ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература 6 класс

К ИСКОННЫХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ

 

Задумывались ли вы, почему люди любят читать? Что их привлекает в художественной литературе? Видимо, рассказы о яркие, незабываемые события, встречи с интересными литературными героями, описание природы, традиций и обычаев разных народов... Однако магическая сила слова не ограничивается только тем, что вызывает в нашем воображении определенные картины.

Размышляя над ситуациями, описанными в книгах, творческий читатель стремится найти ответы на множество вопросов, которые волнуют его в реальной действительности: каким человеком я хочу быть? как строить свои отношения с окружающими? к чему стремиться?

Как своеобраВНОе зеркало художественная литература отражает жизнь в ее самых раВНОобразных проявлениях. Она показывает нам прекрасное и уродливое, грустное и веселое, то, что вызывает восхищение или возмущение. Помогая отличить добро от зла, честность от лицемерия, высокую мечту от мизерной, писатели прокладывают нам путь к мнимой сокровищницу вечных добродетелей.

Итак, посмотрим в зеркала человеческих характеров, рожденные воображением русского и английского мастеров слова - Антона Чехова и Чарлза Диккенса.

 

Антон Чехов(1860-1904)

 

Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно.

Максим Горький1

Российского писателя Антона Чехова называют великим мастером маленьких рассказов. Короткими текстами он сумел создать литературные картины, которые уже более ста лет

1 Горький Максим (псевдоним Алексея Пешкова) - русский писатель конца XIX - начала XX вв.

увлекают читателей глубиной мыслей и чувств. «Краткость - сестра таланта», «Искусство писать - это искусство сокращать», - говорил Чехов. Он рассчитывал на творческого читателя, который своим умом и воображением дорисует то, на что автор только намекнул.

Родился писатель недалеко от Украины - в небольшом южном городе Таганроге на берегу Азовского моря. Его отец держал мелкую лавку, где Антоши вместе с братьями приходилось часами обслуживать покупателей. В то время как сверстники играли на улице, мальчик чувствовал себя узником неинтересного взрослой жизни. Вместо наслаждения детскими играми он был обречен на скучное наблюдение за многочисленными посетителями отцовской лавке. Вспоминая эти годы, Чехов напишет: «в детстве У меня не было детства». Несмотря на такое безрадостное положение, Антоша не терял оптимізму1. Он всегда находил время на остроумные выходки, шутки и розыгрыши, что добавляли ярких красок в серые картинки его жизни. Впоследствии тонкая наблюдательность и тяга к юмору (черты писателя, так ярко выраженные еще в детстве) найдут свое отражение в литературном творчестве Антона Чехова, которая начнется в Москве.

Когда Антону исполнилось девятнадцать лет, он переехал в столицу и поступил на медицинский факультет Московского университета. На то время семья Чеховых бедствовала, и юному студенту пришлось обеспечивать мать и отца, платить за образование младших брата и сестры. Антон начал зарабатывать на жизнь литературной деятельностью. В семье Чеховых ходил предание о том, что первый рассказ он напечатал, чтобы купить маме именинный пирог. Интересно, что свои короткие истории, опубликованные в российских юмористических журналах, писатель подписывал различными псевдонимами, а чаще всего - «Антоша Чехонте». Такое шутливое прозвище дал ему один из учителей таганрогской гимназии, уже тогда заметил в своем ученике удивительный талант юмориста.

Так студент-медик стал известным писателем, а написанные им короткие истории и ныне воспринимаются читателями как своеобраВНОе лекарство для души. Ведь, высмеивая многочисленные человеческие пороки, Чехов открывает нам глаза на самих себя и подсказывает пути к самосовершенствованию.

1 Оптимизм - мироощущение, проникнуто бодростью, жизнерадостностью, твердой верой в лучшее будущее, в успех; противоположное - пессимизм.

1. Расскажите о детстве Чехова.

2. Почему Чехова называют великим мастером маленьких рассказов?

3. Объясните, как вы понимаете приведенные в статье высказывания русского писателя Антона Чехова.

Из секретов литературоведения

Художественная деталь

Большую роль в рассказах Чехова играет художественная деталь - выразительная подробность, которая помогает представить изображенную автором картину, предмет или характер. Писатель не описывает все, что видит, а определенными штрихами делает намеки, по которым внимательный и вдумчивый читатель может представить гораздо больше, чем сказано словами. В одном из своих произведений Чехов устами персонажа говорит, что когда хочешь передать картину лунной ночи, то не надо описывать всю ночь - это невозможно, да и не произведет впечатления. Достаточно сказать лишь о кусочек стекла, который блестит под лунным сиянием. Все остальное дорисует наше воображение, которая будет питаться собственными наблюдениями лунной ночи. Вот здесь и начинается сотворчество читателя с писателем. Мастер слова каждый раз подает нашем воображении художественные детали, которые могут воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки, особенности поведения персонажа. Читатели, размышляя над ними, рисуют внутренним зрением картины, которые вызывают волнение или чувство покоя, смех или слезы. Попробуем и мы воспользоваться знаниями о художественную деталь как волшебным ключиком к рассказам Антона Чехова.

За Клавдией Фроловой.

«Занимательное литературоведение »

1. Как вы поняли, что такое художественная деталь?

2. Подумайте, почему художественная деталь может быть волшебным ключиком к произведению.