ЛЕКЦИЯ 18
АМЕРИКАНСКАЯ ПОЭЗИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛІЗМУ.
УОЛТ УИТМЕН
1. Философское течение трансценденталізму: истоки, характерные черты, представители.
2. Уолт Уитмен - поэт - трансценденталіст.
3. Сборник В. Уитмена «Листья травы»: название, построение, ведущие мотивы, образ лирического героя.
1. Философское течение трансценденталізму: истоки, характерные черты, представители
Трансценденталізм (с лат. - то, что выходит за пределы, данный вне опытом) - самобытная религиоВНО-философская и этическая система, которая развивала национальную философскую традицию в США. Американские трансценденталісти разделяли мнение. Канта о априорное знание, которое якобы извечно присуще сознания и было условием и основой всякого опыта. Они считали, что человеческое сознание от рождения - не tabula rasa (чистая доска); не воспринимали капиталистического накопления, противопоставляли ему высшие духовные ценности, ставили в центре Мироздания человеческую личность, наделенную божественной душой, которая не признает над собой никакой власти, кроме закона «я».
В 1836 году в Бостоне был организован «Трансцендентальный клуб», который возглавлял Г. Эмерсон. Членами клуба стали Г. Торо, М. Фуллер, Э. Олкотт, которые стремились воплотить идеи трансценденталізму на практике (создание утопического гармоничного общества (сельскохозяйственная колония Брук Фарм, основания Конкордської школы философии (попытка американских летних курсов), издание журнала «Дейл» и др.).
В трактате «Доверие к себе» Ральф Эмерсон писал, что человека надо ценить не за богатства, а за личные качества, пусть она полагается на себя и ищет пути к правильной жизни. В работе «Природа» он подчеркивал, что с философской точки зрения Вселенная поделен на Природу и Душу.
Ведущие черты трансценденталізму: самоуглубления и «доверие к себе», духовная независимость, божественность человеческого «я», равенство людей, отрицание насилия над личностью, пантеистическое восприятие жизни, отрицание культа обогащения, вера в существование «наддуші», частицы которой содержались в каждом человеке.
Трансценденталізм сыграл значительную роль в становлении философских принципов позднего романтизма США, был мировоззренческим и эстетическим ориентиром для Н. Готорна, Г. Мелвилла, У. Уитмена. Независимо от того, разделяли американские романтики идеи Эмерсона и Торо или нет, они «отбивали их непосредственно или косвенно в своем творчестве», «прогрессивные мысли, которые содержались в произведениях и выступлениях трансценденталістів, не могли не влиять на американскую творческую интеллигенцию».
Итак, трансценденталізм - мировоззренческое и эстетическое основание, литературно-философский ориентир художников США в 30 - 50 годы XIX века.
2. Уолт Уитмен - поэт - трансценденталіст
УОЛТ УИТМЕН (1819-1892) - американский поэт, оригинальный мыслитель, публицист, критик, прозаик, автор известной книги «Листья травы».
Предки поэта были выходцами из Голландии. Родился он 31 мая 1819 года в бедной фермерской семье в поселке на острове Лонг-Айленд (неподалеку от Бруклина). В многодетной семье было девять детей, среди которых Уолт был старшим. Вместе с братьями он помогал отцу. Некоторое время (1825 - 1830) посещал бруклинскую школу, но сын плотника не мог получить хорошее образование. В основном Уолт Уитмен занимался самообразованием. Среди его любимых писателей - имена Шекспира, Диккенса, Жорж Санд, Беранже, Купера.
Трудовая биография Уитмена насчитывала много профессий: рассыльный, печатник-сборщик, учитель, журналист, редактор провинциальных газет, плотник, санитар во время войны между Севером и Югом. Уолт Уитмен любил путешествовать. По свидетельству биографов, он пешком прошел через 17 штатов. Его любовь к уединению удивляла окружающих.
До 36 лет Уитмен не создал ничего выдающегося. Он был обычным автором традиционных стихов. В литературной жизни Америки поэт пришел поздно. По словам В. Мацапури, появился неожиданно «на поэтическом парнасе» и «не имел периода школярства».
Чтобы понять уникальность появления нового таланта, одни исследователи прибегали к мистических объяснений, другие - указывали на большую подготовительную работу, что нашло отражение в дневниках Уитмена.
