9 класс
КЛАССИЦИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ XVII СТ. ФИЛОСОФСКОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ КЛАССИЦИЗМА. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА КЛАССИЦИЗМА
МОЛЬЕР. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО. «МЕЩАНИН-ШЛЯХТИЧ»
ПЛАНЫ
Высокая комедия Мольера
И. Что такое высокая комедия Мольера. (Высокая комедия - это драматическое произведение, в котором высокая моральная проблематика, свойственная тогдашней трагедии, сочетается с комическим сюжетом.)
II Характерные черты высокой комедии Мольера.
1. Признаки традиционной комедии в произведении Мольера. (Высокая комедия наследует традиционные признаки классической комедии характеров (раскрытие морально-
психологического состояния героя) и комедии нравов (высмеивание традиций, предпочтения определенного социального слоя).
2. Высокая комедия - синтез комедии и трагедии. (В основе сюжета высокой комедии - комичная ситуация. Мольер вводит в произведение песни, танцы, характеризует героев, находя в них изъяны, которые высмеивает. Критикует недостатки представителей определенных социальных слоев. Наряду с этими признаками комедии произведения Мольера демонстрируют стремление художника выполнить свое высокое гражданское призвание - указать обществу на нравственные проблемы, которые требуют исправления, возбудить больные вопросы времени. Это серьезная задача присуще больше жанра трагедии.)
3. Герои. (Герои высокой комедии являются представителями и высокого, и низкого жанров: шляхтичи - Дорант, Дорімена с одной стороны, мещане - Журден и его семья, слуги - с другой. В комедии наблюдается продолжение традиций комедии дель арте и старофранцузького фарса: введение параллельных влюбленных пар - хозяев и слуг. В центре внимания герой, охваченный одной страстью, которая затмевает ему разум и лишает здравого смысла - протагонист. Другой герой -- антагонист - пользуется этим положением протагониста себе на пользу. В конце комедии герой-протагонист получает урок: жить нужно разумом, а не страстями).
4. Цель создания комедии. (Все комедии драматурга имеют целью «развлекать, воспитывая». Мольер писал в предисловии к комедии «Тартюф» о том, что «самые блестящие трактаты на темы морали часто оказывают куда меньшее влияние, чем сатира, ибо ничто не берет так людей за живое, как изображение их недостатков. Подвергая пороки всеобщему осмеянию, мы наносим им сокрушительный удар. Легко терпеть осуждение, но насмешки невыносима. Некоторых не пугает, когда его сочтут преступником, но никто не хочет быть смешным...» Комедии нарушали важные для современников драматурга общественные проблемы и отражали современное Мольеру политическое и общественное положение. Драматург показал процесс изменения ведущих политических и общественных сил в социуме: на смену шляхтичам приходит буржуа, который покупает титулы и имения обедневших дворян. Мольер пытался показать лицемерную мораль шляхтичей, невежество буржуа, смекалку простого люда.)
5. Мотивы комедий. (В центре внимания драматурга мотивы злободневной общественной проблематики: искажение нравственных представлений и пороки высших слоев французского общества: «Смешные манірниці», «Мизантроп», «Дон Жуан», «Скупой» и др.; проблемы семьи, брака, недостатков семейного воспитания: «Сганарель», «Школа мужей», «Школа жен» и др.; проблемы религии, культуры, образования и их роль в обществе: «Тартюф», «Притворно больной»).
III. Вывод. (Мольер создал замечательный синтез трагедии и комедии путем переноса высокой нравственной проблематики с трагедии до развлекательного жанра комедии.)
Образы дворян в комедии «Мещанин-шляхтич»
И. Особенности изображение дворянства в комедиях Мольера. (Мольер изображает в комедии интересный период в жизни Франции, когда дворяне через политику короля Людовика XIV становились беднее, чем буржуа, хотя и еще сохраняли авторитет, сложившийся на протяжении веков. Дворяне оставались хозяевами в государстве, не имея на то ни моральных, ни материальных возможностей: их место со временем должны были занять буржуа. Хотя шляхтичи имели образование и внешний блеск и не имели денег, они оставались влиятельными лицами. Буржуа, хоть и имели деньги, пытались пере мочь в себе чувство неполноценности, приобретая имения и титулы обедневших дворян.
Мольер, с одной стороны, хочет показать преимущество дворян над безкультурними буржуа, с другой - лишить последних чувство неполноценности. Драматург клеймит бескультурье буржуа и лицемерную мораль шляхтичей.)
II. Шляхтичи в комедии
1. Дорант. (В комедии «Мещанин во дворянстве» Мольер вывел образы двух дворян - графа Доранта и маркизы Дорімени. Граф Дорант для Журдена - образец для подражания. Он принадлежит к высшим слоям общества, имеет образование и внешний блеск, имеет возможность общаться с самим королем. Для Журдена знакомство с Главой государства - невозможно. Вот почему он с таким увлечением слушает ложь Доранта о том, что о нем, Журдена, «сегодня шел разговор в королевской опочивальне». Дорант знаком с маркизой Доріменою, в которую, как ему кажется, влюблен буржуа. Журден знает, что иметь любовницу у шляхтичей - обычная вещь. Граф использует ситуацию себе на пользу: как и много шляхтичей его времени, он обеднел и хочет исправить дела с помощью брака с богатой, как ему кажется, маркизой Доріменою, которую Журден готов усыпать драгоценностями. Граф за счет засліпленого страстью стать настоящим шляхтичем буржуа покупает маркизе богатые подарки, уверяя ее в том, что они от него. Граф приглашает женщину в дом Журдена на обед, устроенный опять-таки на деньги простодушного буржуа. Наконец маркиза соглашается стать женой графа, но на обоих ждет разочарование. Граф - носитель лицемерной морали дворянства. Ради денег он готов на подлость и коварные действия. Он врет, называет Журдена «любезным другом», готов хвалить его смешной одежда, и манеры ради своей корыстной цели. Он просит одолжить денег, уверяя Журдена в том, что не хочет просить у кого-то другого, чтобы не обидеть его.)
2. Дорімена (Дорімена, так же как Дорант, тоже имеет финансовые проблемы и ищет богатого жениха. Привлекательный граф, который не жалеет денег ей на подарки, вроде бы выгодный жених. А забавный дурачок, что постоянно попадает ей на глаза, вызывает у женщины лишь недоумение и смех. Ослепленная желанием стать женой богатого графа, маркиза даже во время обеда в доме Журдена не понимает, что Дорант здесь тоже гость. Граф, пользуясь доверчивостью буржуа Журдена, хочет сам вступить в брак с маркизой.)
III. Выводы. (Доранта и Дорімену ждет разочарование: они женятся и узнают, что проиграли, потому что богатства нет ни у кого из них. Почему же именно так закончил комедию драматург? Наказание должно быть Журден, ведь классицистический произведение учит жить разумом, а не страстью. Именно умом пользовались граф и маркиза, выбирая для себя спутника жизни. Но действия, не согретые настоящим чувством, искренностью и честностью, за Мольером, также обречены на неудачу. Корысть, лживость, коварство и расчет - составляющие лицемерной морали дворянства - тоже становятся объектом сатиры Мольера.)