ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Новейшая история зарубежной литературы

ЛИТЕРАТУРА АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАН

Джон Апдайк (род. 1932 г.)

 

Родился в семье учителя, нидерландского эмигранта, его мать по происхождению была немкой. После окончания школы в родном городке изучал английскую литературу в Гарвардском университете, который окончил в 1954 году.

За год до этого женился на Мэри Энтвистл Пеннігтон, с которой прожил 14 лет и имел четверых детей (второй брак - в 1977 году с Мартой Раглз Бернард). В 1954 году с успехом сдал выпускные экзамены на годичных курсах живописи в Оксфордской школе искусств (Англия), однако свою давнюю мечту стать художником в компании Уолта Дфіснея так и не осуществил.

Дж. Апдайк принадлежал к тому послевоенного поколения писателей США, которое пришло в литературу с университетскими дипломами и основательной гуманитарно-филологической подготовкой, чем отличалось от знаменитых старших коллег (Е. Хемингуэя, У. Фолкнера, Д. Стейнбека, Г. Райта и др.), возможно, не столь эрудированных, но с богатым жизненным опытом. Английском романісту была свойственна высокая литературная техника, стилевое богатство, пристальное внимание к психологии героев произведений, изображение жизни интеллигенции. Дебютировал он очерками, стихами, фельєтонами в журнале «Нью-Йоркер» (1955-1957) и поэтическим сборником «Деревянная курица». Как прозаик обратил на себя внимание романом «Ярмарка в приюте» (1990, действие в котором происходило в приюте для людей пожилого возраста. Его жители бунтовали против своего директора, озабоченного социальными исследованиями.

«Беги, Кролику» (1960). Этим романом писатель заявил о себе как оригинальный мастер. Главный герой произведения - «рядовой» американец, 26-летний Гарри Энгстром по прозвищу Кролик, - несколько инфантильный, лишенный внутреннего стержня, в прошлом талантливый баскетболист, а ныне занят мало почетной деятельностью - рекламой кухонных вещей. Он имел семью: трирічого сына и жену Дженис, которая ожидала рождения еще одного ребенка. Герой был подсознательно недоволен своим бытом, поэтому иногда убегал, оставляя семью. Он имел любовницу Рут, которая тоже должна родить ребенка от него. Во время очередного «побега» Кролика его новорожденная девочка погибла, захлебнувшись в ванне по вине Дженис, которая заохотилася к спиртному. В финале «бунт» героя закончился возвращением его в семейное лоно.

Роман «Беги, Кролику» - это история молодого человека, который так и не смогла найти своего места в сложном водовороте жизни. Он был не такой, как все. Жизнь не удовлетворяло его своей обыденностью, серостью и однообразием. Оно напоминало стереотипное построение способа существования «маленького человека»: возмужание, бракосочетания, налаживание семейного быта, рождение ребенка, семейные недоразумения, замкнутый круг «работа - дом - работа» и т.д. Гарри Кролик не любил тех людей, которые направляют ход событий. Ему нравится, чтобы все шло самопроизвольно, само собой». Он сам лично не в состоянии был дать совета своей жизни, поскольку стал игрушкой в руках судьбы, случая. Поведение Кролика не поддавалась никакому логическому осмыслению. Ему хотелось бежать, не зная куда, любить, не зная кого, заботиться, не зная кем. Он мог бы стать кем-то, однако не был уверен, что знал, кем именно. Герой искал справедливости, был правдолюбом, однако своим поступкам (не всегда справедливым) обычно находил неадекватное оправдание и объяснение. Свою первую побег от беременной жены и трехлетнего сына объяснял нежеланием терпеть неряшливость и пьянство Дженис, отсутствием чувств к ней и сына.

