Писать перестал после школы. Не писал, пока не уволился из ВС, не женился, не понял, что не может переносить однообразную работу. Популярность к нему пришла не сразу. Пришлось много поработать, не теряя надежды на лучшее.

На жизнь герой зарабатывал тем, что катал на биплане пассажиров. Материально был обеспечен, однако чувствовал одиночество. Мечтал о встрече с женщиной, которая имела бы родственную им душу, была бы человеком сильным, в славе своей ему равна. Вместе с тем был убежден, что такую женщину найти трудно, потому что уже и сам не такой податливый, как раньше, кроме того, стал умнее, прошел определенную фазу открытости, имел опыт негативного супружеской жизни. Ричарду хотелось, чтобы она была почти такой, как он, и даже физически красивее за него, поскольку обожал красоту; чтобы она разделяла все его взгляды, не курила сигарет, не употребляла наркотиков; чтобы ничего не боялась, особенно самолетов, была самодостаточной и не грезила о приключениях, понимала юмор и иронию, не была скрягой, любила животных. Он даже составил на девяти страницах своеобразный список под названием «Совершенная женщина». Однако осознавал, что таких требований не мог удовлетворить никто, даже он сам. Однако каждый день герой все больше убеждался в том, что наступит тот день, когда он встретит ее.

Ради своей мечты Ричард продал биплан и отправился во Флориду на поиски любимой. Он жил за счет собственных книг, что стали популярними. их выдавали в Японии, Англии, Германии, Франции. На банковском счету героя было 1 млн 397 тыс. 355 608 долларов центов. Не смотря на то, что он был популярным, выступал на телеканалах, имел два больших дома, десять аэропланов, сердце его, как и раньше, оставалось одиноким.

Став богатым и знаменитым, герой искал ответы на вопросы, как себя вести, что делать с популярностью, с деньгами. Он понимал, что теперь гораздо сложнее найти женщину своей жизни, поскольку никогда не сможет узнать правду: полюбили его или его деньги. А их у него было так много, что он не знал, что с ними делать. Нанял финансовых менеджеров и отдал их под контроль специалистов. Сам же устраивал шоу по высшему пилотажу, писал книги. Размышляя, пришел к выводу, что единственная, по-настоящему родственная им душа, может быть собрана только из многих людей; счастье - это когда большое количество женщин, самолетов. Хотя и убеждал себя, что женщины его мечты не существовало, ее образ постоянно преследовал его.

В Голливуде во время съемок фильма по написанной им книгой встретился с актрисой Лесли Перриш. Она была слишком привлекательна, вокруг нее чувствовалось какое-то поле уверенности, положительное отношение к жизни было привлекательным. Героиня, как и он, тоже имела негативный опыт брачной жизни, жила уединенно, потерпела славы. Карьеру начала с того, что стала моделью. Потом занялась политикой: участвовала в антивоенном движении, возглавляла комитет обозревателей, выступала против американского правительства, который поддерживал войну во Вьетнаме. За смелость выступлений против власти подверглась судебным преследованиям, ее отравляли слезоточивым газом во время демонстрации, угрожали убить. Ничто не могло запугать и остановить героиню. Она стала одним из основателей телеканала KVST на телестанции Лос-Анджелеса. Ее называли богатой расисткой, в нее стреляли. После развода с мужем она имела много влиятельных и состоятельных любовников, однако никто так и не смог сделать ее счастливой. Более всего Лесли ценила духовную близость и способность доставлять радость другому человеку.

Героиня имела способности и навыки, которых не было у Ричарда. Она делала то, что было недоступно ему. Очень любила цветы, выращивала их, ухаживала за ними. А еще она обожала своего кота. Лесли была женщиной, которую не надо было спасать, представлять в обществе, потому что ее, как актрису, знали, любили и уважали.

Ричард и Лесли обрадовались, когда познакомились. Он очень часто прилетал к ней из Флориды, играл с ней в шахматы, не была она ему чужой и в постели.

Лесли, как и Ричард, имела тоже свои требования к мужчине. По ее представлениям, стопроцентный мужчина - умный, имеет творческие способности и чувство юмора, умеет глубоко чувствовать, любит знания и постоянно расширяет свой кругозор, не курит сигарет, не употребляет наркотиков. Он должен быть красивым, высоким, стройным, с крепкими руками, чувственным, ласковым, любящим, страстным, сексуальным, эмоционально уравновешенным, честным, порядочным, высокодуховным, но не принадлежать к определенной организованной религии, любить котов. Следовательно, их требования были схожими, поэтому герои остались вместе. их переполняло одно чувство - чувство любви. Вместе с тем они боялись потерять свободу, потому что были уверены, что именно брак приносит людям лишь одно несчастье - лишает их свободы.

Постепенно их дружба переросла в любовь. Первым это почувствовал Ричард. Он пытался убежать, сменить фамилию, чтобы никто не узнал, что случилось с ним. Однако понимал, что преодолел немалый путь, чтобы найти возможность научиться любить другого человека. Перед ним стал действительно самый важный в жизни выбор - две разных жизни: в одном - Лесли, а в другом - его безопасность. Герой колебался. Сделать выбор помогла любимая. Она хотела постоянно быть с тем, кого любила, кем восхищалась, кто испытывал к ней те же чувства, что и она. Ее уже не устраивал его поиск других женщин, его флирт с ними, а также использования, отсутствие с его стороны шагов к любви. Поэтому она поставила ему условие: или они вместе, и она единственная женщина его жизни, или они - только друзья.

Ричард уже не мог жить без Лесли, кроме того, возникли финансовые проблемы: жбан - крутував, необходима была помощь и понимание близкого человека. Все это ему могла дать только она. Герои стали жить вместе. Лесли оставила Голливуд, Ричард продал дом во Флориде. Они поселились среди пустыни возле аэродрома для планеров - Планерного центра Эстрелла. Он научил ее летать. Лесли овладела планер. Так прошло четыре года. Однако поженились они лишь тогда, когда у него уже не было больших денег, большая часть аэропланов была продана. Он имел только одну, Единственную женщину, его жизнь приобрела настоящего смысла.

Писатель подвел читателя к таким выводам:

• чем умнее становится человек, тем ему сложнее жить в согласии с кем -; чем больше она знает, тем лучше для нее жить отдельно, самой по себе;

• если человек достаточно жестокая, если сопротивляется целью жизни, тогда от нее отступает даже родственная ей душа, оставляя ее в одиночестве;

• будешь всегда одиноким, будешь всегда кого-то искать, пока в жизни не найдется места для человека, не менее важной, чем ты сам;

• двое грустят только тогда, когда ментально и духовно далеки друг от друга;

• если хочешь, чтобы кто-то остался в твоей жизни, никогда не относись к нему равнодушно и эгоистично.

Вывод книги: Смысл бытия - в ЛЮБВИ. Все меняется, исчезает, теряет смысл, кроме главного - Любви. Любовь - ВЕЧНОСТЬ.

 

Особенности художественного метода Ричарда Баха:

• максимум правдивости;

• использование ритма;

• пауза в определенных местах текста;

• спектр узкой внимания к событию;

• описание техники и мастерства полета;

• использование цитат из предыдущих произведений;

• философичность и афористичность.