СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Рудаки. Газели, рубаи, бейти
Основоположник персидско-таджикской
поэзии, поэт и ученый, энциклопедист своего времени Абу Аб - даллах (или Абуль
Хасан) Джафар ибн Мухаммад Рудаки (860-941) родился в горном селении Пандж
Рудак1, недалеко от Пенджикента - столицы древней Согдианы
(ныне Согдийский область Таджикистана), близ Самарканда.
Сведений о жизни Рудаки
сохранилось очень мало. Еще в юношеские годы он был известен на родине как
певец и музыкант. Слава о Рудаки как о поэте и музыканте дошла до Бухары
- столицы Саманідської государства.
Вот что написано о поэте в одной из
ранних антологии персидской поэзии «Сердцевина сердцевин»: «Он родился слепым
(по другим сведениям, Рудаки был ослепленным в зрелом возрасте), но был настолько
талантливым и способным, к восьми годам знал наизусть весь Коран и стал
чтецом Корана; он начал сочинять стихи, которые народ восторженно встречал. Любовь
к нему все росла, к тому же Господь наградил его прекрасным голосом и
способностью очаровывать пением сердца. Он научился игре на барбаті (лютни), стал
мастером игры, и слухи о нем пошли по всему миру. Эмир Наср, сын Ахмада
Саманіда, особенно приблизил его к себе».
Однако нельзя сказать, что все жизни
Рудаки прошло в роскоши и счастье. Поэт, который более сорока лет служил
Саманідському двора, в старости попал в немилость. По приказу эмира его сослали
в изгнание. Причина изгнания неизвестна, но предполагают, что немалую роль в этом
сыграло его сочувственное отношение к одному из народных бунтов в Бухаре.
Последние годы Рудаки жил в нищете, умер в 942 г. и был похоронен в своем
родном поселке, от названия которого он взял свой псевдоним. Через тысячу лет
было найдено его могилу и построен мавзолей. Маленький горный кишлак в
Таджикистане получил мировую славу, стал местом паломничества любителей поэзии.
Как отмечают исторические источники,
Рудаки написал очень много. Однако из его огромного творческого наследия до нас
дошло лишь около тысячи двустиший (бейтів).
Персы называют Рудаки «Адамом
поэтов», поскольку его творчество имело большое значение в формировании и дальнейшем
развития одной из богатейших литератур мира. В творчестве Рудаки можно проследить
оформление и развитие всех основных форм персидской поэзии и определение ее
тематического богатства. Рудаки - автор касид, газелей, кита, рубаи, а также
больших дидактических поэм - масневі. Из них только две касыды и около сорока
четверостиший (рубаи) дошли до нас в полном виде, остальные - во фрагментах;
кроме того, сохранились отрывки из семи поэм.
Поэт был сторонником фольклорных
жанров, эпических мотивов, мифически-сказочных образов древней иранской
культуры. Он принес в поэзию и «свежесть утренней росы», и «шероховатость
полов, рассыпанной на току», и «тяжелую крестьянскую думу об урожае». Поэт не
приспосабливался к господствующих канонов высокой поэзии, а творил свою, для которой
образцом была народная песня (недаром в молодые годы он сам был народным
певцом и музыкантом). Хотя четверостишия - рубаи - существовали в иранской письменной
литературе до Рудаки, однако его вклад в обработку этой малой жанровой формы
весомый. Из древней иранской традиции он привнес в структуру стиха
симметричность и особую музыкальную ясность. Благодаря этому, например, рубаи поэта
достигли поэтической завершенности и выразительности, несмотря на минимальный объем
чотиривірша.
Рудаки был окружен плеядой ярких
поэтов, которые учились у него и развивали его поэтические принципы. В результате
выработался так называемый хорасанський, или туркестанский, стиль, господствовавший в
персидской поэзии несколько веков. Стиль самого Рудаки еще средневековые ученые
определили как «легкий». Ему присущи яркая обраВНОсть без жеманства и
чрезмерной усложненности, живое восприятие природы и очеловечивание ее, народная
простота и напевна музыкальность. Во всех его художественных средствах доминирует красота
простого и обычного.
Стихи Рудаки особые не только
высоким мастерством. В них выражены передовые гуманистические идеи. Именно Рудаки
первым в поэзии на языке фарси обратил свой взгляд на человека, ввел ее в
литературу. И природу, и философские идеи Рудаки передавал сквозь видение
обычного, «земного» человека, который рассуждает четко и просто. В его стихах - истинная
человечность и неповторимая эмоциональная выразительность.
Прославление Разума - основа
мировоззрения поэта, его понимание Добра и Зла, обличение несправедливости и
философского примирения с жестокостью судьбы. Рудаки писал: «Четыре вещи нам
нужны, чтобы невеселых сбыться дум: здоровое тело, веселый нрав, имя хорошее,
светлый ум». По крайней мере, тремя из них он владел - добрым нравом, хорошим именем,
светлым умом. «Добрый нрав» поэта не менялась даже в самые трагические
времена, о чем свидетельствует гуманистический оптимизм, характерный для его творчества.
«Хорошее имя» сквозь бурные века пришло к нам как символ бескорыстного
служение прекрасному. А «светлый ум» свидетельствуют мудрые афористические высказывания,
поэтическое наследие художника, стала бесценным достоянием человечества.
Вот уже более тысячи лет
переписывают и передают из уст в уста неповторимые бейти и рубаи поэта. Его
произведения переведены на языки многих народов мира. Поэзия Рудаки завоевала весь
мир и стала выдающимся явлением мировой культуры.
_____________________________________________________________
1 Название поселка в переводе означает «пять
рек» («рудак» - река, ручей).