ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XIX - начале XX вв.

ЛЕКЦИЯ 20

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

 

1. Историко-литературный процесс конца XIX - начала XX века.

2. Понятие модернизма. Течения модернизма, их характеристика.

3. Понятие авангардизма. Авангардистские течения в мировой литературе.

 

1. Историко-литературный процесс конца XIX - начала 20 века

 

Развитие литературы неотделим от развития общества. Литература на рубеже XIX - XX веков была тесно связана со всеми перипетиями своего времени. Сложностью и противоречивостью исторической эпохи обусловлены своеобразие и многообразие мирового литературного процесса.

Из числа наиболее примечательных черт, что формировали «лицо» человеческой цивилизации в первой пол. XX ст., можно выделить:

В сфере социально-политического развития:

1. активизация национально-освободительного движения в странах Европы, Америки, Азии и Африки;

2. падение великих европейских империй и монархий;

3. утверждение социалистической и коммунистической идеологии;

4. обострение социально-политических противоречий между ведущими государствами мира, борьба за передел сфер политического влияния;

5. количественный рост и резкая поляризация политических партий и движений по признаку их демократической или авторитарной направленности. Появление мощных тоталитарных режимов - коммунистического СССР и национал-социалистического в фашистской Германии;

6. мировые войны.

В области научно-технического развития:

6. Революционные сдвиги практически во всех сферах научно-технической деятельности человека. Активное внедрение теоретических научных предположений в сферу их практической реализации (промышленность, транспорт, связь, вооружение, медицина и т.д.);

6. Стремительное развитие и появление целого ряда новых сфер научного знания (генетика, психиатрия, биофизика, биохимия, геофизика, геохимия, химическая физика, ядерная физика, математическая логика и т.п.).

В сфере экономико-промышленного развития:

1. Стремительная капитализация всех сфер экономических сфер деятельности человека;

2. Интенсивное развитие и индустриализация производства;

6. Развитие финансовой и банковской системы управления капиталом;

6. Расширение сфер торговли и свободного предпринимательства.

В духовной и собственно литературной сферах:

1. «Ревизия» классических рационалистических форм идейного мировоззрения и форм его художественного утверждения;

6. Обострение внимания к поиску новых форм художественного отражения действительности и мировоззренческих моделей его понимания;

6. Преимущество иррациональных факторов мышления над рациональными и субъективных форм восприятия над объективными;

6. Возникновение большого количества идеалистических философских и эстетических школ и направлений;

6. Утверждение модернизма и авангардизма в искусстве.

Среди ряда философских, научных, социологических, культурологических концепций на формирование мировоззрения человека первой половины XX в. особенно активно влияли позитивизм, «философия жизни», ницшеанство, культурологическая концепция О. Шпенглера, intuitionism, фройдизм, марксизм, экзистенциализм.

Идеи А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше, А. Бергсона создавали философская основа для раВНОобразных литературных явлений и художественных течений эпохи излома веков.

Значительное влияние на мировоззренческие позиции многих писателей этого времени произвел позитивизм, основные принципы которого сформулировали французский философ Огюст Конт (1798 - 1857) и английский ученый Герберт Спенсер (1820 - 1903). Эта философская теория привлекала внимание к положительным фактам действительности, призывая к их описанию и анализу, к поиску биологических причин разделения общества на классы, отвергал классовую борьбу как противоестественную и признавала борьбу за существование, о которой писал Чарльз Дарвин (1809 - 1882), имеющейся и в человеческом обществе.

Не менее популярной была философская концепция Артура Шопенгауэра (1788 - 1860), которая толковала мир как творение высшей духовной силы, иррациональной и неотвратимой «мировой воли». Один из ее проявлений - присуща человеку «воля к жизни». Нейтрализовать «мировую волю»можно было лишь путем познания с помощью философского созерцания. Эта воля становилась ничем в процессе ее познания, превращая в ничто и весь созданный ею мир. Искусство могло помочь познать абсурдный мир только путем интуитивного познания, через озарение и прозрение.

Идеи Шопенгауэра подхватил Фридрих Ницше (1844 - 1900), который создал теорию элитарности, исключительности отдельных личностей, которых назвал «сверхлюдьми». Они были носителями «воли к власти», стояли «по ту сторону добра и зла» и призваны управлять толпой.