В 1850 г. было напечатано несколько стихотворений Уитмена, в частности «Европа». Первые стихи были лишь предвестником рождения оригинального, самобытного поэта, который смело заявил о себе в сборнике «Листья травы», первое издание которой вышло в Нью-Йорке в 1855 г. Этот год разделил жизнь Уитмена на два этапа: до и после появления сборника. Современникам и даже читателям последующих поколений она показалась необычной: ее космизм, философичность, оригинальное мировоззрение, нетрадиционная форма стихов поразили и потрясли.
Начиная с 1874 г., поэт боролся с тяжелым недугом: в 54-летнем возрасте его разбил паралич, и до конца жизни он уже не мог избавиться от болезни. Прикованный к постели, он продолжал писать. Последнее наиболее полное издание (1892 года) считалась «изданием смертного ложа».
Большое влияние на формирование мировоззрения писателя имела философия трансценденталізму Г. Эмерсона он величал своим «Учителем». Политические, философские, эстетические взгляды писателя нашли отражение в «Листьях травы» - книге его жизни.
В годы формирования Уитмена как поэта большую роль в общественной жизни Америки играл аболіціонізм - движение за отмену рабства негров. Аболіціоністські взгляды Уитмена также ощутимы в «Листьях травы».
Уолт Уитмен - гуманист с большой буквы. Гуманистическое отношение к окружающему миру начало формироваться в его душе еще с детских лет под влиянием Библии. Эту книгу читали в родительском доме каждый день, знали ее наизусть. Возможно, отсюда взяли свое начало такие идеи творчества писателя, как идея равноправия всех людей, вера в братство народов и неисчерпаемость человеческого гения.
Следует отметить, что творчество Уитмена, стали вехой в развитии американской поэзии XIX века, по-своему откликнулась на американский романтизм. Ведь поэт выступил в эпоху, когда романтизм «изживал себя частью в бесплодных подражаниях эпигонов, частью в претензиях на философичность в бостонских поэтов». Поэт пытался бороться с «обветшалой эстетикой романтизма». Художник воспел красоту простого жизненного факта, который и был для него идеалом красоты. Идеал - это и была сама действительность, такая, какой она предстала перед человеком, поэтом, ее он и стремился выразить. Все остальное - для него лишь «орнаменты», условности, которым не было места в поэзии.
Уитмен полемизировал с романтизмом и в стихах, и в газетных выступлениях. Эта полемика обновила американскую поэзию, научила ее новым способам выражения, но в своих взглядах на американскую действительность, перспективы развития американского общества Уитмен оставался романтиком, и черты романтизма ощутимые в его творчестве, несмотря на все возражения «романтического в поэзии».
Чтение произведений американского поэта - труд, но труд творческий, которая возвышает душу человека. Поэт писал: «Читатель должен брать на себя свою часть работы - в той же мере, как я выполняю свою». В книге «Листья травы» он старался «не так утвердить или развить ту или иную тему», как ввести читателя в атмосферу данной темы, ее мысли, чтобы отсюда читатель сам «отправился в свой полет».
Критики единодушны в мнении, что в Америке трудно найти писателя, который был бы таким искренним и серьезным в поисках жизненных ценностей, каким был В. Уитмен. Источник и пафос всей его поэзии, по словам А. Градовского, закодированные в триаде: «Что есть человек? И что - я? И что - ты?».
Однако первое издание сборника поэта «Листья травы» в 1855 году современники встретили негативно. Трудности сопровождали и каждое прижизненное переиздание этой книги. Уитмен долгое время оставался для подавляющего большинства американских читателей непонятным; хотя одно из утверждений американских критиков не требовало доказательств - это то, что он - поэт глубоко религиозный, мистический.
И все же, хотя ему приходилось терпеть материальные лишения и негативное отношение критиков, имя его пользовалось популярностью. Признание к поэту пришло раньше в Англии, чем на родине. Там у него появились поклонники. В 1870 году была напечатана книга Энн Гілкрайст «Женщина рассуждает о Уолта Уитмена».