Типичным чувством героя стало чувство страха. Его он переживал на протяжении всего произведения. Страх втілюв переживания Кролика по поводу своих поступков, их оценки его родителями, родителями его жены, окружением. Именно страх перед чувством вины и ответственности - это то, что заставило его бежать, бежать в неопределенном направлении. Он игнорировал слова работника бензоколонки, удивленного поведением молодого человека: «Единственный способ куда-нибудь приехать - это сперва определиться, куда направляешься». Его побег была лишена конкретной цели и четких намерений. Он не считал нужным никому ничего объяснять. Кролику нравится спонтанные решения, им руководило стремление выбрать между «правильным» (то есть таким, которое удовлетворяло всех и было бременем для него) и «хорошим» (тем, что нравится ему было).

История Кролика была продолжена Апдайком в последующих романах. Таким образом, из-под его пера вышла тетралогия. В романе «Возвращение Кролика» (1971) герой изображен через десять лет. Он «остепенился», возглавил фирму по продаже автомобилей, усвоил конформистские взгляды. Правда, его семейная жизнь не наладилась: коммивояжер Чарли Ставрос завел роман с Дженис, которая порвала, однако не окончательно, с Кроликом. В романе прослеживалась бурная атмосфера 60-х годов XX ст., отмечена взлетом радикального движения и протестом против вьетнамской войны. Энгстром даже сдал кровь двум «некомформістам» - хиппи Джіллу и негритянском экстремисту Скутеру, что принесло ему лишь одни неприятности.

В третьем томе трилогии «Кролик разбогател» (1981) действие происходило уже в 70 - х годах XX ст. Вместе с Дженис Кролик получил долю наследства своего покойного тестя, занял прочное положение в обществе, превратился в самовлюбленного Беббіта, прочно вписанный в деловой «истеблишмент». Значительное место в романе было уделено отношениям героя с Рут; при этом выяснилось, что ее дочь не от Кролика. Возникли нелегкие проблемы с сыном Нельсоном, студентом, поскольку его девушка надеялась родить от него ребенка. Роман показал рост мастерства Дж. Апдайка и был отмечен Пулитцеровской премией как лучший роман года.

В четвертом романе «Кролик на покое» (1990) действие происходило уже в рейга - нівській Америке. Для Кролика богатство стало единственной настоящей целью жизни. Когда во время игры в баскетбол с ним случился инфаркт и он умер, главным героем романа стал его сын.

«Кентавр» (1963) - самый знаменитый роман Дж. Апдайка, удостоенный Национальной книжной премии.

Действие в нем охватила лишь несколько дней января 1947 года, события происходили в городе Олінджер, что в штате Пенсильвания. Рассказ велся от имени Питера Колдуэлла, художника, который вспоминал своего отца Джорджа Колдуэлла, учителя биологии, человека доброго, впечатлительного, неудачника в жизни. Сложная, оригинальная композиция романа предоставила возможность делать экскурсы как в прошлое, так и в будущее. Своеобразие книги заключалась в том, что реально-бытовой план причудливо сосуществовал с мифологическим. Продолжая традиции Дж. Джойса, автора «Улисса», а также тенденции к «мифологизация» в современной литературе (Г. Г. Маркес, М. Фриш), Дж. Апдайк положил в основу произведения античный миф о благородном кентавра (получеловека - полулошадь), Хирона, который, будучи ранен отравленной стрелой, страдая от неизлечимой раны, пожертвовал подаренным ему бессмертия в пользу Прометея. При этом герои и ситуации мифа прозрачно соотносятся с персонажами, которые действуют в умышленно заземленных, реальных обстоятельствах послевоенной Америки. Учителя, ученики, жители Олінджера предстали как и в обыденной, и в легендарно-мифологическом измерениях. Так, сам учитель Колдуэлл уподобился Хірону; Вера, учительница физкультуры, его симпатия, - Афродите; «док» Еплтон - Аполлону, директор школы Зиммерман - Зевсу; городок Олінджер вызвало ассоциации с Олимпом. Такая двоплановість романа, его неожиданная форма вызвали оживленные дискуссии. Высказывалось мнение, что структура романа недостаточно органическая, несколько искусственная. Дж. Апдайк так объяснял свой замысел: «Я хотел, чтобы реалистичное отображение и мифы, взасмопроникаючи, дополняли друг друга и действительность создавала бы какую-то оболочку мифа». Очевидно, что таким приемом писатель хотел подчеркнуть «исконность» морально-этических проблем, поднятых в романе, неизменность свойств человеческой природы, противоборство в ней разумного и чувственного начал, добра и зла, «неба» и «ада». В То Же Время Дж. Апдайк обнаружил художественную гибкость, он изменил манеру, форму повествования. Например, очередной после «Кентавра» произведение - повесть «Ферма» (1965) была написана в традиционной манере. Здесь тонко фиксировались сложные психологические нюансы отношений между героем, его второй женой и матерью героя.