Широкое распространение получила философия экзистенциализма, выдающимися теоретиками которой были Серен Кьеркегор (1813-1858) в XIX в. и Карл Ясперс (1883 - 1969) и Мартин Хайдеггер (1889-1976) в XX в. Экзистенциализм (от фр. «существование») провозгласил, что существование, то есть неизменные биологические свойства и биологические особенности человека и условия его бытия, предшествовало сущности, а следовательно, было важнее нее. С. Кьеркегор утверждал, что не могло быть и речи о осмысления человеком мира, потому что она ограничена в своих возможностях, и что ее мудрость заключалась в обращении к Богу и осознании собственной ограниченности. Мир непізнанний и абсурден, а существование человека - это «бытие для смерти», которая бросала тень на всю жизнь; цель существования - смерть. Поэтому общий способ бытия человека в обществе - трагический, полон страха, тревоги и отчаяния.

Человек, утверждал К. Ясперс, существовала как одинокое «я», как «единственная» в «сосуществовании» с другими. А это сосуществование было существованием равноправных личностей, которые руководили, делали добро, служили, проявляли верность, общительность в отношении друг к другу. Поэтому суть существования заключалась в гуманизме, ибо, как утверждал Ж.-П. Сартр, «экзистенциализм - это и есть гуманизм».

Не менее значимой стала и інтуїтивістська ірраціоналістична философия Анри Бергсона (1859 - 1941), согласно которой разум, который руководствовался выгодой, мог дать человеку знания только низшего порядка, ибо жизнь - иррациональное, недоступное для ума. Выше знания способна обеспечить лишь интуиция, озарение, внезапное прозрение. Поэтому искусство не было отражением жизни, а иррациональным, неосознаваемым процессом созидания действительности, во время которого в сознании сочетались современность и прошлое, что существовало благодаря памяти и с ее помощью оживало в форме воспоминаний.

Большое влияние на развитие литературы оказала психоаналитическая теория венского врача - психиатра Зигмунда Фрейда (1856 - 1931). Он рассматривал человека как сочетание трех элементов: природного «я», рационалистического «я» и морального «я». Природное «я» - это носитель плотских желаний и инстинктов, то есть подсознание человека. Рационалистическое «я» - рассудительная, сухая и фальшивая сознание, а моральное «я», которое Из. Фрейд называет еще «над-я», - это сверхсознание, которую общество навязывало человеку. Между всеми элементами личности шла борьба, и человек был ее жертвой. Подавление подсознательных влечений сверхсознательной функцией породило раВНОобразные комплексы, то есть психозы. Подсознание является источником энергии человека, именно ее импульсы стимулировали всю ее деятельность, в частности художественное творчество. Фрейд исходил из того, что в человеке укоренено зло, скрытое животное начало, человек будто находилась на краю пропасти, которая затаилась в ее душе. Поэтому добро должно преодолеть зло в самом человеке, в его душе.

В конце XIX ст., разочаровавшись в прежних идеалах и способах их художественного воплощения в литературных произведениях, писатели часто отказывались от творческого метода критического реализма. Сомнение в художественных возможностях критического реализма обусловило появление натурализма и неоромантизма, которые отвергли типизацию и обобщение жизненного материала, попытки дать универсальные рецепты на все случаи жизни, открыть глубинные жизненные истины.

Натуралисты, оставив социально-психологические обобщения, обратились к точному, фактографического, заземлено деталістичного и правдоподобного изображения жизни. Они пытались объяснить социальное неравенство и обусловленные ею социальные беды биологической наследственностью, к которой касательная идея гроВНОго и страшного неотвратимого фатума, определенной каждому судьбы. Неоромантизм пытался оторваться от мрачной и полной горя действительности, убежать в мир грез и идеалов, экзотические края благородных, прекрасных душой и поступками героев, которые неустанно боролись с жизненным злом. Отказавшись, так же как и натуралисты, от социально-психологических обобщений, неоромантики обратились к изображению уникального, героического и экзотично-романтического.

К наиболее примечательных факторов собственно литературного развития в первой половине XX в. можно отнести:

6. Коренную переориентацию принципов отражения литературой жизни.

6. Существенные изменения во внутренней организации самой литературы.

6. Более тесная взаимосвязь литературы с проблемами научного, общественно-политического, культурного развития цивилизации.

6. Выход на международную арену большого количества молодых национальных литератур.

6. Расширение литературных контактов.

Литературный процесс конца XIX - нач. XX в. обогатился не только художественным направлениям, но и жанрами. РаВНОобразили прежде всего роман: наряду с социальным бытовали научно-фантастический, социально-утопический, а также романы исторические, социально-психологические, философские, политические, биографические, романы - памфлеты, романы - эпопеи. Приобрела раВНОвидностей драма, популярной стала психологическая новелла, жанрово обогатилась лирика.

