ЧЕЛОВЕК И его МИР В ДРЕВНИХ ЛИТЕРАТУРАХ
ЭЛЛИНСКИЙ ТЕАТР
ПУБЛИЙ ВЕРГИЛИЙ МАРОН
(70-19 гг. до н. э.)
Возвеличил кий, и плуг, и медный шлем,
И снялся к вершинам неслыханной славы.
М. Зеров. «Вергилий»
Вергілііі жил в трудные для Рима времена. Продолжалась бесконечная гражданская война, горели поля и села, лилась кровь, брат шел на брата... И чем мог помочь своему государству физически слабый и больной туберкулезом поэт? Только творчеством. И он делал все для возвеличивания Рима, для будущего своей Родины.
Сначала свет увидели «Буколики» (39 г. до н. э.), где поэт не только прославил Октавиана, как миротворца, и римскую землю, «великую мать урожаев, и ее тружеников, но и ярко описал (4-я эклога) будущее рождения непорочной матерью какого-то мальчика, который должен вернуть человечеству «золотую эпоху», что христиане истолковали как предсказание рождения девой Марией Иисуса Христа. Вергилия назвали «христианином до Христа», а великий Данте в «Божественной комедии» избрал его, поганина, своим проводником в христианском Аду и Чистилище. Успех «Буколік» был потрясающим, Вергилий стал первым пером Рима.
На этой волне он получил заказ Октавиана на создание воспитательного (дидактического) эпоса. Ведь за время войны римляне привыкли держать в руках меч, а не плуг. Войну надо было прекратить, и Октавиан собственноручно закрыл ворота храма бога времени Януса, открыты уже около века. По старинным ритуалом, римские властители растворяли их в начале войны и закрывали после ее окончания. Поэтому Вергилий отдал семь лет (36-29pp. до н. э.) созданию «Георгики», поэмы о тяжелой работе земледельцев.
Восхождение Вергилия на вершину славы чем-то напоминает путь сказочного героя, который выполняет три задачи. Последний, третий произведение - знаменитую «Энеиду» - он писал на протяжении целого десятилетия (29-19 гг. до н. э.). Украинский поэт М. Зеров был прав, заметив, что Вергилий возвеличил три вещи: кий (орудия пастухов в «Буколіках»), плуг (орудия земледельцев в «Георгіках») и медный шлем (боевой доспех воинов в «Энеиде»).
Писать сочинения «на заказ» сложнее, чем «за вдохновением». Однако, по меткому выражению одной французской исследовательницы, создавая «Энеиду», «Вергилий греб против течения, постоянно оглядываясь на Гомера». Уже современники называли его «римским Гомером».
Идти против течения всегда трудно. А Октавиан, хотя и деликатно, но подгонял Вергилия, как будто чувствуя, что жить тому осталось недолго. Августу был нужен произведение, который бы узаконил его единоличное право на римский трон. Однако, в конце концов, Вергилий написал произведение, который прославил не Октавиана, а Рим, то есть национальный героический эпос. Поэтому главным героем «Энеиды» является не персонаж, именем которого названо произведение, а великая Римская государство.
Вергилий и музы. Мозаика «Вергилий пишет “Энеиду"». II - III в. н. есть.
Принципиальную разницу между эпосами Гомера и Вергилия хорошо видно из сравнения щитов Ахилла и Энея. Если на первом изображена Вселенная, каким его представляли эллины, то на втором - «римского рода триумфы... и несметных все последовательно движимы войны», то есть историю Рима.
Для творческого вдохновения Вергилий посетил места, где происходила описанная Гомером Троянская война. Он верил в то, что даже созерцание моря, которым когда плыли ахейских кораблей, придаст ему творческого вдохновения. Однако изменение климата стала для него роковой. Поэт умер, полинувши в бессмертие. Напоследок он приказал сжечь рукопись «Энеиды». Но, как известно, рукописи не горят...
Литературное эхо
Николай Зеров
ВЕРГИЛИЙ
Мужик из Мантуи, медленный и смуглый,
С детства нежного колисаний селом,
Возвеличил кий, и плуг, и медный шлем
И снялся к вершинам неслыханной славы.
Ибо сквозь огонь и дым усобицы ржавый
Увидел лучший возраст и пропел псалом,
Как покоится мир под орлом цезарським
В лагідним ярме бессмертной государства.
Время прошло - и Рим, и цезарей дела
Рука истории до гробов поволокла,
Где спят всех времен иллюзии и короны.
