ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература 6 класс

ВСТРЕЧА С БАЙКОЙ

 

БАЙКА

 

Иван Крылов (1769-1844)

 

ВОЛК И ЯГНЕНОК

 

У сильного бессильный виноват всегда:

Этих примеров в Истории мы достаточно знаем,

И мы Историй не складаєм,

А в Басне можем это рассказать.

В жару до ручья зашло Ягненок напиться;

И надо же здесь беде злучитись,

Что около тех мест голодный Волк бродил.

Ягненка видит он, и хочет поживиться,

И он этом надать законных прав хотел

И говорит: «Как, нахал, смеешь ты мутить

Поток этот прохладный мой,

Напиток

Песком пачкать?

За это потому, далебі1,

Сорву я голову тебе!» -

«Если пресвітлий2 Волк позволит,

Осмелюсь вам сказать, что воду в ручью

От Світлості3 я ниже шагов на сто пью;

И гневаться он напрасно изволит:

Ведь мутить питье никак не могу я». -

«Так это ложь моя?

Подлец! откуда такое нахальство в мире?

Помню, как ты в позапрошлогодним летом Со мной слишком груб был:

Этого я, друг мой, еще не забыл!» -

«И пощадите, нет мне еще и года отроду»,

Отказало Ягненок. - «То, наверное, был твой брат». -

«Не имею я братьев». - «То, может, кум или сват,

Или другой кто-то такой из вашего же рода.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи Меня бы хотели сбыть,

И вредите мне вы все по возможности везде,

И розквитаюсь я за все ваши грехи!» -

«Ах, чем же виноват я?» - «Молчи, гоноровисте4!

Или время здесь розбирать вины все, щенок?

Ты виноват тем, что хочу я, видишь ли, есть».

Сказал - и в темный лес Волк Ягненка поволок.

Перевод Николая Терещенко

1 Право - правду говоря, действительно.

2 Пресветлый - в царской России почетное обращение к князю.

3 Светлость - Титул князя.

4 Гоноровистий - чванливый, надменный, честолюбивый.

Читаем на языке оригинала

ВОЛК И ЯГНЕНОК

У сильного всегда бессильныи виноват:

Поэтому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в Баснях говорят.

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;

И налобно же беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягненка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

Мое

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву». -

«Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

Вот Светлости его шагов я на сто пью,

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу». -

«Поэтому я лгу!

Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты еще в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил:

Я этого, приятель, не забыл!» -

«Помилуйте, мне еще и от роду нет году», -

Ягненок говорит. «Так это был твой брат». -

«Нет братьев у меня». - «Так это кум иль сват

И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите

И, если можете, то мне всегда вредите,

Но я с тобой за их разведаюсь грехи». -

«Ах, я чем виноват?» - «Молчи! Устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Стремимся быть творческими читателями

1. Какое впечатление произвела на вас эта байка?

2. Обратите внимание на реплики обоих персонажей. Как они их характеризуют?

3. Рассмотрите иллюстрацию к басне. Удалось ли художнику передать характеры Волка и Ягненка? Что он стремился подчеркнуть в нижней части рисунка?

Сергей Артюшенко. Иллюстрация к басне «Волк и Ягненок»

4. Вспомните, что такое оригинал и перевод. Почему один из расположенных выше текстов называют оригиналом, а другой - переводом?

5. Что общего и отличного в баснях Эзопа и Крылова?

6. Сравните одноименные басни Крылова и Глебова, ориентируясь на следующие вопросы:

- Как о «волчьи законы» говорит каждый из поэтов во вступительных строках басен?

- Чем отличаются эпизоды встречи Волка с Ягненком, заключительные части произведений?

- Можно характеризовать эти байки как похожи и непохожи? Подготовьте выразительное чтение басни в лицах.

Литературным уголкам планеты

В Летнем салу в российском городе Санкт-Петербурге, где долгое время жил Иван Крылов, можно увидеть одно из самых интересных скульптурных изображений писателя. Задумчиво склонившись над книгой, он сидит на удивительном постаменте. Когда скульптор Петр Клодт работал над этой частью памятника, его мастерская напоминала маленький зоопарк. Наблюдая за настоящими животными, художник воспроизводил бессмертных персонажей басен Крылова. Фантазия скульптора собрала на постаменте Мартышку, Осла, Ягненка и многих других зверей.

Подумайте, почему именно такой постамент был сооружен для памятника Крылову.

Мировая литература глазами украинских писателей

Сократ и Бабрій, Федр и Лафонтен,

Сковорода, Крылов - всем хватило темам:

Всем путь премудрый раскрывался,

Кто к Эзопа добывался,

Кто одалживал сюжетов и идей,

Чтобы байкой збагачувать людей...

Никита Годованец

Суммируем изученное во время путешествия «Встреча со сказкой»

1. Объясните, что такое басня. Из каких частей она состоит?

2. Кого и почему называют основоположником байкарського искусства?

3. К каждой верхней карты найдите соответствующую нижнюю и объясните свой выбор.

4. Что общего, а что отличного в байкерском обмундировании наследстве Лафонтена и Крылова?

5. Можно утверждать, что прочитанные басни Лафонтена и Крылова содержат одинаковую мораль?

6. Подготовьте выразительное чтение наизусть 1-2 басен.

7. Почему как синоним слова аллегория используют слово інакомовлення?

8. Подготовьте устное сочинение-миниатюру на тему «Мое личное отношение к проблемам, затронутым в баснях». Для обоснования своей точки зрения используйте примеры и цитаты из произведений.

9. Рассмотрите схему «Дерево мировой байки». О чем она рассказывает?