 

2. Понятие модернизма. Течения модернизма, их характеристика

 

Разочарование в жизненной действительности и художественном реалистическом способе ее воспроизведения вызвало интерес новейшими философскими теориями и появление новых художественных направлений, которые получили названия декадентских, авангардистских и модернистских. Французское слово «декаданс» означает упадок, «авангард» - передовая охрана, а «модерн» - современный, новейший. Этими терминами стали обозначать качественно новые явления в литературном процессе, те, что стояли на передовых, авангардных позициях и были связаны с упадком и кризисом общественной мысли и культуры, с пошукуванням положительных идеалов, обращением в этих поисках к Богу и веры, мистического и иррационального.

Модернизм - общее название направлений искусства и литературы конца XIX - нач. XX ст., что отражали кризис буржуаВНОй культуры и характеризовали разрыв с традициями реализма и эстетикой прошлого. Модернизм возник во Франции в конце XIX в. (Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо) и распространился в Европе, России, Украине. Модернисты считали, что не надо искать в произведении искусства какой-то логики, рациональной мысли. Поэтому искусство модернизма и носило преимущественно иррациональный характер.

Протестуя против устаревших идей и форм, модернисты искали новых путей и средств художественного отображения действительности, находили новые художественные формы, стремились коренного обновления литературы. В этом плане модернизм стал настоящей художественной революцией и мог гордиться такими эпохальными открытиями в литературе, как внутренний монолог и изображения человеческой психики в форме «потока сознания», открытием далеких ассоциаций, теории многоголосия, универсализации конкретного художественного приема и преобразования его на общий эстетический принцип, обогащение художественного творчества через открытие скрытого смысла жизненных явлений, открытием ирреального и непознанного.

Модернизм - это социальное бунтарство, а не только революция в области художественной формы, ибо побуждал к выступлению против ужесточений социальной действительности и абсурдности мира, против угнетения человека, отстаивая ее право быть свободной личностью. Модернизм протестовал против грубого материализма, против духовного вырождения и нищеты, тупой самодовольной сытости. Однако, протестуя против реализма, модернизм не отверг всех его достижений, а даже использовал их, развивал и обогащал в своих поисках новых путей в искусстве.

 

Общие черты модернизма:

особое внимание к внутреннему миру личности;

провозглашение самоценности человека и искусства;

предоставление преимущества творческой интуиции;

понимание литературы как высшего знания, которое способно проникать в самые интимные глубины существования личности и одухотворить мир;

поиск новых средств в искусстве (метаязык, символика, мифотворчество и т.д.);

стремление открыть новые идеи, которые превратят мир по законам красоты и искусства.

Такие крайние, радикальные модернистские течения, как дадаизм или футуризм получили название авангардизма (от фр. avant - вперед, garde - стража, передовой отряд) - направление в художественной культуре XX в., который заключался в отказе от существующих норм и традиций, преобразовании новых художественных средств в самоцель; отражении кризисных, болезненных явлений в жизни и культуре в извращенной форме. Авангардизма присуще бунтарство.

Авангардистские направления и течения (футуризм, дадаизм, сюрреализм, «новый роман», «драма абсурда», «поток сознания» и др.) обогатили и раВНОобразили литературный процесс, оставив мировой литературе немало шедевров художественного творчества. Они заметно повлияли и на писателей, которые не отказались от художественных принципов реализма: возникли сложные переплетения реализма, символизма, неоромантизма и «потока сознания». Реалисты в своих произведениях использовали и идеи. Фрейда, вели формалистические искания в области художественной формы, широко применяли «поток сознания», внутренний монолог, соединили в одном произведении разные временные пласты.

Модернизм как художественное направление был внутренне неоднородным конгломератом художественных явлений, которые основывались на общих мировоззренческих, философских и художественных принципах. В конце XIX в. возникли импрессионизм, символизм и эстетизм. В начале XX в. к ним добавились экспрессионизм, футуризм, кубизм, а во время и после первой мировой войны - дадаизм, сюрреализм, школа «потока сознания», а литература, в которую вошли антироман, «театр абсурда».

