ЛЕКЦИЯ 19
ШАРЛЬ БОДЛЕР - ПРЕДТЕЧА СИМВОЛИЗМА
1. Жизненный путь Ш. Бодлера. Новаторство поэта.
2. Сборник «Цветы зла» - проявление противопоставления Добра и Зла.
3. Символический смысл стихотворений Ш. Бодлера.
1. Жизненный путь Ш. Бодлера. Новаторство поэта
Артюр Рембо писал: «Бодлер... - это король поэтов, настоящий Бог». Шарль (1821-1867) Бодлер стоял у истоков французского символизма. Сам поэт считал себя поздним романтиком, а история литературы признала его предтечей символистского мировосприятия и искусства, в произведениях которого отражен декадентский умонастроение конца XIX ст.
Большинство современников называла Бодлера аморальным, опасным богохульником, полубезумным. А поэт Теодор де Басквіль говорил о нем другое: «Если можно назвать человека приятной, то в наибольшей степени это касается Бодлера. Взгляд его полон жизнью и мыслью. Когда я слушал его быструю, изысканную речь, язык настоящего парижанина, мне казалось, что с глаз моих спадает повязка, что передо мной открывается безграничный мир грез, образов, идей, величественных пейзажей...»
Судьба подарила Пьеру Шарлю Бодлеру всего 46 лет, обозначив печатью уже при рождении. Когда 9 апреля 1821 г. он родился, его отцу, Жозефу Франсуа Бодлеру было 62 года, а матери, Каролине - 28. Отец умер, когда парню не было еще и 6 лет, но на всю жизнь в душе Шарля осталось теплое детское чувство к отцу, что граничило с поклонением. Он любил вспоминать благородного седого старика с красивым посохом в руке, который гулял с сыном Люксембургским садом и объяснял символику многочисленных статуй.
Психическая травма, которую художник получил в детстве, заключалась не в раннем сирітстві, а в «предательстве» матери, которая через год после смерти мужа снова вышла замуж за 39-летнего генерала Опека. Откровенный, честный и дисциплинированный, Ожог все же не был обычным солдафоном, хотя и совсем не разбирался в искусстве. Бодлер до самой смерти отчима не простил ему, что тот «отнял» у него мать. Но повторное бракосочетание было не единственной «предательством» Каролины Бодлер: в 1832 г. 11-летнего Шарля отдали в интернат при лионском Королевском колледже, потому что семья перебралась именно в Лион. Здесь и зародились чувства, что портили жизнь будущего поэта - обида, ревность, ненависть.
Лионский период жизни тянулся до Парижа. Шарль закончил колледж Людовика Великого и, получив степень бакалавра, почувствовал, что не хочет больше продолжать обучение. Это был акт протеста и освобождения - он решил стать «творцом». Он дружил с молодыми литераторами и даже осмелился заговорить на улице с самим Бальзаком. Юноша не избегал сомнительных знакомств, вел богемную жизнь. В результате, болезнь сифилис на всю жизнь стала причиной нервных срывов, физических недомагань, депрессии.
Напуганная поведением Шарля, семья Ожог решила отправить его в далекое путешествие. Юношу посадили на корабль, который отплывал в Калькутту, однако в Индию Бодлер так и не попал. Он выдержал 5 месяцев на борту корабля и отказался плыть дальше. В феврале 1843 г. он вновь оказался в Париже, где его ждал родительское наследство - 100 000 франков. Эти деньги он тратил слишком быстро и безоглядно - на развлечения, проституток, на создание имиджа денди. Бодлер всеми возможными средствами пытался поразить своим внешним видом: бархатный камзол, как у венецианских патрициев, красивый фрак с цилиндром на голове, свободная блуза, которую он считал новой собственной формой дендизма.
Хотя элегантная внешность и манеры Шарля производили впечатление на женщин, он не пытался завести серьезные отношения с порядочной женщиной. Хотя была Жанна Дюраль, статистка одного из маленьких парижских театров.