Энн Гілкрайст была вдовой известного английского литературоведа, сама писала книги. Сборник «Листья травы» Уолта Уитмена тронула ее до глубины души, она полюбила поэта и написала ему письмо. Они начали переписываться. Энн Гілкрайст мечтала о браке с американским поэтом. Писатель предупреждал влюбленную женщину, что не надо путать Уолта Уитмена - героя сборника, с Уолтом Уїтменом - человеком. В стихах она увидела бесстрашного, агрессивного, самоуверенного, свободного от условностей, чувственного, благородного мужа - красавца. В жизни он был другим: нежным, ласковым, порой застенчивым и скромным. Поэт написал к англичанки: «Дорогой друг, позвольте мне сделать некоторые предупреждения относительно себя - и Вас также. Не следует строить в своем представлении неоправданный, необоснованный образ, пенять на него, а тогда безоглядно посвящать ему всю свою любящую душу. Настоящий У.У. - человек очень проста, и она не заслуживает такой преданности».
В молодости Уолт Уитмен имел шесть футов (фут - 30,48 см) на рост; фигура была стройной, однако не атлетическим. Здоровья и силы не хватало. Он рано поседел.
Американец начал стареть, как только ухудшилось его самочувствие в годы Гражданской войны. После инсульта и паралича (1873 год) поэт сразу сделался старым; здоровье, сила, энергия оставили его, однако он, как раньше, был оптимистом.
Когда Энн приехала в 1876 году в США и встретилась с ним, она поняла, что они смогут быть только друзьями. В течение двух лет Энн с детьми жила в Филадельфии, Уолт Уитмен - в Кэмдене, пригороде Филадельфии. Он часто наведывался к Гілкрайстів. В 1879 году женщина покинула США. Она ушла из жизни раньше поэта. В конце 1885 года ее сын, Гилберт сообщил ему о смерти Энн Гілкрайст. Знаменитый американец в трауре ответил: «...сейчас Ничего не осталось, кроме воспоминаний о милой и богатой душой человека... Я не могу сегодня писать, я должен остаться наедине и думать».
Уитмен посвятил Энн Гілкрайст стих, который начал строками: «Мой благородный друг, очаровательная женщина, мой любезный ученый...». В книге М.Мендельсона помещена картина Гилберта Гілкрайста: «Уолт Уитмен, Энн Гілкрайст и ее дочь Грейс».
В Кэмдене, в доме, где жил поэт последние свои годы, и где он умер, есть музей. Здесь хранится все, что связано с его жизнью и творчеством.
Особенности индивидуального стиля Уолта Уитмена:
• сходство образов лирического героя и создателя сборки;
• сочетание конкретного, чувственно обраВНОго плана и плана
абстрактного, философского значения;
• изображения жизни в контрастах (противоположность образов);
• создание своеобразных «каталогов» (перечень чего-то, конкретизации);
• действие музыкального принципа на всех уровнях поэтической композиции;
• форма стиха - верлибр;
• внутренний и внешний ритм;
• постепенное нарастание эмоционального напряжения;
• использование приемов ораторского искусства (риторических вопросов, восклицательных предложений, обращений);
• космизм;
• склонность к символике.
3. Сборник В. Уитмена «Листья травы»: название, построение, ведущие мотивы, образ лирического героя
Сборник Уолта Уитмена «Листья травы» заняла важное место среди поэтических достижений мировой литературы. Творческое наследие поэта привлекал читателей раВНОобразием тематики, оригинальностью стиля, широким жанровым диапазоном.
Стихи, поэмы, вошедшие в сборник, не имели традиционного сюжета. Л. Герасимчук справедливо отметил: «...Цикличность (рождение - работа - смерть - бессмертие) свойственна и всей книге в целом, и главным ее составляющим.... Вне поля зрения поэта не остались ни обычные картины американских будней, ни социальная трагедия расового неравноправия, одно из важнейших событий в европейской истории XIX в.»
«Листья травы» - сборник, которая прославила имя писателя. При жизни поэта вышло девять изданий этой книги. Первое ее издание (1855) он набрал собственноручно. Оно было осуществлено за средства автора, без указания на его имя. Книга содержала 12 стихотворений и поэм без названия. Но здесь был его портрет и упоминалось о том, что права на издание имел Уолт Уитмен. На обложке доминировал зеленый цвет. «...Это флаг моих чувств, сотканный из зеленой ткани - цвета надежды», - объяснял поэт. «Листья травы» - это в основном попытка передать мою собственную эмоциональную и личностную природу...попытка детализировано от начала до конца воссоздать Личность, человеческое естество (меня самого во второй половине XIX столетия в Америке) и сделать это свободно, исчерпывающе и правдиво», - писал Уитмен.