Импрессионизм (от фр. «впечатление») вел свое начало во второй половине XIX ст., и расцвел в XX в. Он возник как реакция на салонное искусство и натурализм сначала в живописи (К. Моне, Э. Мане. О. Ренуар, Э. Дега), откуда распространился на другие искусства (А. Роден в скульптуре, М. Равель, К. Дебюсси, И. Стравинский в музыке) и литературу. Здесь основоположниками импрессионизма стали брать Гонкури и Поль Верлен. Отчетливые проявления импрессионизма были в творчестве Те де Мопассана и Марселя Пру ста, до импрессионистов принадлежали Кнут Гамсун, Туго фон Гофмансталь, Ю. Тувим.

Протестуя против чрезмерной зависимости от реальной жизни, против копирования действительности, импрессионисты описывали свои впечатления от увиденного - зрительные и чувственные, что были изменчивыми, как и самый мир, а также оттенки впечатлений и красок, их представления и ассоциации были часто фантастическими и всегда субъективны. Художественное произведение импрессиониста - это не объективная картина мира, а система сложных субъективных впечатлений о нем, ярко окрашенная творческой индивидуальностью художника. Особенно уязвимы импрессионисты к чувственной красоты мира; они прекрасно воспроизводили природу, ее красоту, раВНОобразие и изменчивость жизни, единство природы с человеческой душой.

Самой среди декадентских течений конца XIX - начала XX в. стал символизм. Символ использовался как средство выражения непостижимой сущности жизненных явлений и потайных или даже мистических личных представлений, творческих прозрений, иррациональных озарений художника. Символы считались самым совершенным воплощением идей. Образы - символы воспроизводили таинственную и иррациональную суть человеческой души и ее жизни, величественный поступь неотвратимой судьбы, изобразили загробную жизнь, метафизический мир «инобытие», намекали на мистическую сущность явлений жизни.

Для символистов поэзия, как и музыка, была наивысшей формой познания таин - поиском и открытием «инобытие». Символ порождал многочисленные ассоциации, захватывал многозначностью, глубинным скрытым содержанием, которое трудно или даже невозможно было понять. Символисты придавали большое значение внутреннему звучанию, мелодике и ритму слов, благозвучия и мелодичности речи, эмоциональному возбуждению, которое охватило читателя благодаря ритму и мелодике стиха, игре раВНОобразных ассоциаций. Начали символизм французские поэты Поль Верлен, Стефан Малларме, Артюр Рембо. «Завоевав Францию, символизм быстро распространился по всей Европе. В разных странах символизм представляли Габриэль д ' анунцио (Италия), Райнер Мария Рильке и Туго фон Гофмансталь (Австрия), Стефан Георге (Германия), Оскар Уайльд (Англия), Эмиль Верхарн и Морис Метерлинк (Бельгия), Генрик Ибсен (Норвегия), Станислав Пшибышевский (Польша).

Эстетизм возник в последнее десятилетие XIX в. в Англии. Он породил культ утонченной красоты. Создатели эстетизма верили, что реализм обречен на полный крах, что социальные проблемы совсем не касаются настоящего искусства, и выдвигали лозунга «искусство для искусства», «красота ради самой красоты». Самым выдающимся представителем английского эстетизма был Оскар Уайльд.

Экспрессионизм (от фр. «выразительность, выражение») основан тоже в XIX в. Это авангардистское течение получило своего полного звучания и веса в первой четверти XX в. и стала значительным вкладом в развитие мировой литературы. Экспрессионисты были тесно связаны с реальностью - именно она их сформировала и глубоко волновала. Они осуждали уродливые явления жизни, жестокость мира, протестовали против войны и кровопролитий, были полны человеколюбия, утверждали положительные идеалы.

Но видение мира экспрессионистами было своеобразным: мир представлялся им хаотичной системой, которой руководили непостижимые силы, непонятные, непізнанні, таинственные, и от них не было спасения. Единственно настоящим был только внутренний мир человека и художника, их чувства и мысли. Именно он должен был находиться в центре внимания писателя. А воспроизводить его следует выразительно, ярко, с использованием грандиозных образов условных, с нарушенными пропорциями, излишне напряженных, с максимально четкими интонациями, то есть изображать с помощью экспрессивных образов с применением парадоксального гротеска и в фантастическом ракурсе. Не самый выдающийся экспрессионист Иоганнес Бехер считал характерным для экспрессионизма поэтическим образом «напряженный, открытый в экстазе рот». Итак, в произведениях экспрессионистов много сатиры, гротеска, немало ужасов, чрезмерной жестокости, обобщений и субъективных оценок реальности. Экспрессионизм появился сначала в живописи (Э. Мунк, В.Ван-Гог, П. Гоген. П. Сезанн и др.) и в музыке (Рихард Штраус), чтобы вскоре перейти и в литературу. К наиболее экспрессионистов принадлежат Г. Тракль и Ф. Кафка в Австрии; И. Бехер и А. Франс в Германии; Л. Андреев в России.