В течение 20 лет она была его постоянной любовницей, хотя не отличалась ни красотой, ни умом, ни талантом. В отношении Бодлера к этой странной женщины чувствовался не только характер поэта, но и его восприятие проблемы измены: она постоянно презирала литературную деятельность Шарля, постоянно требовала у него деньги, изменяла по любому случаю, но он ухаживал за ней, позже разбитую параличом, обеспечивал материально и был рядом до самой смерти. Именно с этой женщиной связано огромное количество стихотворений в сборнике «Цветы зла».
Литературная деятельность Бодлера началась в 40-е годы. Он публиковал статьи и отдельные стихи, брошюры. За это время им было написано несколько стихотворений, вошедших позже в состав его сборника, но сначала художник заявил о себе как литературный критик.
В середине 1844 г. произошло событие, которое подорвало душевное настроение Шарля - он был признан человеком неблагонадежным, которая требовала опеки и надзора. Причиной стала наркотическая зависимость Бодлера и его отношение к полученному наследству (половину денег он уже получил на развлечения). Родственники требовали перед властью официальной опеки. Таким опекуном стал нотариус Ансель, который вел денежные дела поэта и выдавал ему определенную сумму ежемесячно.
В 1846 - 1847 гг. Бодлер открыл для себя Е.По, талант которого считал родственным по духу. Переводил его новеллы на французском языке.
Последние годы жизни писателя были печальными. Окруженный невероятной одиночеством и грустью, он успел написать немного, в том числе 50 «стихотворений в прозе». Сборник «Цветы зла», вышедшей в 1857 г., сделала Бодлера известным: она стала причиной судебного процесса против поэта с обвинением в «безнравственности». Он вынужден был изъять из первого издания 6 стихов. В 1861 г. вышло второе издание книги, дополненное 35 новыми стихами.
В 1862 году на полный голос «заговорили» давняя болезнь поэта - участились приступы головокружения, жара, бессилие, почти безумие. Он практически ничего не писал. Одетый в лохмотья, часами ходил по улицам, пытался затеряться в толпе. В 1864 г. безденежье заставило его поехать в Брюссель читать лекции и договориться об издании своих произведений. Лекции успеха не имели.
4 февраля 1866 г., когда во время посещения церкви Сен-Лу в Намюре Бодлер потерял сознание, у него обнаружили признаки паралича, частичную, а позже и окончательную потерю способности говорить. В июле его перевозят в Париж, где он и умер 31 августа 1867 г.
Этапы творчества Ш. Бодлера |
И | II | III |
(1845 - 1848) | (1848 - 1852) | (1852 - 1856) |
статьи о живописи | замысел сборника «Цветы зла» | окончательный вариант книги |
В духовной биографии Бодлера важное место заняла его литературное творчество кон. 40-х - первой половины 50-х годов, когда он экспериментировал в прозе (новелла «Фанфарло», 1847) и в драматургии (черновик пьесы «Пьяница» - 1854), писал заметки о художественные выставки и брался за переводы произведений Э. По. Кроме переводов стихов и прозы американского художника, Бодлеру принадлежало два литературно-биографические очерки о нем: «Эдгар Аллан По, его жизнь и творчество» (1852) и «Новые заметки о Е.По» (1857).
Т ворчість Бодлера оказала влияние на таких символистов, как П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме, модерниста М. Пруста и др. Своим учителем его называли Верлен, Малларме, Рембо, Пруст, Элюар, Рильке. О нем писали I. Франко, Л. Украинка, В. Стефаник. В Украине произведения переводили П. Грабовский, М. Драй-Хмара, М. Зеров, И. Драч и др.
Новаторство поэта
1. введение во французскую поэзию урбанистической темы;
2. обостренная восприимчивость в поэтической манере;
3. стремление к максимальной точности в изображении самых мрачных моментов внутренней реальности;
4. поэт - безродный и непонятый толпой «чужак», которого она мучает и ненавидит;
5. взаимопроникновение в поэзии высокого и низкого, сочетание несочетаемого в пределах одного образа, эстетизация безобраВНОго;
6. стирание грани между субъектом и объектом, между воображаемым и реальным;
7. признание за поэтическим словом суггестивной функции;
8. романтический конфликт мечты и действительности приобретает глубокого внутреннего характера.
