ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ СТ.
Александр БЛОК (1880-1921)
«НЕЗНАКОМАЯ»
Стихотворение «Незнакомая» О. Блок написал 24 апреля 1906 г. в пригородном поселке Озерки, куда на даче с апреля переселялся почти весь Санкт-Петербург и которое сейчас является частью этого города. Войдя в цикл «Город» (1904 1908), это произведение стало этапным в формировании самобытной блокивськои поэтики, своеобраВНОй визитной карточкой поэта.
После осмысления А. Блоком событий русской Революции 1905 г. в его сознании произошел переворот. Окружающий мир для него превратился в «страшный мир», и основным в его восприятии стали чувство тоски, уныния и отчаяния. Блок выступает против жестокости этого «страшного мира», что превращает все высокое и благородное на предмет торга. Здесь царствуют жестокость, ложь и страдания, и выхода из этого тупика не видно... Для молчаливого, лирической души поэта весь мир - «балаган и позорище» (этими двумя словами в допетровской России называли театр). Возможно, поэт так и остался бы погруженным в мистические сомнамбула, если бы его не волновали «человеческие жители города». Ведь там - «...в магическом вихре и свете - ужасные м прекрасные видения жизни». Так в его поэзии появляется образ города и городской жизни, которые его притягивают и отталкивают одновременно, ведь город - это символ бездушного «страшного мира», обреченного на неминуемую гибель. Вместо Прекрасной Дамы появляется Незнакомая. Полунамеки и туманны, а порой и мистические тени меняются полнокровными картинами и образами. Такой (не «символістсько-туманный») Блок был необычным, непонятным и неприемлемым для друзей-символистов. Его новаторские искания они восприняли как предательство символизма. Не случайно именно тогда поэт и порывает с ними.
Стихотворение «Незнакомая» будто сотканный из противоречий и контрастов, его построена по принципу антитезы. Лирический герой (в нем угадываются черты поэта-эстета) почти с отвращением описывает пошлый мир, в котором впоследствии появится Незнакомая:
По вечерам над ресторанами
Воздух дикое и жаркие,
И правит криками пьяными
Томления томное, весеннее...
Перевод О. Бургардта
Там. где Блок встречал Незнакомого...
На рубеже ХІХ-ХХ вв. в Петербурге невероятной популярностью пользовались Озерківські дачи, о которых писали во всех тогдашних путеводителях города. Роскошные деревянные особняки на склонах поросших соснами холмов, три больших озера, в которых не только купались в сезон, но и плавали на лодках, устраивая соревнования по гребле... Чистый воздух и дачные посиделки привлекали в раВНОе время многих известных людей той эпохи: писателя М. Лескова, этнографа С. Максимова. А на даче композитора А. Глазунова, на берегу озера, любил бывать выдающийся певец Ф. Шаляпин. Именно здесь К. Петров-Водкин написал «Купание красного коня», а О. Блок в привокзальном ресторане встретил свою «Незнакомую»...
Особенно славились Озерки своим театральным жизнью. С мая по сентябрь в салу играл военный оркестр, а трижды в неделю - и симфонический, проводились танцевальные вечера, а в театре выступали знаменитые столичные актеры. Именно здесь состоялся театральный дебют выдающейся русской актрисы В. Комиссаржевской, которая впоследствии создала свой авторский театр, с актерами которого О. Блок многими общался. А под впечатлением от знакомства и общения с актрисой этого театра Натальей Волоховой поэт создал цикл «Снежная маска». ей же и посвятил сборник «Фаина», в которую вошло стихотворение «весна, Весна, без границ и без края...»
Каждый вечер вне шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав, гуля/ли/ с дамами
Повесы, на слова находчивые...
Перевод Ю. Клена
В. Борисов-Мусатов Дама в голубом. 1902 г.
Автор будто нагнетает неприятное впечатление вич окружающей среды, используя сниженную лексику: вместо каналов - «канавы», вместо притягательного звонкого женского смеха - «женские визги и крик», а тысячи раз воспетый романтиками и символистами месяц превращается в «бессмысленный диск на фоне небесном, который давно ко всему привык» (перевод Ю. Клена). В первых строфах перед читателем разворачивается картина обывательских будней, где царят пошлость и непристойность. Кажется, что эта примитивная и вязкая реальность движется по кругу и вырваться из нее невозможно. Лирический герой не скрывает своего отвращения к ней. Даже весенняя природа, которая вдохновила почти в это же время О. Блока на оду «весна, Весна, без границ и без края...», предстает здесь непривлекательной и лишенным всякого романтического ореола. Лирический герой тонет в болоте обыденности, из которой его может спасти только чудо... И таким чудом становится появление Незнакомого, от которой лирический герой в восторге. Ведь он воспринимает ее как символ другого, «нездешнего» жизнь, которая противостоит ницій пошлой обыденности. Он буквально очарован Незнакомым:
И за вуаль смотрю, закованный,
В ее глаз бездонный омут,
И вижу берег очарованный,
И очарован пространство.
Перевод О. Бургардта
Он издалека почтительно наблюдает за ней, боясь приблизиться, разрушить ее спокойствие и... одиночество. Сквозь такую позицию лирического героя сквозит рыцарское служение Прекрасной Даме, «любовь на расстоянии», которым его воспевали провансальские трубадуры (да и до недавнего времени сам Блок). Однако Поэт захвачен и собой, своей фантазией, что родила этот возвышенный неземной образ, что способен вырвать лирического героя с пошлой действительности и перенести его в прекрасный мир иллюзий, мистики и ворожбы:
Мне все тайнощі доверено
С чьим-то солнцем заодно,
И душу всю мою незмірену
Терпкое пронизывает вино...
Перевод М. Литвинца
Нужно заметить, что образ Незнакомого является как бы новым шагом в разработке концепции Прекрасной Дамы (вспомним известный цикл, посвященный последний). С одной стороны, Незнакомая, несмотря на весь жалкий антураж «привокзального ресторана», и является Прекрасной Дамой, от которой пахнет «духами и туманами». С другой - это уже не заоблачно-мистическая красотка (Прекрасная Дама как воплощение Вечной Женственности), а вполне «приземленная женщина», к которой вот - рукой подать... А впрочем, это не единственное возможное толкование, поскольку В. Блок все-таки символист, а символ на то и символ, чтобы его невозможно было исчерпать до дна...