У Леся Герасимчука читаем: «...Если мы попытаемся определить суть книги «Листья травы», то можно сказать: ее тема - это сам Уолт Уитмен, сюжет - человек и Вселенная, идея - вечное и неуклонное торжество человека. Может, это звучит слишком обобщенно, но именно таким был замысел автора».
На протяжении всей жизни с каждым очередным изданием поэт пополнял сборку, оставляя символическое название «Leaves of Grass», которая могла переводиться по-раВНОму - «листья», «стебли», «ростки», «листы» травы. Третье издание (1860) насчитывало уже почти 100 стихов. Девятое (1892) - 400 стихов раВНОго объема.
Произведения, вошедшие в сборник, автор поделил на 15 циклов. К каждому вошли стихотворения, объединенные по определенным темам. Циклы имели соответствующие названия: «Посвящения» (воспевание простого отдельной личности, людей разных профессий; раскрытие очевидных истин жизни), «Дети Адама» (показ гармонии физиологического и духовного в человеке; воспевание красоты человеческого тела, физической и платонической любви), «Аир благовонный» (раскрытие идей демократии; тема дружбы, братства, любви), «Перелетные птицы» (воспевание силы, возможностей молодого поколения; призыв к новой жизни; надежды на изменения в обществе), «Морские течения» (философско-пейзажная лирика), «При дороге» (антирабовладельческие мотивы; неизменные картины жизни), «Барабанный бой» (события Гражданской войны в США 1861-1865 гг.; роль поэта и поэзии в годы войны), «Памяти президента Линкольна» (стихи, посвященные президенту Линкольну), «Осенние ручьи» (тема свободы, жизни и смерти; проблема экологии; мотивы восстания), «Шепот божественной смерти» (бессмертие после смерти), «От полудня до звездной ночи» (музыка любви; невзгоды жизни; революция в Испании; «ночь, сон, смерть и звезды»), «Песни расставаний» (счастливое будущее; восход и закат жизни), «Дни семидесятиліття» (смысл счастья; подведение итогов жизни; мотивы самоубийства; тема настоящих победителей), «Прощай, мое Вдохновенье!» (воспевание силы поэта, смерти во имя свободы, бессмертия и добра), «Эхо минувших лет» (отречение от нежелательных фактов; признание и воспевания жизни, в котором люди стали равноправными).
В сборнике «Листья травы» имеющиеся сквозные темы и образы. Выделим следующие сквозные темы: Человек - Личность - Женщина - Мужчина; жизнь и смерть; Тело и Душа; война; Демократия; Природа; счастье. Среди сквозных образов можем выделить следующие: Жизнь, Смерть, Солнце, Море, Воздух, Земля, Любовь.
В стихах «Одно я пою», «Когда я размышлял в тишине», «На кораблях в океане», «Историку» (цикл «Посвящения») Уолт Уитмен определил содержание сборника, прибег к определению образов «Листья травы»: «я пою войну», «жизнь, безмерную в страсти», «Человека Новых Времен», «войну, куда более долгую и великую, чем любая другая», «изменчивое счастье», «песню битвы», «Тело и вечную Душу». Свою книгу автор назвал «поэмой», сравнил ее с кораблем - «одиноким парусником, рассекающим эфир, бегущим к неизвестной цели, но всегда уверенным».
Спеши, спеши, моя книга! Раскрой свои паруса, утлое суденышко, над величественными волнами. Плыви все дальше и пой, во все моря, через безграничную синь, неси мою песню...
В стихах «Штатам», «Рожденный на Поманоці» (стихи 3,4,14,18), «Слышу, поет Америка» (цикл «Посвящения»), «Для тебя, Демократия», «Песня разных профессий», «Приснился мне город», «Я видел дуб в Луизиане» (цикл «Аир благовонный»), «Пионеры! Пионеры!» (цикл «Перелетные птицы»), «Европа», «Бостонская баллада», «Нашим штатам» (цикл «При дороге») ощутимые политические мотивы (поддержка идей демократии, мечты о утопическое город, надежду на новую жизнь, в которой все будут равноправными, отождествление силы и величия Штатов с влиянием религии). Автор раскрыл проблему культурного и экономического развития Америки, ее положения на международной арене.
Лирический герой Уитмена призывал к борьбе, к изменению жизни к лучшему, предлагал брать пример со стран, которые приняли идеи демократии, беспрекословно верит в свободу, провозглашая:
Свобода! Пусть другие не верят в тебя,
но я верю в тебя до конца.