2. Сборник «Цветы зла» - проявление противопоставления Добра и Зла
Литературную судьбу Бодлера определила его единственный поэтический сборник «Цветы зла». Замысел книги созрел у автора довольно рано: в «Салоне 1846 года» автор упомянул о намерении выпустить книгу стихов. А через 2 года в прессе появилось сообщение, что Бодлер готовил к печати сборник «Лимба». В 1851 г. под этим заголовком в одной из газет был напечатан цикл из 11 стихотворений, и, наконец, в 1855 г. респектабельный журнал «Ревю де Дю Монд» опубликовал 18 стихотворений поэта. Это был безусловный успех. К Бодлера пришла популярность, хотя еще едва заметная, но этого было достаточно, чтобы в декабре 1856 г. модный издатель Огюст Пуле-Малассі купил у него права на «Цветы зла». Всего через полгода книга вышла в свет. В одном из писем Бодлер писал: «В эту жестокую книгу я вложил весь свой ум, все свое сердце, свою веру и ненависть».
Название сборника поэт искал долго, зато она оказалась на удивление вместительной и выразительной, ведь сфокусировала в себе не только противоречия эпохи, но и противоречия самого Бодлера. Название сборника подчеркнула главную мысль - привлекательность зла для современного человека. В сжатой форме автор передал свое восприятие современного мира как царства зла и одновременно его собственное видение этой печальной реальности. Сборник трактовалась современниками как поэтизация безнравственности. Но сам Бодлер утверждал, что книгу надо оценивать целостно, только тогда из нее выплывет жестокий нравственный урок.
Сборник «Цветы зла» создавалась поэтом на протяжении всей жизни и вобрала все лучшее из его поэтического наследия. В этом плане она похожа на «Листья травы» Уитмена или «Кобзарь» Т. Шевченко. Сборник - целостное произведение, где все части и отдельные стихи органично связаны. Книга имела посвящение, вступление и состояла из 6-ти циклов, объединенных по проблемно-тематическому принципу.
Лирический герой Бодлера раздвоен: он разрывался между идеалом духовной красоты и красотой зла («Больная муза», «Идеал», «Гимн красоте»). Поэтому исходной позицией бодлерівської творчества стало напряженное противопоставление добра и зла, Бога и Сатаны. Зло было объектом художественного исследования в Бодлера. Поэт рассматривал его как специфическую форму добра. Его не покидала надежда на победу добра.
Двухполюсности ощущение определила композиционную структуру сборки, ее основной части «Сплин и идеал», которая открывалась тремя стихами («Благословение», «Альбатрос», «Лет»), где утверждена божественная природа человека, которая с наибольшей полнотой воплощена в фигуре поэта. Поэт для Бодлера - безродный и непонятый толпой «чужак», которого она мучает и ненавидит. На поэте - печать знехтуваності.
Эта раздвоенность бодлерівського героя между добром и злом породила чувство скуки, стремление вырваться в «неизвестное», жажду беспредельного. От первой части «Сплина и идеала» к заключительной (стихи «Сплин», «Марево», «Жажда небытия», «Часы») четко прослеживалась нисходящая линия, которая вела от «сплина» до «идеала», а наоборот, от «идеала», до «сплина», от Бога - к Сатане.
Цикл «Сплин и идеал», как и в целом вся коллекция - это лирическая драма, где идеалу противостояла не сама действительность, а «сплин» - болезненное состояние, порожденный этой действительностью. Если в цикле «Сплин и идеал» четкими были романтические тенденции проявились в описанных поэтом противоречиях между действительностью и идеалом и их противопоставлении, то в стихах цикла «Парижские картины» ощутимый реализм, где центр тяжести переместились на внешний мир, и Бодлер создал образцы урбанистической поэзии.
Поэт сумел взглянуть на город по-новому. Главным для него был не внешний вид города, а то, как оно влияло на современного человека, которых метаморфоз подвергалась человеческая душа в напряженном ритме жизни. Город привлекало и одновременно отталкивало, питало его загадочными соками и отравляло ядовитыми испарениями. И. Бодлер воспел эту целительную и пагубную нрав.