Ироничное отношение к эмансипации проглядывало со страниц романа «Иствикские ведьмы» (1984), где речь шла о трех современных «ведьм»- разведенных женщин из провинциального городка, которые попали в историю с «чертом», столичным холостяком Ван Горном.

Продолжением этой проблематике стал эпистолярный роман «S» (1988), стилизованный под женские письма, в котором состоятельная женщина сбежала от мужа и вступила в религиозную секту. Зато главный герой другого романа «Когда расцветают лилии» (1998)- пастор Клиренс Вилмот, увлекшись дарвинизмом и фрейдизмом, потерял веру в Бога и отрекся от сана.

Своеобразным анти «Гамлетом» стал роман Дж. Апдайка «Гертруда и Клавдий» (2000) - «предыстория шекспировского Гамлета, в которой повествование велось от третьего лица, то есть якобы от традиционного автора - демиурга, но на самом деле это была история женщины, будущей матери Гамлета и жены Клавдия - братоубийцы, написана именно с ее, женской, точки зрения».

Апдайк - художник плодовитый и неровный. Иногда он отдавал дань шаблонам «массовой» беллетристики, муссируя мотивы секса (роман «Месяц отпуска», 1975). Значительно цнотливіше раскрывалась интимная тема в романе «Давай поженимся» (1976). Перу Апдайка принадлежали также дилогии [«Бэч: книга» (1970), «Возвращение Беча» (1982), «Бэч в бухте» (1999)], герой которой - писатель, который путешествовал по США и Восточной Европой. В этом собирательном образе помещались сатирические намеки на некоторых литературных современников. Апдайк плодотворно работал и как новеллист [сборника «Те же дверь» (1959), «Голубиное перья» (1962), «Музеи и женщины» (1972), «Проблемы» (1979), «В поисках своего лица» (2002)]. Его стихам было присуще шутливо - ироническое звучание. Письменику принадлежали также многочисленные эссе, рецензии, литературно - критические статьи. Уже при жизни Дж. Апдайк воспринимался как фигура классическая, а его произведения становились предметом внимания не только журнальных рецензентов, но и университетской «академической» критики. В своих лучших книгах он выступил как своеобразный бытописец обычаев и психологии среднего класса, «потребительского общества», замечательный стилист, который владел всеми красками языковой палитры, где можно было натолкнуться и на легкую иронию, и юмор, а иногда - на сатирическое сгущение красок.

Украинский язык отдельные произведения Апдайка перевели В. Сенюк, Ю. Райский, Ф. Соломатин, Ю. Попсуенко.

 

Особенности творческого метода Д. Апдайка:

• богатство стиля;

• внимание к психологии героев произведений;

• объект изображения - жизнь интеллигенции, хорошо знакомого ему «среднего класса»;

• протест против системы ценностей, которая сформировалась в обществе 60-х годов XX ст.;

• верность реалистической манере повествования, несмотря на бурное развитие постмодернистских идей;

• освещение извечной проблемы взаимоотношений представителей нескольких поколений;

• герои - «маленькие» люди;

• пространство романов - повседневная жизнь, отграниченное от неистового столичного ритма.