И он живет, и звон громких его поэм
По сей день снится нам рыданиями Дидоны,
Бряжчанням панцирей и всплесками трирем.
БУКОЛИКИ
ЧЕТВЕРТАЯ ЭКЛОГА
...Время уже поступает последний по древних пророчествах
кумейських1;
Ряд счастливых веков на земле начинается снова.
Снова возвращается Дева, возвращается царство Сатурна;
Поросль новейшую богов нам с ясного неба послан.
Ты лишь, чистая Диана, злелій нам ребенка ту странную:
С ней железная эпоха переходит, приходит в забвение,
Возраст наступает золотой! Непорочная, твой Феб уже с нами!
В консулування твое, Полліоне, это произойдет чудо,
Месяца странные, счастливые лета начнутся от тебя:
Исчезнут последние следы диких распрей и братской крови,
От ненастанних тревог земля отдохнет страждущая.
Мальчик милый! Придут времена, и ты увидишь небо.
Светлых героев увидишь и сам засіяєш в их кругу,
Правя миром всем, втихомиреним оружием отца.
Сразу же плодородная земля принесет тебе первые подарки:
Ладан поземний и витой плющ увеличит без семян,
Лотосом вся процветет, засмеется веселым акантом.
Козы сами понесут молоко с пастбища домой;
Смирная скотина без страха на льва будет соблюдать в поле.
Цветы добры, обильные поростуть край твоей колыбели.
Погибнет и враг твой - змей, и все зелье ядовитое погибнет
И ассирийский амом2 будто ковром землю укроет.
Вырастешь ты и начнешь узнавать о славе героев,
Отцовскую славу познаешь и мужества непоколебимую мощь, -
Колосом буйно-тяжелым заговорят поля необъятные,
Терна колючего куст зчервоніє от гроздей виноградных,
Листья суровых дубов золотистым ороситься медом.
Кое-что останется, однако, с давних грехов и несчастья.
Выплывут в море лодки, и город оточиться муром;
Рало по лону земли бороздой глубокой пройдет.
Появится Тіфіс новый, и юношество отборное, отважное
Славную построит Арго и в кровавые походы устремится.
С храбрым войском Ахилл против новой отправится Трои.
Мужем ты станешь и зрелого возраста дойдешь, - видишь:
В море не видно парусов, корабли сосновые не возят
1 Пророчества Кумської Сивиллы (в «Энеиде» она ведет Энея подземным царством), что дала царю Тарквінію Гордому т. наз. «Сивілині книги», где, по преданию, записаны судьбы Рима и мира. Они хранились в храме на Капиталы.
2 Амом - растение, из плодов которой изготавливали бальзам.
Товара по волнам морских; все, что надо, земля дает людям,
Пахоты больше нет, ни ножа для кустов виноградных;
Сбросил у вола ярмо с терпеливой шеи плугатар.
Странные, надходьте, вики! В своих веретен наклонившись,
Приговор исполняя Судьбы, так випряли Парки нехибні.
Время уже обнять тебе руками детскими власть,
Вибранцю милый богов, Юпитера славный потомок!
Глянь, как на радости вселенная дрожит, как радость пробирает
Море, и пространство земли, и бездну глубокого неба;
Глянь, как подвиглось все навстречу будущего века,
О, когда б имел я на свете прожить и, как господин своего таланта,
Пением прославит громким твои поступки для поздних потомков!
Нет, против меня не устоял тогда бы ни Орфей-ісмарієць,
Ни опытный Лин, хотя обоим им помогали боги
Калліопея - Орфей, а Лину - Феб гарнолиций.
Даже и Господин, когда стал бы со мною в суд аркадців,
Даже и Господин-волшебник признал мою победу!
Мальчик милый, научись же поздравлять, улыбаясь, мать:
Боли и неприятных страданий пришлось ей натерпітись достаточно.
Мальчик милый, научись! Кого-то не ласкала мать,
Тот не потерпел ни уважения богов, ни любви богини.
Перевод М. Зерова
1. Каким рисует будущее в четвертой еклозі Вергилий? 2. Кого из персонажей древнегреческой мифологии он вспоминает? Почему? 3. Сравните четвертую еклогу Вергилия с Книгой пророка Исаии (11, 6-9). О чем свидетельствуют эти общие мотивы? Ответ аргументируйте.