Во всех стихах («Цветы зла») противопоставлялись Добро и Зло. Бодлерівське добро - это вовсе не христианская любовь (к Богу или к другим людям), это всепоглощающая жажда слияния с вечным и бесконечным миром, жажда, что могла быть удовлетворена лишь телесными средствами, которые имели позаморальну природу. Два противоположных полюса - Добро и Зло, дух и плоть, Бог и Сатана - начали превращаться друг на друга. Сатана выступил как воплощен голос плоти, но этот голос был тоской невозможным, что в свою очередь, могло найти хотя бы какое-то удовольствие только с помощью материального. Поэтому бодлерівський Сатана - не ангел, а прежде всего земное воплощение Бога, а Бог - земной Сатана. Эти две «бездны» притягивали и одновременно отталкивали поэта, и он замирал между ними, очарованный и объятый ужасом.
Поэту было неизвестно происхождение красоты: возможно, она сошла с небес, а может - поднялась из морской пучины. Но сама красота сделала мир ближе. Не случайно в предисловии к «Цветов зла» Бодлер сформулировал основной пункт своей эстетической программы как «извлечение красоты из зла».
Нередко у Бодлера слова и сочетания слов лишены точного логического значения, что вызывает неожиданные ассоциации, смутные представления, неопределенные настроения.
Доминантами поэтики сборника Бодлера «Цветы зла» стали контраст и символика. Ш. Бодлер был одним из зачинателей символизма, но в его творчестве, в частности в сборнике «Цветы зла», соединились романтические и собственно символические элементы. Стихи в сборнике имеют в основном двопланову структуру, где на переднем плане - предметы, эмпирические явления, конкретные детали, за которыми были спрятаны идея, абстракция, превращала предметно - эмпирические образы в символы.
3. Символический смысл стихотворений Ш. Бодлера. «Альбатрос» (1841)
Впервые стихотворение было опубликовано в 1859 г. без второй строфы. Дата написания - 1842 год. Очевидно, он был написан во время путешествия Бодлера на острова Репотьон и Маврикий в 1841 г. На первом плане в стихотворении конкретные детали, предметы:
Чтобы им развлечься, веселый группа матросов
Среди неудержимых вод бурных морей
Безопасно ловит птиц, величественных альбатросов,
Что любят пролетать следам кораблей
Альбатрос - величественный птица, властелин морских просторов, сопровождал корабли. А на палубе он имел вид беспомощного птицы.
На палубу несут ясных высот владыку.
И добросовестно тянет он приборкане крыло,
Что потеряло свою былую мощь большую,
Языков среди буйных вод поломанное весло
Постепенно образ альбатроса перерос в романтический образ - символ поэта и его судьбе в человеческом водовороте жизни.
Поэт подобный тоже до властелина лазури,
Что среди облаков, как молния во мгле.
Но, словно в тюрьме, в толпе неистовой
Он крылья великана волочит по земле.
Поэт не находил понимания среди людей и поэтому не мог взлететь мыслью.
Композиционное единство произведения достигла с помощью центрального образа альбатроса, что стал образом-символом. Поэтому и противопоставлены здесь реальный и символический план выражения: альбатрос и матросы, поэт и толпа. С образом альбатроса связано все возвышенное, он в центре внимания, автор восхищался им и выразил ему соболеВНОвания. В стихотворении противопоставлены высокое и низкое, небесное и земное, поэзия и проза, в нем высказаны горькие размышления автора о трагическое положение поэта в обществе.
Стих принадлежал к цикла «Сплин и идеал». В нем утверждалась божественная природа человека, с наибольшей полнотой воплощена в фигуре поэта.
«Гимн красоте» (1860)
В сборник «Цветы зла» включены стихи, где воспета красота. За Бодлером, красота и грусть неразрывны. Поэта привлекал образ женщины, которой грусть добавлял очарования. Но красота у Бодлера не иссякла изображением меланхоличной женщины. Поэт часто изображал красоту в виде символа.
«Гимн красоте» принадлежал к цикла «Сплин и идеал» и впервые был опубликован в 1860 г. В стихотворении Добро и Зло рассматривалось как источник прекрасного. В нем рассказывалось о многогранности, вместимость, неоднозначность понятия красоты. Поэт не утверждал, а рассуждал. Ему было неизвестно происхождение красоты:
Красота! С неба ли ты, или из темной бездны -
В твоем взгляде - покорность и вина...
