ЛИТЕРАТУРА АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАН
Курт Воннегут (1922-2007)
Курт Воннегут родился 11 ноября 1922 года в городе Индианаполис, штат Индиана, в семье архитектора немецкого происхождения. Отец хотел, чтобы его сын стал ученым, поэтому будущий писатель изучал биохимию в Корнуэльском университете. Учебу прервала Вторая мировая война. Он был призван на военную службу, служил в пехоте, принимал активное участие в боевых действиях на Западном фронте. В декабре 1944 года попал в фашистского плена, был отправлен в дрезденскую тюрьму. Там пережил бомбардировки города союВНОй авиацией в феврале 1945 года, найдя порятуно вместе со своими товарищами в подвалах бойни.
В мае 1945 года К. Воннегут вернулся на родину. Два года он занимался антропологией
в университете Чикаго, одновременно работая полицейским репортером. Затем поселился в Скенектади, где устроился в отдел общественных связей на фирме «Дженерал моторе». Знания в области химии, математики, естественных наук, безусловно, вызвали особую заинтересованность Воннегута проблемами технологии, научного прогресса и его последствий, что нашло отражение в его творчестве.
Писатель дебютировал романом «Механическое пианино» (1952, на русском языке вышел под названием «Утопия 14»), В нем в духе фантастики и гротеска Воннегут иронизировал над негативными последствиями технического прогресса, массовой автоматизацией, изобразив общество будущего, управляемое ученым элитой с помощью огромного компьютера.
В следующем романе - «Сирены Титана» (1959), который стал пародией на научную фантастику, писатель рассказал о нападении машиноподібних марсиан на Землю. Это заставило землян сплотиться и забыть былые конфликты.
Уже первые произведения выдвинули К. Воннегута в ряд ведущих писателей США послевоенного времени.
Курт Воннегут - мастер сатирической прозы. Его творчество приобрело особую популярность в 60-х годах XX ст. На тот момент он не был писателем начинающим, его романы и рассказы появлялись в течение десятка лет, однако критика оставляла их без внимания, относя ее к легкомысленному научно - фантастического жанра. Заметили Воннегута после опубликования «Колыбели для кошки» (1962), а слава пришла к нему благодаря роману «Бойня № 5, или Крестовый поход детей».
«Колыбель для кошки» (1963). В центре романа, насыщенного калейдоскопом причудливо-фантастических событий, рассказчик - журналист Джоан, который отправился в город Іліума, чтобы написать книгу о выдающегося ученого, изобретателя атомной бомбы Феликса Хоніккера, а также о кристалл, названный «льда девять», способен замораживать все, с чем сталкивался. Научная истина, исповедуемая Хоніккером, по сути, аморальна и антигуманная. В сатирическом плане изображен в романе остров Сан-Лоренцо (что вызвал прозрачные ассоциации с Гаити) и его диктатор - папа Монцано. На Сан-Лоренцо царил самозваный духовный лидер Бококон, который установил для островитян новую религию, названную боконізмом. Это была успокаивающая, сладкая ложь, призванная отвлечь внимание людей от размышлений об их горькой судьбе. Впрочем, в боко - нізмі, который так и не спас остров от деградации, был и положительный аспект, поскольку в нем утверждалась ценность каждой отдельной личности в мире бездушного практицизма и обнаженного техницизма. В конце концов, через случайность (применение «льда девять»), остров погиб почти со всеми жителями; спасся лишь журналист, Бококон и еще несколько людей.
В романе были противопоставлены ученый-физик Хоннікер и самозваный пророк, віроучитель Боконон. Истина, кумир Хоннікера, имела своей спутницей безнравственность, но мораль, которую исповедовал Боконон, была лишь сладкой ложью. Конец света, описанный в романе, произошел случайно, однако с фатальной неотвратимостью: человеческий дух, даже в самых высоких своих проявлениях, не только не смог спасти человеческий род, но и сам стал инструментом уничтожения.
Нравственные проблемы общества в эпоху НТР, опасность дегуманизации и роботизации человеческих отношений постоянно волновали писателя, составляли внутренний пафос его произведений. В романе «Дай вам Бог здоровья, мистер Розуотере, или Не бросайте бисер перед свиньями» (1965) в центре были образы богача и «чудака» Элиота Розуотера, «единого американца», который почувствовал, что такое Вторая мировая война.
Сам Воннегут в одном из своих интервью назвал писателей «эволюционными клетками» общества: их назначение - воспринимать на ощупь и внедрять в жизнь новые идеи в оболочке чрезвычайного содержания.
Каждый роман К. Воннегута по сути - трагикомедия, обусловленная ощущением исчерпанности и нежизнеспособности идеалов традиционного гуманизма. Не стал исключением и роман «Бойня номер пять». Перед лицом современного зла, которое приобрело характер массового и личностного, «старые» эталоны справедливости и добра, по мнению писателя, были наивными и не приемлемыми для применения. Показательным в этом плане был эпизод из романа: на пепелище подвергнутого бомбардировке Дрездена над братской могилой трехсот тысяч мирных жителей немецкие солдаты расстреляли американского военного за угнанный им чайник.
В »Бойне номер пять» дрезденскую трагедию переживал двое - ровесники и соотечественники, совсем юные солдаты Второй мировой войны. Первый - Билли Пилигрим, в дальнейшем процветающий оптометрист из провинциального городка Іліум: он все пытался забыть, уютно приспособился к жизни. Второй - Курт Воннегут в дальнейшем прозаик с противоречивой репутацией (в данном случае герой собственного романа): он ничего не мог забыть и на протяжении десятилетий в нем зрел замысел воплотить ужасный опыт войны в «антивоєнній книжке». Билли совершил «путь пилигрима» наоборот - от страшной, главной в своей жизни события все глубже в духовное небытие, на фантастическую планету Тральфамадор, на которой культивировалась возвышенно - циничная философия. Воннегут, напротив, ушел от события и частного опыта к его осознание в широком контексте современной жизни. Писатель не подвергал сомнению утверждение: взять на себя ответственность за зло, что имело место в мире, человеку не под силу. Человек в большинстве случаев действовала, не имея на то злобных намерений, ею руководило лишь то, что было лишено четкого намерения и смысла.