ЭНЕИДА
Направляясь из Трои в Италию, флот Энея попадает в бурю, наслану Юноной. Энея спасает Нептун, и последние семь кораблей пристают к африканскому берегу. Здесь царица Дидона, которая бежала из Финикии, построила Карфаген, где гостеприимно приняла троянцев. Эней рассказывает о последних днях Трои, в частности о жреца Лао - коона и троянского коня. Энею приснился Гектор и предупредил об опасности. Тот мужественно защищал город и видел гибель многих троянцев. Венера приказала Энею покинуть Трою, потому что он должен был основать будущую могучую державу. Со старым отцом Анхізом на плечах, сыном Асканієм-Юлом и женой Креу - сою он покинул горящий город. Дорогой Креуса потерялась. Эней с уцелевшими троянцами построили корабли и отправились в путь. Долгих шесть лет они не имели пристанища. Троянцы видели Сциллу и Харибду, гарпий, остров циклопов и ослепленного Полифема Одиссеем, подобрали одіссеєвого воина, которого потеряли ахейцы, убегая от разъяренного циклопа (использование Вергилием творческого наследия Гомера дает основание назвать «Энеиду» и «одиссеей» странствий Энея и «илиа - дой» его сражений). Эней женился на влюбленной в него Дидоной. Но Юпитер через Меркурия передает ему свой приказ: покинуть Карфаген и Дідону и отправиться в Италию. Эней выполняет приказ, и Дидона в отчаянии кончает с собой. Буря пригнала корабли Энея к Сицилии. Троянки, которым надоели странствия, подожгли корабли. Эней оставил на Сицилии старых и обессиленных, а с остальными на трех кораблях отправился в Италию, где высадился возле м. Кумы и в храме Аполлона встретился со жрицей Сивілою. По ее совету он спустился в подземное царство (как в свое время Одиссей). В стране вечного блаженства Елісії встретился с тенью отца (в странствиях Анхіз умер), которая предсказывает Рима славное будущее. Эней вернулся на землю и отправился к Лацію, где правил Латин. Он послал к царю послов за разрешением поселиться здесь и основать город. Латин обрадовался, потому что по пророчеству его дочь Лавиния брак с иностранцем и их потомки будут господствовать в мире. Однако Юнона была против, потому что тогда Эней основал бы новую Трою, что одолеет Карфаген. Она открыла двери храма латинян, закрыты в мирные времена. Потомок греков Турн, владелец соседних земель, который тоже сватался к Лавинии, напал на троянцев. По просьбе Венеры Вулкан выковал Энею доспехи. Юпитер созвал совет богов, но примирить Юнону с Венерой ему не удалось. И Юпитер доверился Судьбе. Снова две силы сошлись в схватке. Наконец в поединке Эней победил Турна.
Лімозький мастер. Эней и бог Тибра. Лондон, Музей Виктории и Альберта
ЗАПЕВ
Оружие пою и мужа, что первый из надмор'їв троянских,
Судьбой гонимый нещадно, на берег ступил итальянский.
Горя он достаточно испытал, суходолами и морем блукавши,
По воле бессмертных богов и мстительной сердцем Юноны,
Бедствия он достаточно испытал в бою, пока город поставил,
Лацію дав пенатам, а с ними - и латинское племя,
И Альба-Лонгу старую, и стены высокого Рима.
Музо, поведай мне, чем именно разгневанная тяжело
То покривджена чем, царица богов осудила
На бесчисленные труды и несчастье благоговейного духом
Отца и вождя, как богиня, и гневом таким пойнялася!
Город старинное было - финикийского народа дом -
Называлось оно Карфаген на ливийском берегу, против
Тібрових гирел, богатое сокровище и рвение военное.
Говорят, Юнона его уважала больше всего в мире,
Даже и Самое забыв для него; там оружие богини,
Там колесница ее. А на сердце у богини желание,
Чтобы Карфаген этот, как Судьба позволит, был господином народов.
Но прочула она, что от крови троянской племя
Уже вырастает новое, что города разрушит тірійців.
Появится чел, підкоритель земель, воинственный и гордый,
Сгинет в пожарі могущество ливийская: так випряли Парки.
Все то Сатурния знает и кровь еще вспоминает свежую,
Что под стенами Трои лила за любимых аргів.
Еще не завяли в душе причины скорби и гнева,
Еще, притаївшися, в сердце живут ее и приговор Париса -
Обидное пренебрежение божественной красоты, - и род ненавистный,
И Ганимеда, взятого на небо, почет высокая.
Помня все то, она троянцев, волной битых -
Все, что осталось от ярости данайцев и оружия Ахилла, -
Не подпускала к краю латинского; долго и горько,
Пасерби Судьбы, они всеми проблукали морями.