Но откуда бы ни происходила красота - из ада или из рая -
она меняет жизнь.
Неважно, из ада ты, из рая,
БезобраВНО вибредна, страшная и святая,
Как к безсмертностей, что я о них не знаю,
Но жажду их, відчиниш ты врата!
Красота посылала чувственные законы, звуки, цвета. Она отождествлена с беспредельностью. За Бодлером, наиболее полное свое воплощение она нашла в поэзии, потому что именно поэзия оказалась привилегированным путем мгновенно оказаться в раю.
«Падаль» (1843)
Стихотворение из цикла «Сплин и идеал».
Человеческая природа интересовала Бодлера том, что она, по его мнению, загнанная в несовершенство: он хотел именно на этой земле иметь рай.
В стихи Бодлер иногда намеренно и не без зловтішності выставил напоказ шокирующие натуралистические детали (например, описание мертвой лошади).
Как и повійниця, палятина лежала,
Задрав ноги кверху,
И брюхо гадкий цинично открывала,
Словно говорила: на, бери!
Натуралистический описание мертвого животного постоянно сопровождался прекрасными картинами природы. Противоположности в стихи доводились до лучшей поляризации: жизнь - смерть, любимая женщина - мертвое животное.
В стихотворении воспетая вечность духовного сравнению со смертностью материального. Этот замысел четко прослеживался в последней строфе стихотворения:
После последнего причастия, моя милая,
Под владениями травы,
Когда поглотит вас безжалостная могила,
Такой будете и вы!
Красота, скажите тогда черви, что подло хлынет
С цілунками на вашу грудь,
Что ваши формы я сохранил, моя богиня,
Сохранил моей любви суть!
Воспевание вечности прекрасного, любви звучало в Бодлера своеобраВНО, в вызывающе-парадоксальных тонах.
«Авель и Каин» (1848-1852)
Стих связан с романтической традицией в литературе. Известная драма Байрона «Каин», стихотворение Генри Восна «Кровь Авеля».
Миф о Каине и Авеле у Бодлера истолковано не абстрактно, как у его предшественников, а конкретно-исторически. Написан после революционных событий 1848 года, включен к циклу «Бунт», стих стал прямым призывом к бунту. Поэт участвовал в баррикадных боях, но руководствовался прежде всего эмоциональными импульсами, а не трезвым политическим мировоззрением.
Стих построен на противопоставлении рода Каина и Авеля - двух категорий общества.
Род Авеля, ешь, пей, радуйся -
Господь улыбается тебе.
Род Каина, в ярме сгибайся
Или погибай в нищете и печали
Опираясь на библейскую легенду, Бодлер создал своеобраВНОе ее продолжение, по - своему трактуя историю рода Авеля и Каина. Поэту важно показать, что на роду Каина от начала лежала печать проклятия:
Род Авеля, твои курения,
Вдыхает светлый Херувим!
Род Каина, твои боления -
Когда же придет конец им?
Род Авеля, тебя согреет
Огниця родительской пал,
Род Каина, зима повеет -
В пещере мерзни как шакал!
Вторая часть стихотворения - это прямой призыв к бунту.
Род Авеля, пойдут к навозу
Твоих наследников тела!
Род Каина, перед тобой -
Еще не совершенны дела;
Род Авеля, твоя ганеба,
Тебя повергнет в прах и тлен!
Род Каина, поднимись к небу
И Господа на землю сбрось!
Сборник мятежная за своим духом. Но поэту необходимо было выделить эту черту мировосприятия.
Шатобриан верил в то, что зло - это «болезнь» мира, которая не была естественным и постоянным состоянием души. У Бодлера эта болезнь оказалась хронической и неизлечимой. Он превратил ее в единую тему своего творчества.
Вопросы для самоконтроля
• Почему Ш. Бодлера принято считать предтечей символизма?
• Раскройте историю замысла и создания сборника «Цветы зла».
• Есть ли название сборника символической? Что она символизирует?
• Почему сборник «Цветы зла» считается цельным произведением? В чем это проявляется?
• В чем раскрывается новаторство поэта?