Імажизм (от фр. «образ») - течение, которая вызвала появление российского имажизма. Появилась она в Англии накануне первой мировой войны и просуществовала до середины 20-х годов. В России впервые імажиністи заявили о себе в 1919 году. Образ імажисти и імажиністи провозгласили самоцелью творчества. «Стихотворение - не организм, а волна образов, из него можно вынуть один образ, вставить еще десять», - утверждал теоретик российского имажизма В. Шершеневич. Итак, стихотворение представители этого течения считали «каталогом образа», изысканным сплетением метафор, метонімій, эпитетов, сравнений и других тропов - этаким капризным нагромождением красок, оттенков, образов, ритмов и мелодий. Содержание імажиністи отодвигали на второй план: он «поедается образом». Естественно, что імажинізм не мог, если бы даже и хотел, вполне пренебречь содержанием. Творчество С. Есенина - лучшее подтверждение этой мысли. Представителями имажизма в Англии и США является Т. С. Элиот, Г. Олдингтон, Э. Паунд, Э. Лоуел и др.

 

3. Понятие авангардизма. Авангардистские течения в мировой литературе

 

Футуризм (от лат. «будущее») возник в 1909 г, в Италии, его родоначальником был Ф. Маринетти. Оттуда распространился по всей Европе, получив название кубизма во Франции (М.Жакоб, Б.Сандрар), эгофутуризма и кубофутуризма в России (И. Северянин, братья Мехи, В. Хлебников, В. Махновский и др.), авангардизма в Польше (Ю. Пшибось и др.). Украинский футуризм, начатый М. Семенко, получил впоследствии название «панфутуризм».

Футуристы провозглашали, что они создали искусство будущего, которое было созвучно ритмам новой эпохи «хмарочосно-машинно-автомобильной» культуры, и призывали отбросить традиции старой культуры, которую они называли пренебрежительно «плевательницей». Футуристы пели гимны техническому прогрессу, городу, машинам, моторам, пропеллерам, «механической» красоте, подчеркивали необходимость создания нового человека, достойного своей эпохи техники, человека нового склада души. Они отвергли традиции реалистической литературы, ее язык, поэтическую технику. Вводя свой язык, новые слова и словосочетания, футуристы доходили даже до абсурда: время придумывали слова без какого-либо содержания.

Французские кубисты и российские кубофутуристи были тесно связаны с малярами - кубістами, которые пытались эпатировать, поразить обывателей резкостью красок и необычностью содержания: они раскладывали изображаемое на простейшие геометрические элементы - кубы (отсюда и название), квадраты, прямоугольники, линии, цилиндры, круги и т.д. Провозгласив культ формы, кубисты отодвинули смысл на задний план, возвели его в формы. Писатели озадачивали обывателя не только «языком, которого еще никто не слышал», но и уходом от благозвучия в сторону какофонии, диссонансов, накоплением тяжелых для проиВНОшения согласных.

Сюрреализм (от франц. «sur» - сверх, то есть надреалізм), возникший во Франции в 1920-х годах. Его основателем и главным теоретиком был французский писатель Андре Бретон, который призвал «разрушить существующее доныне противоречия между мечтой и реальностью». Он заявил, что единственной сферой, где человек может полностью проявить себя, есть подсознательные акты: сон, бред и т.д., и требовал от писателей-сюрреалистов «автоматического письма», то есть на уровне подсознания.

Школа «потока сознания» - это средство изображения психики человека непосредственно, «изнутри», как сложного и текущего процесса, углубление во внутренний мир. Для таких произведений было характерно использование воспоминаний, внутренних монологов, ассоциаций, лирических отступлений и других художественных приемов. Представители: Д. Джойс, М. Пруст, В. Вульф и др.

В «драме абсурда» действительность изображались через призму пессимизма. Безысходность, постоянное предчувствие краха, обособленность от реального мира - характерные черты произведения. Поведение, речь персонажей алогична, фабула разрушена. Создатели - С. Беккет, Э. Ионеско.

 

Вопросы для самоконтроля

IV Каким образом литература на рубеже XIX-XX веков тесно связана со всеми перипетиями своего времени?

V Назовите наиболее отличительные факторы литературного развития в первой половине XX в.

VI Дайте общую характеристику модернистской литературы.

VII Какие течения и направления принадлежат к авангардистских? Дайте их общую характеристику.