Столько страдания легла на устои Римского рода!
ПРОРОЧЕСТВО АНХИЗА О ГРЯДУЩЕЙ СЛАВЕ РИМА
Отец Анхіз на то время в глубокой долине внимательно
Просматривал до наземного мира предназначены души.
Пристально глазами водил по собственному племени; видел
Счастье и судьбу потомков, и лик их весь бесчисленный;
Фигуры лучших героев и подвиги овк незабываемые.
И как увидел Энея, который шел через луга навстречу,
Руки простер к нему обе; на радостях слезами
Лица старые окропил, и голосом сдвинутым молвил:
«Да, ты наконец пришел. Твоя искренняя привязанность к отцу
Все преодолела преграды, все препятствия. Я могу
Взглянуть в глаза тебе и услышать голос знакомый.
Правда, я так и думал. Я думал, прибудешь ты, сын.
Дня с нетерпением я исчислял, и вот моя мечта сбылась...
Через какие же ты моря переплыл? По которым суходолах
Ты перешел? И в которых побывал опасностях, любимый?..»
«Отче, - сказал Эней, - твой образ, такой унылый,
Часто являлся мне и звал за врата подземные...
Наши лодки на Тирренском море. Дай сжать руку,
Дай же, отец мой, обнять тебя... Не убегай от объятий».
Так говорил он и слезы струмив с глаз неутішних.
Трижды он хотел обвить руками Анхізову шею, -
Трижды из объятий ему прерывалась укоханий образ -
Так, будто ветер легкий, будто сонная призрак крылатая.
Вот уже видит Эней защитную и глубокую долину,
Гаем поросшую зеленым и тихого шелеста полную,
Где супокійні жилища поток омывает Летейський.
Над берегами, над плесом человеческие племена и народы
Вьются, летают, словно летом в погожий день
Пчелы по лугах зеленых, над цветом обильным, раВНОобразным
И круг белых лилий: звенят и гудят сенокосы.
Глянул Эней и, дрогнув на вид, спрашивает у отца:
«Что это за волны дрожат в дали и что за люди
Вон более гладью летают и луг укрывают зеленый?»
Отвечает Анхіз: «То души, что второй раз суждено
Тело земное им узять. К Летейської волны пав,
В водах спасенных ее они пьют забвение долгосрочное.
Хочу уже я давно тебе показать наглядно
Род твой будущий и славных потомков твоих сосчитать,
Чтобы со мною радовался ты, Латинского края дойдя...
Сейчас Дарданського рода в будущем суженую славу,
Лучших потомков твоих итальянского племени и крови,
Светлых героев, что наше имя в наследство примут,
Все я тебе покажу и ты прочитаешь собственную судьбу...
Видишь того юношу, что, копьем підпираючись, ходит,
Он ближайший к свету. Он первым ростком, на славу
Рода твоего итальянского, войдет в воздух нагорное.
Сильвий имя его будет твое последнее отродье,
Старощів поздних твоих награда, Лавиния-мать
В лесу присмотрит его и на отцовское царство поставит.
Сейчас обрати свои глаза, взгляни на этот бесчисленный род.
Все твои римские потомки: здесь Цезарь, здесь Юлиев племя,
Что под небо высокое величественностью своим возвысится.
Вот перед нами и то, что крюк часто тебе предвещали -
Август - герой и потомок богов, что снова появить
Возраст золотой у края Итальянском, на нивах, где впервые
Щедрый царствовал Сатурн. И войной себе поработит
Он гарамантів и индив, что в землях живут краєсвітніх
За годовими кругами, по ту сторону от наших созвездий,
Где небодержець Атлант раскаленные оси держит.
Уже и теперь памятуя досадное богов предсказания,
С ужасом ждут его меотійці и Каспийские царства,
Ждут и трепещут перед ним берега семигирлого Нила.
Столько земли не сходил ни Геракл в походе преславнім,
Как преследовал лань мідноногу и лес Еріманта
От кабана спас, и Лернейскую поборював Гидру,
Ни победный Ліей, веселым игом виноградным
От верхогір'їв Нізейських гонит побежденных тигров...
Или ты колеблешься и до сих пор в подвигах мужество явить?
Или и теперь ты боишься в Авзонських краях поселиться?..