Поэт критически относился к руководству Америки, старался доказать мнение, что вера имели большое значение для достижения успеха в любой сфере жизни, а особенно - для победы.
Я стою в стороне и смотрю,
и меня глубоко изумляют,
Что тысячи людей идут за такими людьми,
которые не верят в людей.
Воспевая простую отдельную личность, изображая людей разных профессий, раскрывая очевидные истины жизни, Уитмен оставил за читателем право выбора:
Ты уже не будешь брать все явления мира из вторых или третьих рук,
Ты перестанешь смотреть глазами давно умерших или питаться книжными призраками,
И моими глазами ты не станешь смотреть, ты не возьмешь у меня ничего,
Ты выслушаешь и тех и других и профильтруешь все через себя.
Взгляд на человеческое тело в поэзии писателя - трансценденталіста напоминал отношение к нему древних греков, что не было характерным для литературной традиции XIX в. Не случайно пуританская Америка не восприняла его. Романтики воспевали человеческую душу, Уитмен воспел гармонию души и тела. Наиболее яркое выражение эта тема нашла в цикле «Дети Адама».
Поэзии «О теле электрическом я пою», «Час безумству и счастью», «Однажды, когда я проходил городом», «Когда я, как Адам» воспели красоту человеческого тела, свободной любви, физических отношений между мужчиной и женщиной.
В поэзии «О теле электрическом я пою» Уитмен пытался дать ответ на вопрос:
Иль тело значит меньше души?
И если душа не тело, то что же душа?
Перед читателем предстала проблема красоты мужского и женского тела, сосуществование тела и души. Автор пытался показать совершенство и мужского, и женского тела путем сопоставления: основное качество мужского тела - сила («умелые сухожилья и нервы», «слои грудных мускулов», «упругое мясо», женского - нежность (если чувствуешь «божественный нимб» женского тела, то «все книги, искусство, религия, время, страх ада - все исчезает»). Женщина имела преимущество, потому что она - мать, начало других начал.
Своеобразная трактовка природы, отношение к стихии воды, ветра, земли составляло самую главную примету художественно-философского мировоззрения Уолта Уитмена.
Цикла «Морские течения», «Осенние ручьи», цикл «От полудня до звездной ночи» - будто волшебные сказки, которые воспели красоту настоящей любви, музыку природы.
Рассказав историю двух влюбленных птичек, лирический герой Уитмена понимал, что все в природе наполнено любовью: море, луна, ночь, земля, звезды, ночные песни, тьма, бездна, луна, лес, поле. Но эти заманчивые картины потеряли смысл без любимого, потому что не могли ее ни вернуть, ни заменить.
Вернись, любимая! Слышишь, я здесь!
Этой созревшей песней я говорю тебе, где я.
Этот ласковый зов обращаю к тебе, к тебе.
Лирический герой, который стал случайным свидетелем потери одинокую птицу, «одиноким слушателем» его мольбам, осознал свое предназначение в жизни. После этого события его слова начали превращаться в стихи, песни.
Уитмен воспел музыку Природы, умение чувствовать эту музыку. Автор уверен: если человек способен чувствовать «мерцанье холодных вод», «тающий мартовский снег», «бегущий ручей», «запах сирени», слышать все эти звуки, то на мир она смотрела другими глазами, сама стремилась по-другому разговаривать, ценила «звучность, размеренность, стройность и божественный дар говорит слова». Музыка Природы - «первозданная песня Земли», только после нее появились другие песни, которые пела и создавала человек. Музыка способна была сделать все: поднять на борьбу, успокоить, заставить плакать и смеяться, познавать мир. Лирический герой Уитмена всегда находился в поисках новых песен, новой музыки, звуков, а главное - в поисках музыки души.
Хрестоматийными стали стихи Уитмена, посвященные памяти президента Линкольна, убитого наемником. Для поэта он был символом демократии, любимым президентом. Стихи «У берегов голубого Онтарио», «О Капитан! Мой Капитан!» пронизаны мотивами жалости и тоски. Уитмен, передав чувства всех американцев, грустил, но не упрекал смерти:
Я плакал и всегда буду плакать - всякий раз, как вернется весна...