Например, герой романа «Сирены Титана» (1959) пытался спастись от зловещего абсурда, поселившись в одиночестве на планете Меркурий.
В последующих романах писателя: «Завтрак для чемпионов, или Прощай, черный понедельник» (1973), «Балаган, или Конец одиночеству» (1976), «Тюремная пташка» (1979), за шутливым тоном и парадоксальными ситуациями чувствовалась озабоченность художника судьбой личности в современном урбанизированном и дегуманизированной обществе. Опасность гонки вооружений - одна из центральных тем романа «Меткий Дик» (1982): взрыв нейтронной бомбы уничтожил американский город со 100-тысячным населением. Правда, кое-кто был склонен оправдывать такую «чистую оружие», поскольку она уничтожала все живое, зато оставляла невредимыми дома, машины и т.д.
«Галапагос» (1985). В романе содержалось предупреждение относительно одностороннего развития цивилизации, когда моральные критерии намного отставали от накопленных знаний. В нем было изображено какое-архипелаг, на котором сохранилась сообщество существ, наивных и простоватых, почти лишенных человеческих качеств.
Действие романа началась в восьмидесятых годах XX в. и длился миллион лет. Рассказ велась с 1001986 года от имени покойного Леона Траута, за жизнь солдата морской пехоты США во Вьетнаме, а впоследствии рабочего на одной из шведских судоверфей, где он и погиб в результате несчастного случая.
Декабрь 1986 года. Эквадорское туристическое судно «Байя) где Дарвин» готовилось отправиться из Гуаякиля до островов Галапагосского архипелага в громко разрекламированный «Круиз возраста к истокам природы», к которому приглашено было немало знаменитостей, среди них - Жаклин Кеннеди-Онассис, Генри Киссинджер, телевизионные и эстрадные звезды. Напряженные отношения между Эквадором и Перу могли продолжаться до войны, потому что на назначенный день до Гуаякиля прибыло всего шесть пассажиров: сам организатор круиза, американский делец Эндрю Макинтош с восемнадцатилетней слепой дочерью Селиной, японский инженер, конструктор чудо - компьютера «Мандаракс» Дзендзі Хірогуті с беременной женой Хисако, летняя американка Мэри Хепберн - школьная учительница биологии, что недавно похоронила мужа, и такой себе Джеймс Уэйт, мошенник и брачный аферист, который под именем канадского подданного Вилларда Флеминга скрывался от правосудия. В числе главных действующих лиц также были непутевый капитан судна Адольф фон Клейст и его брат Зигфрид, администратор отеля в Гуаякиле.
С экскурсов рассказчика в будущее стало известно, что «Байя) где Дарвин» наконец достигла галапагосского острова Санта-Росалія, и кучка людей спаслась на судне, заново начала историю человеческого рода, ибо война между Перу и Эквадором ознаменовала начало упадка современного человечества.
Мастерство К. Воннегута-романиста проявился и в жанре рассказа. В этом плане внимания заслуживал такое произведение, как «Все королевское войско». Действие в нем отнесена к 50-х годов XX ст. - время, когда и была написана подавляющее большинство рассказов писателя. По сюжету произведения самолет, который направлялся в Индию, разбился над материковой частью Азии, контролируемой руководителем коммунистических повстанцев Пи їнгом. В катастрофе выжили семья полковника Келли (он, его жена, двое десятилетних сыновей - близнецов), двое пилотов и группа завербованных технических специалистов (10 человек), которых ждали на Ближнем Востоке. Эти люди сразу попали в плен враждебно настроенных екстремістів. их будущее, за бессмысленной затеей Пи Їнга, мало зависеть от результата шахматной партии, фигурами в которой были американские пленные, а противником руководителя повстанцев должен был быть полковник Келли. Таким образом, судьба шестнадцать ни в чем не повинных людей, среди которых и семья полковника, была в руках одного человека. Даже не будучи основательно знаком с правилами игры в шахматы, можно не сомневаться, что ее ход будет сопровождаться потерями фигур, как с одной, так и с другой стороны. Это особенно огорчало полковника Келли, поскольку он понимал, что без жертв эта игра не обойдется. В рассказе писатель затронул проблему ничтожности человеческой жизни, превращение борьбы за него на игру. Особенно остро звучала эта тема в мирное время, когда жизни человека по сути ничего не угрожало.
Творчество К. Воннегута вызвала пристальное интерес как широкой читательской аудитории, так и серьеВНОй, академической критики. Не утихали споры относительно того, к какому жанру или виду литературы следует ее отнести: к научной фантастики, «черного юмора», неоавангардизма или сатиры. Сам писатель утверждал, что его книги выросли из традиций Аристофана, Ф. Рабле, Дж. Свифта и других мастеров сатиры. За пафосом своего творчества К. Воннегут был близок к тех писателей США, которые пришли в литературу после Второй мировой войны и которые остро почувствовали одиночество, внутренний трагизм существования внешне благополучного человека в технократическом обществе.
Писатель умер 27 апреля 2007 года.
Особенности творчества К. Воннегута:
• причудливая манера письма;
• стиль - «телеграфно-шизофренический», сюрреалистический;
• сочетание острой сюжетности с фантастикой, гротеском;
• сосуществование неограниченного воображения со злой иронией и откровенной сатирой.