...Другие майстерніш, чем ты, відливатимуть статуи из меди,
Из мрамора тоже, я думаю, будут делать лица живые,
Лучше в судах исходить, лучше далеко от тебя
Вычеркнут сферу небесную и зрение круговое вращение -
Ты же помни, гражданин римский, как править миром
Будут искусства твои: в мире держать народы,
Милувать истинных подданных и крайне довойовувать гордых».
ЩИТ ЭНЕЯ
Там, на том щите, прозираючи будущие годы,
Вырезал властелин огня итальянцев будущие приключения,
Римского рода триумфы, Асканіїв род знаменитый
И все несметные, последовательно движимы войны.
Вырезал он и Волчицу в Марсовій тихой пещере
И у нее близнецов-сисунців, двух ребят непонятливых,
Как они играют смело, к матери как приходятся,
Как и она, повернув к ним свою могучую шею,
Ласкает поочередно обоих и тело вылизывает нежное.
Там - поднимается Рим, там - сабінських женщин похищают
Хищное насилие во время циркового забавы; еще дальше
Вырезал бог битвы новое, что вдруг схватилось
Между куретами, Тацієм давним и римским народом.
Далее оба цари, военное покончив соревнования,
Перед жертвенником, вооруженные, с вином в руках вставали
И, заколов свинью, мировое производят соглашение.
Здесь же, совсем рядом, квадриги прыткие разрывают
Надвое Мэтта (не хотел ты сдержать слово, альбанцю).
Тело твое порванное Тулле поволок по дубравах,
И придорожные тернии в кровавой росе краснели.
Далее Порсенна приказывал городу принять изгнанника
И за Тарквиния римлян страшной осадой мучил;
Дети Энею в бой выступают за свободу соревноваться.
Стал раздраженный царь, на устах ему лютая угроза;
Видно, услышал, что решился Кокліт мосты разрушить,
Что сбежала от стражи и в Тіброві вскочила воды
Клелия-дева... Еще дальше стоял в крепости на чатах
Манлій и храм защищал, и высокий весь Капитолий;
Ромулів їжився двор острішком новой соломы.
На позолоченім крыльце серебристый гусь неспокойно
Вверх зривавсь, крича, что галлы уже возле храма.
Галлы ползли по кустам, добирались уже до крепости.
Имея хорошую заслона - в темноте черной ночи.
Кудри в них золотые, из золота и одежда, и броня.
Вьются плащи вышитыми; чистого золота ожерелье
У каждого сияет на шее молочной. Размахивает каждый
Парой легких копий и щитом защищается длинным.
Здесь танцуют Салії, обнаженные луперки за ними:
Фламіни здесь в шерстяных шапках, там видно Марсові
Сброшенные с неба щити1; там чистые женщины в колесницах
Святые городу провозят. Еще дальше несравненный художник
Вырезал Тартар подземный, Плутонові высокие ворота
И им назначены наказания: тебя, Катіліно,
На височеннім уступе и страшных фурий против тебя.
Праведные души отдельно, между ним и Катон правосуден.
Более подземными тенями шел злотокований образ
Моря бурного: седая гойдалась и пінилась волна,
А вокруг выбрасывались серебряные с моря дельфины
И разбивали хвостами гребни волн. В очаге
Судна гордились медные. Большое то битва Актійська:
Море укрыто все кораблями. Кипит побережья
И отражается золотом в волнах прозрачных Левкати.
Видно там, как цезарь Август ведет в бой итальянцев...
Высоко стал на корме он, а с ним и народ, и сенат весь,
И щонайбільші боги, и пенаты. На висках двойное
Сияние у него горит и заря свыше макушкой вплоть родная.
Далее Агриппа, по повелению богов, при ветре сприятливім
Ставит в строй корабли; на лбу у него гордовитім
Славная признак доблести, ростральний венец сияет.
Там с иностранной мощью, при оружии и одежде отличных, -
От побережий красных, от восточных земель вернувшись
С краю Зари победителем, - Антоний ведет за собой
Бактрів, єгиптян2 и... грех максимально возможную - египетскую женщину.
Лавой все наступают, и пенятся воды залива,
Веслами взбитые, разорванные тьмы тем корабельных носов.
Рвутся в пространство все из залива: кажется, циклады
Вирнули из синих пучин, сталкиваются плавучие горы:
Так мощно развернулся неизданный корабельный бой.
Падает клочья огненные и сыплются стрелы повсюду.
Влажный Нептунове поле пролитой кровью багріє.
Среди дворовой общины царица египетским систром
Зовет к бою: не видит гадюк, что ее дожидають.