В стихах этого цикла воплощены элементы романтического миропонимания с присущим Уїтменові космізмом. Важную роль в структуре стихов отыграли образы - символы: Америка - корабль, Линкольн - Капитан и отец.
О Капитан! мой Капитан! сквозь бурю мы прошли,
Изведан каждый ураган, и клад мы обрели,
И гавань ждет, бурлит народ, колокола трезвонят,
И все глядят на твой фрегат, отчаянный и грозный!
Тема войны нашла отражение в цикле «Барабанный бой», цикле «Дни семи десятилетия». Автор воспел людей, которые оказывали медицинскую помощь раненым, лечили не только тело, но и душу; раскрыл проблему смерти.
Отметим, что в стихах других циклов Уитмен восхищался смертью, которая приносит «уверенность и душевный покой». Но в стихах этого цикла поэт понимал ее бессмысленность, ненужность - во время Гражданской войны умирали юноши.
Не забуду, как солнце взошло, как я поднялся с холодной земли и одеялом плотно укрытое тело солдата Похоронили там, где он пал..
В стихах последних циклов Уолт Уитмен пытался подвести итоги жизни, критически взглянуть на прожитые годы. В очередной раз он высказал мнение, что земля - это чудо, сама жизнь - чудо, Природа - живое существо, которое имело душу, а все, что существовало - идеальное: «Не вижу я несовершенства вселенной».
В стихах «Много, много времени позже», «Осцеола» (цикл «Прощай, мое Вдохновенье!») поэт прощается со своим Вдохновением:
Я ухожу, а куда - и сам не знаю,
Не знаю, что ждет меня впереди,
не знаю, встретимся ли мы с тобой.
Для него ночь - это смерть, день - жизнь. Лирический герой Уитмена надеялся, что Вдохновение, пройдя с ним бок о бок на протяжении жизни, останется с ним и после смерти. Они вместе пойдут в Бессмертие.
Как видим, проблематика сборника «Листья травы» достаточно широка. В стихах появились такие проблемы: экономического и культурного развития Америки; братства народов, наций; значение войны, восстания для изменений в жизни общества; науки и религии; эволюции жизни; смерти и бессмертия; равенства мужчины и женщины; красоты человеческого тела; гармонии физического и духовного в человеке; взаимосвязи, взаимодействия человека и Природы; понимание читателями стихов, мыслей автора.
Ключевое место в книге принадлежало поэме «Песня о себе», что, по словам В. Мацапури, стала своеобразным манифестом автора.
«Песня о себе» не имела сюжета в общепринятом значении этого термина. Но она, как и книга в целом, имела лирический центр: движение мыслей, чувств объединил образ лирического героя. Субъект повествования - «Я» - близкий фигуры создателя книги, но не тождественный ему. «У меня есть только один центральный образ - обобщенная человеческая личность, типізована через самого себя, - писал Уитмен. - Но моя книга заставляет меня, даже делает абсолютно необходимым для каждого читателя поставить себя на главное место, сделаться живым источником, главным действующим лицом, которое переживает каждую страницу, каждое чувство, каждая строка.»
Поэтическое «Я» Уитмена постоянно перевтілювалося в других людей, явления природы, был представителем «всех эпох и всех земель», мало обобщенный философский характер: «лоцман играет в кегли», «охотник крадется за дичью», «дьяконы стоят пред алтарем», «прядильщица ходит взад и вперед», «фермер выходит пройтись в воскресенье», «тело калеки привязано к столу хирурга», «девушку - квартеронку продают с молотка», «полисмен обходит участок», «юнец управляет фургоном», «негры машут мотыгами на сахарном поле», «подросток слушает музыку дождя», «знаток озирает картины на выставке», «дирижер отбивает такт в оркестре», «раВНОсчик потеет под тяжестью короба», «невеста оправляет белое платье», «проститутка волочит шаль по земле», «президент ведет заседание совета», «плотники настилают полы»... - «и все они льются в меня, и я вливаюсь в них, и все они - я, из них изо всех и из каждого я тку эту песню о себе».
Вопросы для самоконтроля
• Определите черты и назовите представителей течения трансценденталізму.
• Когда Уолт Уитмен пришел в литературной жизни Америки?
• Кем стала для Уолта Уитмена английская писательница Энн Гілкрайст?
• Назовите сквозные темы и образы сборника Уитмена «Листья травы».
• Раскройте образ лирического героя в стихотворении «Песня о себе».