ЛИТЕРАТУРА АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАН
Джозеф Хеллер (1923-1999)
Джозеф Хеллер - американский писатель - абсурдист.
Родился 7 мая 1923 года в Бруклине. Участвовал во Второй мировой войне в составе военной авиации. Позже свои личные впечатления от полетов на бомбардировщике В-52 воплотил в самом известном из своих произведений.
В 1949 году получил степень магистра искусств в Колумбийском университете.
В течение 1949-1950 годов был назначен на должность куратора научной работы в Оксфорде по программе стипендий Фулбрайта. Кроме того, преподавал в университете штата Пенсильвания (1950-1952), был автором рекламных текстов для журналов «Тайм» и «Эсквайр» (1952 - 1958) и агентом по рекламе журнала «Макколс». В 1961 году оставил эту работу и все силы отдал организации и проведению творческих семинаров прозы и драматургии в Йельском университете и университете штата Пенсильвания.
Первые рассказы Хеллера увидели свет в периодических изданиях «Атлантик мансли» и «Эсквайр» еще в течение студенческих лет писателя.
В 1953 году он начал работу над романом «Пункт-22». Это художественное произведение способствовал появлению экспериментов в жанре антивоенного романа, лучшим из которых можно считать шедевр К. Воннегута «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей».
Умер писатель в своем доме на острове Лонг-Айленд 13 декабря 1999 года.
Современному читателю Хеллер был больше всего известен своим антивоенным романом с элементами литературы абсурда «Пункт-22». В общем этот американский писатель был автором таких известных произведений: «что-То случилось» (1974), «Чистое золото» (1979), «Одному Богу известно» (1984), «Увековечить это все» (1988), «Это не шутка» (1986), «Портрет художника в старости» (2000 - изданный после смерти автора). Все указанные произведения были достаточно тематически раВНОобразными:
«Что-то случилось» - роман, построенный в форме внутреннего монолога успешного бизнесмена о его личной и деловой жизни;
«Чистое золото» - рассказ о профессоре - еврее, который не смог удержаться перед соблаВНОм достичь успеха в материальном, литературном и личном плане;
«Одному Богу известно» - рассказ на основе библейского сюжета о царе Давиде;
«Это не шутка» - рассказ о борьбе самого писателя со страшной болезнью, следствием которой мог быть паралич;
«Время от времени» (1998) - автобиографическая книга, в которой писатель возвращался в годы и места своего детства.
«Портрет художника в старости» - рассказ об популярного писателя, который находился в поисках вдохновения для своего будущего романа.
Джозеф Хеллер, так же как и Курт Воннегут, прошел войну почти мальчишкой. Его первый роман «Пункт - 22» (1962) - роман о войне, но одновременно и роман - метафора (по словам автора) «об Америке 50-х, 60-х и 70-х ..., о том, как мы живем сегодня». Современники отнесли этот роман до классики американской «черной комедии».
«Пункт-22» (1962) - первый роман писателя о войне.
Армия в изображении Хеллера - странный мир, в котором все держалось на буквоїдських условностях и ритуалах, мир, который не имел никакого смысла, кроме воспроизведения и увековечения собственной нелепости. Там, где царил «Пункт-22» (в чем он заключался, никому неизвестно), человека заменяли бумажку и цифра.
Главный герой романа, капитан Йоссаріан, вынужден жить в одной палатке с умершим: солдат уже давно погиб, но его не признали погибшим, поскольку отсутствовал соответствующий документ. Другой персонаж не в состоянии, как он этого не хотел, доказать, что он жив с того времени, как был случайно упомянут в списке убитых. Перебувавши в стихии бюрократической бездарности, люди неотвратимо теряли рассудок, волю, даже инстинкт самосохранения. «Нужно иметь ум, чтобы быть трусом», - отмечал Иоссаріан, вынужден напоминать окружающим, что надоедливое смятение вокруг (благодаря которому, вроде умелого дельца Мило Міндербіндера, большинство богатели) - это война, а на войне убивали. С точки зрения армии Иоссаріан - трус, симулянт, лишенный адекватного понимания действительности. С точки зрения автора, он - единственный человек, способна была мыслить, была честной и отважной. Не желая быть слепой жертвой обстоятельств, он решил «жить вечно или умереть во время попытки достичь этого».
По мнению Хеллера, дезертирство для героя - способ не только спасти жизнь (этого он мог бы достичь и путем лицемерия, компромисса), но и удержать драгоценную качество жизни. Природа последнего, правда, непонятна: герою, по сути, было нечего спасать, кроме права на элементарное физическое выживание.
В языке и композиции романа не случайно преобладал прием навязчивого повтора - «де жа вю». Например, снова и снова описывалась сцена гибели бомбардира Сноудена. Хеллер, по собственным его словам, стремился передать читателю ощущение, что «Сноуден умирал на протяжении всей книги». В таком художественном решении чувствовалась авторская концепция войны как бессмысленной бесконечности убийства человека, а также «провокационная» тактика общения с читателем, что привык фокусировать образы, оберігавши себя таким образом от шока погружения к их содержанию.
«Что-то случилось» (1974) - роман, который, на первый взгляд, очень далек от «черной» комедии.
Боб Слокум, порядочный служащий определенной посредственной фирмы, был буквально сам не свой: собственные манеры, одежда, речь, почерк, даже вредные привычки воспринимались им как чужие, что ему лично не принадлежали. То же касалось и его поступков. Слокум или делал то, чего от него ждали другие, или вообще ничего не делал и поэтому скучал. Стандартное жизни образовало своеобразную коростой, сквозь которую живое чувство пробивалось с большим трудом, а пробившись, приобретало вид искаженного до невозможности. Самое дорогое, что имел герой, - ностальгические воспоминания о днях юности, тоска по утраченной возможностью быть собой, что когда-то принадлежала ему, а теперь была безвозвратно потеряна. «Когда я вырасту, я хочу быть маленьким мальчиком», - говорит он с горькой иронией. Поэтому случайное убийство Слокумом сына в конце романа приобрело символический характер духовного самоубийства: с этого момента голос, который пробивался наружу из середины, замолчал, будто его придушили тоже. Осталась лишь пустая сущность администратора, который богател.
«Притча о наших несчастий», - так сказал о романе Хеллера Джон Гарднер. Слокум - не столько характер, сколько действующая модель «одномерной человека». Он - одновременно порождение и несвободный воспроизводитель Системы, которая отвергала человека и человечность. Образ героя, выписанный по всем законам реалистического побутоопису, в буквальном смысле был соткан из стереотипов, клише, и, по выражению критика, «статистических данных, что увидели свет сразу из социологического досье». Хеллер создал некую обманчивую видимость, едва не пародию на «психологический роман», где полностью отсутствовали и индивидуальность, и «подвижность» души. Действительно, вызывающий жалость фигура Боба Слокума «на своих несильных плечах» воспроизвела, как сказано о нем в романе «упадок американской цивилизации».
Особенности творчества Дж. Хеллера:
• наличие выразительных аналогий реальной действительности;
• стиль письма настолько запутан, что это усложняло процесс осознания произведений;
• герои произведений - уникальные личности, однако с ощутимым наклоном к умственной ограниченности;
• содержание большинства романов тяготел к литературе развлекательного типа, а композиция заставляла напрягать умственные способности;
• использование приемов «черного» юмора;
• нарушение хронологической последовательности в изложении событий.