Здесь негерманских уродливые боги, здесь Анубис гавкучий
Против Минервы, Нептуна, и матери римлян Венеры
1 По преданию, особый щит упал с неба в руки царю Нуми Помпілію во время чумы как знак спасения.
2 Вергилий Дальше перечисляет покоренные Римом народы: афри, нуміди, лелеги, карийцы, гелоны, даги, моріни.
Стрелами приедут. И бросился Марс в середину сечи,
В панцирь из стали закованный; с неба Еріннії ярости
И неуемная Несогласие к бою растрепанные упали.
Несется Беллона вслед и кровавым бичом розмахнулась;
В небе высоком стал Аполлон с натягненим луком,
Глянул на битву, и моментально вернулись, пораженные ужасом,
Прочь бегут арабы, сабейці, египтяне, инди.
Видит поражение царица. Велит развязать веревки,
Порозпускати паруса. Тіка. Художник божественный
Вырезал гордую царицу бледную, испуганную смертью:
В море односить ее благоприятным дыханием Япіг...
Далее тройным триумфом до Римского замка вступив,
Цезарь богам итальянским обещанную традицию составляет:
Триста в большом городе посвящает храмов обітних.
В восторге Рим ед забав; везде аплодисменты народа звучат;
Хоры женские в храмах; жертвенники везде горят;
Везде по жертовниках всех позабивано в жертву телята.
Сам же владыка сидит на осяянім Фебовім крыльце,
И от подвластных народов принимает дары; украшает
Пышного храма косяки, и длинной вьются стягою
Перед мощным языки земные в раВНОобразных нарядах.
Выковал мудрый Ковач розперезаних афрів, нумідів,
Дальних лелегів, карийцев и добрых лучников - гелонов,
Там и Євфрат1 побежден льет свои воды тише,
И краєсвітні Моріни и Рейн с удвоенным устьем,
Даги и далек Аракс, не терпит мостов над собой.
Перевод М. Зерова
1. О чем говорится в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея»? 2. Сравните содержание «Энеиды» Вергилия с содержанием «Илиады» и «Одиссеи». Докажите, что именно поэмы Гомера были для Вергилия образцом при написании своей поэмы.
С. Кого превоВНОсит Вергилий в «Энеиде»: Энея, Октавиана Августа или кого-то другого? 4. О чем пророчит Анхіз Энею? Почему отец обращается к сыну как к римского гражданина? 5. Какие подвиги Геракла упомянутые в пророчестве Анхиза? Какую роль они играют в тексте? 6. Пособием с какого школьного предмета мог бы стать щит Энея? Почему? 7. Сравните картины, которые отчеканили Гефест на щите Ахилла, а Вулкан на щите Энея. О чем свидетельствует эта разница? Ответ аргументируйте. 8. Почему именно героев «Энеиды» И. Котляревский «переодел» в украинские одежды?
1 Реки, названные Вергилием, текут на разных границах Рима, олицетворяя покоренные народы и величие государства.
Литературное эхо
Вергілієві мы обязаны становлением новой украинской литературы. И. Котляревский, которого сам Т. Шевченко уважительно называл «отцом», «переодел» в казацкую одежду Энея, главного героя произведения Вергилия. Вот начало «Виргилієвой Энеиды, на малороссійскій язык переложенной Ы. Котляревским» (1798), которую чаще называют просто «Энеидой» Котляревского:
А. Базилевич. Иллюстрация к «Энеиде» И. Котляревською
Эней был парубок моторный
И парень хоть куда казак,
Притворился на всеє зле проворний,
Близкий од всіх бурлак.
Но греки, как спалив Трою,
Сделали из нее скирду гноя,
Он, взяв сумку, тягу дал;
Забрав некоторых троянцев,
Осмалених, как гиря, оборванцев,
Ноги из Трои навострил...
Максим Рыльский
Анхізів сын, вклонившися богини,
Посмотрел ей, окрыленной, вслед:
Розовая тучка сквозь гирлянды вит
Ушла от него в просторы синие.
Это же ею дышал и смеялся мир,
Это же ей молились стаи лебединые,
Ей, что родилась в прибрежной пене
И что прочнее прочный гранит.
Эней еще слышал горячей ладони
Бессмертный прикосновение к своему лбу,
А в море волны гнались, словно кони,
Качаться троянские корабли,
И ряд глаз, приверженных и враждебных,
На них смотрел из чертогов божьих.
Преторианская гвардия. Римский рельеф. II ст.