ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Хрестоматия

ПОЭЗИЯ XX ВЕКА

XX века - найбурхливіша эпоха в истории человечества. Никогда еще события не развивались крюк стремительно, напряженно, никогда они не были столь масштабные, никогда еще человечество не испытывало непосредственной связи с отдельным народом - своей составной частью, как сейчас. Мы говорим теперь о глобальности событий XX столетия, то есть о том, что они касаются всей нашей земле, всех, кто живет на зелено-голубой планете. Именно наша эпоха породила в сознании людей понимание уникальности земной жизни, его ценности и неповторимости, необходимости защищать Землю и людей на ней, защищать мир, возможность существовать, творить, продолжаться в новых поколениях землян.

Драматизм времени, его большие конфликты, стремительное течение дней, гигантские сдвиги во всех сферах жизни не могли не сказаться на содержании и форме современной поэзии. Человечество становится более зрелым, приобретает все большее и более многообраВНОго опыта, делает огромные открытия в духовной сфере, в области общественных наук, наук о человеке и его природе, и литература становится глубже, интеллектуальнее, поэзия пытается понять человека и постичь время, осознать причины и следствия общественных явлений, выявить истинные ценности человеческой жизни. Поэзия становится мудрее. Но, приобретая этих качеств, она не теряет, а, наоборот, обогащает эмоциональные сокровища, без которых существовать не может. Мировосприятие современного поэта становится все глубже и тоньше, сложнее и місткішою, соответственно, становится образная система поэзии.

Достижения современного писательства свидетельствуют, что существует множество переходных форм между классическим стихосложением и «свободным стихом», что тот же поэт может прибегать к рифмованного и неримованого стихотворения, классического сонета и фольклорной формы, белого стиха и гекзаметра. Еще не умерли даже такие «архаичные» типы поэтического высказывания, как ода, элегия, эклога, не говоря уже о песню или басню. Даже в пределах одного стихотворения могут сосуществовать разные ритмы. Стихотворение может быть закованным в строгие классические размеры и «раскованным». И вообще возможности формы современной поэзии чрезвычайно широкие и постоянно обогащаются, развиваются. Не классические или современные ритмы вы-определяют ценность поэзии, а что-то другое. И здесь можно говорить о множестве составляющих. Один из самых весомых - особая значимость, насыщенность слова. Поэтическое слово несет в себе много оттенков значений, которые выходят за рамки того, что предлагают словари. Ведь толковые словари дают только главные семантические значения слова, а поэзия расширяет его смысловое, эмоциональное поле. Каждое слово в современной поэзии становится более вместительным, имеет свой мощный заряд, что-то нам напоминает, то есть пробуждает ассоциации.

Современные поэты совершеннее овладели искусством экономной формы, когда за каждым словом, каждым предложением стоит глубокий идейно-эмоциональный подтекст. Поэзия XX столетия умеет немногими словами вызвать у читателя глубокие размышления, разбудить сильные, богатые чувства. Так бывало и раньше, но никогда до сих пор не становилось достоянием стольких поэтов, не формулировалось как важный принцип поэтического слова.

Говоря о современной поэзии, ее тематику, проблематику, формальное раВНОобразие, все время возвращаешься к мысли о мире, в котором она создается. Поэт пишет разные произведения, но все они объединены его личностью. Его ум и сердце воспринимает картины мира, которые потом выливаются в строки на бумаге. И от того, какой внутренний мир поэта, как своеобраВНО и ярко он видит и чувствует окружающий мир, насколько богаты его личные видения и восприятия, зависит, найдет он путь к сердцу или нет.

Так было с поэзией всегда. Только поэты с богатым человеческим, эмоциональным опытом, гуманистическим мышлением вызвали отклик у поклонников художественного творчества, становились «властителями дум». В XX столетии «властителями дум» могут быть только поэты, которые видят целостность мира, неразрывность в нем личного и всечеловеческого, которые не замыкаются в собственных переживаниях, а выходят на просторы жизни человечества, которые умеют индивидуальное, отдельное вывести на уровень общего, что волнует многих, а может, и всех. Понимание того, что отдельная человеческая судьба - важная часть судьбы человечества, что каждый зависит не только от всех, но и сам влияет на формирование истории, развитие мира, и сам является неповторимым, уникальным, достойным изумления чудом природы, стало достоянием сотен миллионов людей. И первая отбила это высокое понимание роли человека в мире, ее ответственности и неповторимости, литература - искусство слова, в частности поэзия. Это, пожалуй, самый главный из достижений великих художников нашей эпохи - абсолютно непохожих, самобытных, уникальных. К ним и относятся Элиот, Превер, Лорка.